Казимир Малевич: биография художника, известные картины, история жизни и творчества

Казимир Малевич — неординарная фигура искусства двадцатого века. Творец не только писал картины, но и сочинял стихотворения, занимался дизайном и философией. Как сложилась судьба Малевича и почему именно «Черный квадрат» стал одной из всемирно известных картин?

Детство и юность

Родился художник на Украине, в 1879 году. Всю жизнь Казимир считал именно этот год датой своего рождения. Однако, через 125 лет культуроведы выяснили, что родился он немного раньше — в 1878 году. Почему так произошло? История умалчивает.

Детство Малевича прошло в небольшом селе на Украине. Детские воспоминания в будущем автор отразит в своем творчестве. Художник вспоминает, как наблюдал за крестьянами во время полевых работ и любовался «цветными» работниками.

В возрасте 10 лет, после посещения ярмарки сахароваров, Малевич понимает, что хочет связать свою жизнь с искусством. Увиденные полотна известных на тот момент художников поразили мальчика: он просил родителей отдать его в художественную школу, однако отец не поддержал это начинание. Мать же, напротив, была благосклонна к желаниям сына. Она рассказывала ему об искусстве и покупала краски. Так начался творческий путь Малевича. В 16 лет он написал свою первую картину «Лунная ночь». Однако, на сегодняшний день, шедевр считается утерянным, так как один из друзей мальчика предложил ему продать полотно. Несколько раз культурологи пытались установить местонахождение картины, но эти попытки не увенчались успехом.

После переезда в Курск, с 1896 Малевич начинает активно заниматься живописью. В это время в нем борется два начала: с одной стороны, он вынужден работать чертежником, чтобы иметь хоть какие-то деньги для выживания, а с другой — его душа рвется к искусству, он жаждет творить. Объединившись с соратниками по духу, Малевич создает городской художественный кружок.

Раннее творчество

С 1905 по 1907 пытается поступить в Московское училище живописи, но, ни одна его попытка не увенчалась успехом. Тогда, в 1907 году художник окончательно перебирается в Курск. На протяжении нескольких лет посещает училище Федора Рербега, где получает базовые знания по основам живописи и искусства. Именно в это время он создает одни из наиболее известных в раннем творчестве картин — «Жница», «Полотеры» и «Плащаница».

Как отмечал Малевич, его творчество было разделено на три периода: в первом он увлекался религиозной темой, в частности иконописью, затем основной темой стала работа крестьян — жатва, молотьба. Третий период характеризуется преобладанием загородных пейзажей — дачных домиков, садовников и плотников. В четвертом периоде творчество стала исключительно «городским» — среди героев картин выделялись городничие, служащие и лакеи.

В феврале 1911 Малевич примкнул к «Союзу молодежи» — художественной организации Санкт-Петербурга. В это время финансовое положение художника становится наиболее тяжелым — часто денег не хватает даже на холст. Малевич, как человек с богатой фантазией, находит выход из ситуации и пишет картины на мебели. Так, на полках этажерки были написаны три картины — «Корова и скрипка», «Туалетная шкатулка» и «Станция без остановки». Основной стиль этих произведений — кубофутуризм, который сочетал в себе принципы французских кубистов и достижения итальянских футуристов. Картины произвели фурор в обществе: никто до Малевича не совмещал в одном произведении два столь противоположных элемента — корову и скрипку.

Создание нового стиля

В 1915 году в творчестве авангардиста впервые начинают проявляться черты нового стиля — супрематизма, который основан на использовании геометрических фигур, линий и ограниченного числа оттенков. Пример тому — «Композиция с Моной Лизой», где основной акцент был сделан на белом фоне, цветных фигурах и их необычном расположении.

Малевич считал, что в процессе творчества автор должен создавать новые художественные миры и полностью погружаться в них. За основу для работы над последующими произведениями он выбрал три фигуры — крест, квадрат и круг.

Первые картины в новом стиле — «Живописный реализм футболиста», «Черный четырехугольник», «Дама» — не были встречены общественностью с восторгом. Коллеги запретили художнику объявлять супрематизм течением футуризма. Однако, это не остановило художника: Малевич продолжал творить.

Сам же автор говорит о том, что людям, привыкшим «греться у милого личика» очень сложно «согреться у лица квадрата». Его творчество нельзя оценивать однобоко, это «Свободная форма искусства» — отмечал Малевич.

Во время работы в стиле супрематизма автор пережил три стадии творческого процесса. На первой главенствующим стал черный цвет — это полотна «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест» — основные классические фигуры супрематизма. Вторая стадия, стадия «рассвета» характеризуется преобладанием цветных фигур над черными. Конструкции, парящие над белым фоном, знаменуют бесконечность творческого полета мысли автора-творца. Наиболее известные картины этого периода — «Красный квадрат», «Supremus» № 56, 57 и 58. Последним из периодов стал белый — время очищения души от грязи, противоположный «черному» началу. «Белое на белом» — противоположное «Черному квадрату» произведение. Картина символизирует вершину беспредметности, к которой так стремился автор и полную свободу от рамок в искусстве.

Этап философских размышлений

В 1919 году Малевич переходит к новому виду деятельности. В это время он пытается понять искусство «не кистью, а пером» и создает труд «О новых системах в искусстве» и трактат «Супрематизм. Мир как беспредметность», наполненные глубоким философским смыслом.

Репрессии и гонения

В 1927 году художник выезжает за границу, в Польшу, где устраивает первую международную выставку своих картин. Однако, вскоре он получает приказ советского правительства вернуться на родину. Его обвиняют в шпионаже и предательстве и арестовывают. Но, через три недели все обвинения были сняты и Малевича отпустили. С этого времени гонения на творца продолжали усиливаться. После Киевской выставки 1939 года он снова был обвинен в антисоветской пропаганде и арестован на три месяца. Позже, Малевич был освобожден, но состояние его души отразилось в картинах. Как написал автор на обратной стороне одной из картин: «Композиция сложилась из элементов, ощущения пустоты, одиночества, безвыходности жизни»

На закате жизни художник увлекается портретным жанром. За столь протяженный путь автор достиг целей высокого искусства и решил вернуться к истокам творческого пути. В это время создается «Голова современной девушки», «Работница», а так же портрет последней жены художника — Натальи Андреевны Малевич

Интересные факты из жизни Казимира Малевича

Малевич работал дизайнером на заводе по изготовлению фарфора в Санкт-Петербурге. По его дизайну была создана не одна коллекция чайных сервизов в стиле супрематизм.
Как не странно, художник разрабатывал не только дизайн посуды. Эскиз флакона одеколона «Северный » Александра Брокара так же принадлежит кисти Малевича.
Художник отождествлял развитие с полетом самолета, который, взлетая, преодолевает земное притяжение, отождествляя его с художником, Казимир придумал слово «Невесомый», что означало свободу от рамок в искусстве.
Рабочий кабинет творца — отдельный вид искусства. Его украшала триада супрематических картин «черного» периода творчества — круг, висевший над столом, слева располагался крест, а справа — квадрат. Центром композиции стала одна из известных картин — «Supremus № 56».
Творчеству Малевича посвящено несколько памятников, однако в мире нет ни одного, посвященного самому художнику.
Несмотря на то, что художник был за границей всего один раз, его картины любят и ценят по всей Европе. Наиболее популярно его творчество в Америке.

О «Черном квадрате»

  • Первое название это картины — «Черный четырехугольник на белом фоне»;
  • Черный квадрат — совсем не черный. Эффект черного цвета создают смешанные в правильных пропорциях краски и белое обрамление фигуры;
  • Космос, смерть и бесконечность — таков основной смысл картины по мнению большинства людей;
  • За «Черным квадратом» скрывается картина, какая — остается загадкой;
  • Всего Малевичем было написано 4 черных квадрата. Все они находятся в музеях в разных уголках России;
  • Художники нового поколения использовали черный квадрат как символ приверженности к течению супрематизма, нашивая на одежду небольшой кусочек плотной черной ткани;
  • По словам создателя, чтобы понять эту картину, необходимо выйти за рамки сознания. Художник заявлял, что произведение было написано в «бессознательном космическом порыве», и что черный квадрат поглощает собой разноцветный куб, расположенный внутри, увидеть который может не каждый;
  • На своей первой выставке Казимир расположил «Черный квадрат» в углу зала (Там, где раньше располагались иконы). Таким образом автор выразил протест религии и консерватизму общества;
  • Черный квадрат — это вызов традиционному искусству, движение навстречу революции и новым свершениям;
  • С 1915 года и по сей день картина остается самой обсуждаемой из всех существующих. О ее смысле спорят как искусствоведы, так и обычные ценители живописи.

Казимир Малевич, пожалуй, останется одним из самых ярких художников-авангардистов двадцатого века. Его творчество, несомненно, будет еще долгое время волновать умы и души приверженцев искусства. Какое философское послание оставил художник, в чем смысл «Черного квадрата», и есть ли он вообще? Остается только догадываться…

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector