Народный праздник в картинах Кустодиева «Масленица»

Картины Русских Художников

Кустодиев «Масленица» – картина известная в четырёх основных вариантах написания. Художник безгранично любил этот старинный праздник русского веселья, удали и озорства. Поэтому писал его часто и с особым вдохновением.

Основной сюжет картин

Масленица у Бориса Кустодиева всегда изображается на фоне городского пейзажа собирательного типа – домов и строений, запомнившихся в разных местах. Сюжет обязательно разбит на множество отдельных сценок, где участвуют представители разных сословий. Дополнительная праздничная атмосфера создаётся изображением масленичных развлечений. Архитектура, костюмы и предметы утвари всегда реалистично выписаны. Чётко показаны приметы времени года. Влияние лубочных картин дополнительно проявляется в указательных надписях: «театр», «булочная» и других, написанных по правилам тех времён.

Цветовые решения

На фоне других картин русских художников «Масленица» Кустодиева отличается особой насыщенностью ярких цветов. Снег с отблесками, желтые дома, насыщенные тона красного, жёлтого, синего и других ярких цветов – аспекты лубочной культуры. Золотые купола в обрамлении нежных тонов голубого и зелёного неба, снежно-белых деревьев подчёркивают особое величие православия в России. Вкрапление коричневых оттенков создаёт ощущение размеренности жизни.

Влияние мастеров Нидерландов

В Европе Борис Кустодиев ознакомился с картинами голландских художников, которые произвели на него серьёзное впечатление. Особенно впечатлил Питер Брейгель Старший. Кустодиев увидел, с каким восхищением можно изображать жизнь простых людей и «загорелся» идеей сам. С голландцами его «роднит» сходство идей композиций, обилие в картинах мелких деталей и отдельных сцен, взгляд на происходящее с высокой точки. Главное, что отмечал художник – своё желание подойти к старым мастерам Нидерландов в отношении душевности изображения родного русского быта.

Полотно 1916 года

Лучи заходящего солнца освещают город в заснеженном уборе, купола церквей и высоких башен, кипучий праздник проводов зимы. На первом плане в ярких расписных санях мчатся две пары богатых жителей. Лицом к нам расположился офицер с молодой барышней. Кучер управляет парой лошадей в богатой сбруе. Чуть дальше, левее и правее, видны различные упряжки из одиночных и парных лошадей с праздничными дугами и бубенцами. Всё в удивительном движении и праздничном оптимизме. Справа поют под гармонь. На заднем плане в низине видны шатры ярмарки. Люди гуляют и танцуют. Чуть выше слева ребята играют в снежки и катаются с горы. Над виднеющимися далее домами взмыла в небо большая стая птиц.

Две картины 1919 года

В российском музееВ золотистых лучах заката видна дальняя перспектива масленичного гулянья жителей провинциального городка. Движение праздника создают мчащиеся экипажи. В центре продавец сладостей опасливо присматривается к ним, отчасти опасаясь быть сметённым вихрем безудержного веселья. Слева уже проехавшая купеческая семейная пара на санях, запряжённых белой лошадью. За ними в центре надвигается роскошная тройка, поражающая красотой убранства лошадиной упряжки. Здесь кучер замахнулся на лошадей плёткой, а за ним в коляске видны богатые барышни с кавалером. Тройку догоняют сани, запряжённые парой белых коней. Далее по дороге идут люди, по ней интенсивное движение экипажей, находящихся на разной степени удалённости от перспективы видения. Повсюду видны богатые степенные горожане и простой люд. Справа народ валит из театра и с каруселей. Продают воздушные шары. На дальнем плане православный храм и роскошные здания. Идёт катание с горки. Повсюду яркие краски праздника. Православный храм изображается светлым и располагается между необыкновенной красоты заснеженными деревьями.

Картина в Беларуси

Масленичный праздник на картине Кустодиева с тем же названием «Масленица» изображается во всей красе. Роскошные тройки и одиночные сани мчатся с горки и сворачивают вправо. Слева у красивого дома разговаривают сидя и стоя богатые горожане. Ребёнок с санками смотрит на продавца роскошных воздушных шаров. Справа две женщины у двухэтажного дома с удовольствием слушают мужчину, играющего на гармошке. На втором плане разворачивается огромное празднество. Гуляют нарядные люди, семьи с детьми, смотрят театральное представление, разворачивающееся прямо на уличной сцене. Продают свежие пирожки. Вдали – величественные православные храмы с крестами на куполах. Изображение праздника пестрит разноцветьем красок. Храмы прорисованы в пастельных тонах, на фоне нежно-зелёного неба и яркой белизны осыпанных снегом деревьев.

«Масленица» 1920 года

Общие мягкие краски картины расцвечивают яркие блики нарядных одежд, ярмарочных рядов, расписных саней. На первом плане ребятишки катаются на санках. Неспешно прогуливаются богатые горожане. Коробейники торгуют снедью вразнос. Мчатся роскошные праздничные сани. В город приехал цирк, к которому справа мимо ярмарочных рядов тянется народ. Высокий православный храм слева упирается крестами ввысь. Нежные цвета неба и снежных деревьев оттеняют величие храма и яркость праздничных гуляний.

Общая особенность картин

Все полотна веселы, разгульны, хлебосольны и по-русски широки. Нет конкретных фигур купцов или простых горожан, но есть общий образ народа, празднующего лёгкий, весёлый и жизненный праздник человеческих желаний. Закатное солнце освещает окружающий мир позитивными красками. Здесь нет места военным потерям и экономическим проблемам страны. «Масленица» Кустодиева в любом варианте написания – картина русской сказочности, воплощённой в реальность. Праздником является каждое мгновение жизни и создаёт его сам человек.

Места постоянной экспозиции

Картины имеют постоянные места экспозиции. Дополнительно указаны размеры полотен. Все они написаны маслом по холсту.

Год написания Размеры (см) Город Место нахождения
1916 89 х 190,5 С-Петербург Русский музей
1919 71 х 98 С-Петербург Музей-квартира Бродского
1919 71,6 х 98 Минск Художественный музей Республики Беларусь
1920 69 х 90 Московская область Санаторий «Узкое» АН

Менее известные полотна

Кроме четырёх известных картин «Масленица» классифицированы еще, по крайней мере, два полотна, созданных художником с тем же названием:

1916 год. Отличается от картины Русского музея только цветовыми деталями и находится в частной коллекции.
1920 год. Размеры 28 на 44 см. Гуашь по бумаге. Масленичные катания на санях в деревне. На косогоре видны три дома и жители деревни, вышедшие посмотреть на забаву. Картина находится в Нижнетагильском муниципальном музее изобразительных искусств Свердловской области.

По этим «Масленицам» Кустодиева не пишут сочинения в школе, они не известны по всему миру, но созданы тем же автором и имеют огромную ценность.

Невзирая на тяжёлую болезнь, художник всегда прославлял радостное отношение к жизни и любовь ко всему, что олицетворяло идеальную Русь. Масленица для него навсегда осталась образом народного мира, отображённого сразу на нескольких полотнах.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий