Огюст Ренуар, биография щедрого на счастье художника

Художники разных стран

Пьер Огюст Ренуар – французский художник, творческими нишами которого были живопись, графика и скульптура. Известен более всего как живописец. О. Ренуар, убеждённый приверженец радостных и визуально красивых полотен, считал, что картина должна делать человека счастливее, быть источником только позитивных чувств и мыслей. Эта идея стала жизненным кредо живописца.

Происхождение и детство

Огюст Ренуар родом из Лиможа, французского города мастерских и фабрик. Родился 25 февраля 1841 года в многодетной семье портного (Огюст стал шестым ребёнком, всего у родителей будет семь детей). Спустя несколько лет в Лиможе начались волнения рабочих, и Ренуары переехали в Париж.

В столице было больше возможностей, к тому же у Огюста проявились дарования. Пение в церковном хоре выявило незаурядный голос – родителей убеждали, что сын должен учиться музыке. Необходимость зарабатывать и замечаемые близкими художественные наклонности заставили устроить подростка в фарфоровую мастерскую. Здесь он освоил профессию художника-оформителя и расписывал фарфор в мастерской Леви. Но ему этого было мало. После работы, по воспоминаниям младшего брата Эдмона, Огюст посещал бесплатные уроки рисования и быстро прогрессировал.

Первый холст

Лягушатник 1869 г.
Лягушатник 1869 г.

Рабочий из мастерской Леви, Эмиль Лапорт, увлекался живописью. Он, видя стремление юного коллеги, позволил Ренуару взять его холст и краски. Тот долго и увлечённо писал маслом. Позвали Лапорта, так как других «мэтров» не знали, и торжественно показали ему результат. Картина была на библейский сюжет, с Евой и Змеем. Эдмон вспоминает, что старик долго разглядывал полотно, а потом посоветовал родителям сделать всё возможное, чтобы сын смог заниматься живописью всерьёз. И тогда он непременно станет знаменитостью.

Роль семьи

Чтобы достичь предсказанного блестящего будущего, надо было учиться, для чего сначала накопить достаточно денег. Всей семье пришлось потуже затянуть пояса. Огюст отчётливо понимал, чем он обязан родным, он всегда искренне любил мать, отца, сестёр и братьев. Вообще семья, из которой он вышел, стала для него образцом по жизни – много лет спустя ему удастся создать свою дружную семью. Ему нравилось, что родители были простыми людьми и научили его уважать ремесло и красоту. Много позже, уже состоявшись как художник, он говорил, что ему повезло родиться в семье тружеников, а не интеллектуалов. Иначе его взгляд на вещи и искусство не был бы таким естественным, а руки такими ловкими.

Плоды трудолюбия

Четыре года Ренуар расписывал фарфор. Затем прогресс привёл к тому, что художники стали не нужны – их заменила печатная машина. Он начал расписывать дамские веера и ткани. Всё это время усердно копились средства, и к 21 году Огюст смог наконец приступить к желаемому – в 1862 году поступил в парижскую школу изящных искусств. Здесь его главным учителем стал Шарль Глейр, к которому Ренуар ходил на уроки рисования обнажённой натуры. В это время определилась его любовь к сочным краскам, а чувственное отношение к искусству выделяло Огюста из студентов – Ренуар картины писал, как он сам признавал, для собственного удовольствия.

Друзья-единомышленники

Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.
Портрет актрисы Жанны Самари 1877 г.

Другим главным событием в жизни этого периода стало знакомство с Базилем, который поразил его элегантностью, Сислеем, удивительно деликатным человеком, а также обаятельным Клодом Моне, ставшим лидером группы друзей. Собираясь в кафе «Клозери де Лиля», молодые таланты с юношеским максимализмом бесконечно спорили о новом Возрождении, участия в котором они желали. Позже к ним присоединился Камиль Писсарро.

Одним из камней преткновения было разногласие по поводу места работы. Ренуар был сторонником того, что учиться писать надо в музее, друзья предпочитали делать это на природе. В зрелом возрасте свои картины Пьер Ренуар в основном всегда будет создавать в мастерской (не любил работать на пленэре).

Трудный период надежд

Учёба у Глейра длилась недолго – у Ренуара кончились деньги, а в 1863 году ателье и вовсе было закрыто. Этот год в художественной жизни Парижа стал прорывным – Наполеон III открыл Салон отверженных, на первой же выставке которого прогремел, а затем стал центром притяжения молодых художников Эдуард Мане. Вслед за ним вся компания перебралась в кафе «Гербуа».

Следующие десять лет Ренуар вместе с друзьями-импрессионистами осваивает пленэр. Денег нет, но есть друзья, и он часто подолгу жил у них.

Первые шедевры

Произведение под названием «Лиза» (1867) стало первой значительной работой живописца. Лиза – подружка художника, её портрет Ренуар написал в полный рост на большом холсте (полотна такого размера обычно применялись для портретов королевских особ). Выставленная в 1868-м картина была принята благосклонно. О молодом художнике начали говорить.

Потом появился «Лягушатник» – Ренуар жил с Моне на берегу реки, её виды с людьми стали темой их картин (у каждого по три). Стили молодых художников в этих работах почти не отличаются: люди на берегу, купальщики, лодки, а вокруг сверкание воды. В этом и была задача – создать картины-сиюминутный взгляд. Важные шаги на пути рождения нового течения, определение которого появится только через пять лет.

Сделав свет главным элементом стиля живописи, Ренуар основное внимание обращает на человеческие фигуры – в этом направлении и предпочитает работать.

Выставки импрессионистов

Завтрак гребцов 1880—1881 г.
Завтрак гребцов 1880—1881 г.

Весной 1874 года в фотоателье Надара импрессионисты впервые организовали показ своих произведений. Толпы зрителей, привлечённые шумихой, в основном критиковали художников и их работы. В обществе даже поднялся бунт против нового слова в живописи. Ренуар выставил семь картин. Одну из них, под названием «Ложа», удалось продать. В следующем году художники устраивают аукцион, целью которого становится реализация картин с Первой выставки. Но их снова ожидает провал.

В 1876 году

Вторая выставка. Она прошла более спокойно, но новое течение пока не принималось. Работы Ренуара уже в числе центральных.

В 1877-м

Третья выставка, важнейшая, так как впервые получила официальное название «Выставка импрессионистов». На ней Ренуар выставил уже 20 картин, о которых друзья-художники отзывались очень положительно, назвав, к примеру, его «Бал» настоящей исторической живописью. Ведь современность, история собственной эпохи, свидетелями которой являются ныне живущие, так важны для потомков. Но критики не успокаивались, картины не покупались.

В 1878 году

Ренуар выставил картину «Чашка горячего шоколада», по собственному признанию, написанную в угоду публике, ради того, чтобы, наконец, заработать. Создавая её, художник всё ещё верен своим идеалам, но картина находит своих зрителей.

В 1879-м

нарядная картина «Мадам Шарпантье и её дети» была даже принята в официальный Салон (помогли связи портретируемой). Это был успех, который обещал новые заказы и материальное благополучие. С этого времени Ренуар больше не принимает участие в выставках импрессионистов – надо было на что-то жить. В отношениях с некоторыми старыми друзьями появилась скованность, возникшая в результате разных мировоззрений – кто-то был закостенелым анархистом, кто-то убеждённым социалистом, кто-то слишком агрессивен.

Полоса успеха

Зонтики 1881—1886 г.
Зонтики 1881—1886 г.

В 1881 году Ренуар отправляется в своё первое путешествие – он удачно продал несколько картин. Алжир, Венеция, Рим, Неаполь, Палермо околдовали молодого художника и напитали его эмоциями, впечатлениями и красками.

Он выставляется в Салоне в Группе независимых художников. Теперь его представляет агент Дюран-Рюэль, он же в 1883 году организует персональную выставку. Зимой Ренуар путешествует с Моне, отправившись в Геную, с ним же посещает Сезанна в Провансе – с этого времени живописец летом и зимой выезжает из Парижа, бывает в Нормандии, Бургундии, Бретани и везде пишет-пишет. По собственному желанию, по заказам богачей – осторожные шаги к признанию публикой, ведь склонности к собственной переоценки у Ренуара никогда не было. Агент организует выставки в Лондоне и Брюсселе, везде художника встречают благосклонно и даже восторженно.

Личная жизнь на фоне творчества

Девушку своей мечты, образ которой вырисовывался задолго до знакомства с ней, Огюст увидел впервые в начале 1880-х.  Алин Шариго жила неподалёку, зарабатывала шитьём. В ней молодой художник нашёл чуткость и уважение к своему делу, спокойствие и доброту. В марте 1885-го родился первенец – сын Пьер. Ренуар оплатил труд доктора, собственноручно расписав его квартиру – после посещения Италии в художественной душе Ренуара поселилась ностальгия по декоративной росписи.

Но творчество этого периода не приносило полной удовлетворённости. Иногда художнику казалось, что он ничего не умеет, что приводило даже к вспышкам гнева и уничтожению работ. На помощь пришёл Энгр, которого в молодости Ренуара презирали все импрессионисты. Начался так называемый энгровский период жизни. Рисунок стал жёстче, линии чётче, цвет локальнее, вибрации света и тени остались в прошлом.

Семья поселилась в деревне Эссуа, прелести которой по-настоящему полюбились художнику, даже в Париж какое-то время он возвращался неохотно. В начале 1890-х Ренуары снова в столице, они въехали в «Замок туманов», расположенный высоко на холме. В этом 3-этажном доме, на чердаке которого была обустроена мастерская, в 1894 году родился второй сын, Жан. Вызвали из деревни на подмогу Габриэль, сестру Алин. Впоследствии она стала моделью для многих картин художника.

В 1900 году живописец стал кавалером ордена Почётного легиона.

В 1901-м родился Клод, третий сын. Теперь он «позировал» вместо подросшего Жана.

В 1911 году присвоено звание офицера Почётного легиона. Выставки в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, выделение целого зала для его работ в Салоне – настоящий триумф мастера.

Последние годы

Танец в городе 1883 г.
Танец в городе 1883 г.

Ренуар всю жизнь часто болел простудами. В 1888 году невралгия парализовала часть лица – пришлось долго лечиться. В 1897-м он катался в дождь на велосипеде, последовав примеру своих молодых коллег, которые к Ренуарам часто приезжали на велосипедах, и неудачно упал – перелом правой руки стал настоящим несчастьем. Пришлось учиться писать левой, к счастью, во всём помогали Алин и Габриэль. Но падение всё-таки принесло роковые перемены – выявился артрит, сопровождаемый постоянными болями и угрозами неподвижностью. Но Огюст Ренуар, человек хрупкий физически и невероятно сильный духом, жаждал жизни и творчества. Семья боролась – Алин вывозила знаменитого мужа на целебные воды Германии, Франции, на Средиземноморье, пытаясь найти подходящий ему климат. В конце концов купили виллу Колетт на юге Франции (в тех местах сегодня вилла Пьера Кордена), куда часто приезжали друзья. А мастер был прикован к креслу и не переставал работать.

На Первую мировую в 1914-м ушли старшие сыновья Пьер и Жан. Через год умерла Алин. Оба сына были ранены, но вернулись живыми.

С каждым днём работать было всё труднее. До последних минут своей жизни он писал. Умер 2 декабря 1919 года, закончив натюрморт с анемонами и даже, говорят, успев распорядиться относительно его размещения.

Самые знаменитые картины Ренуара

Богатое наследие Огюста Ренуара, около полутора тысяч произведений, рассредоточено по музеям и частным коллекциям по всему миру. Любимые жанры мастера: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сцены и обнажённая натура. К их созданию приступал всегда с манящей страстью, ощущая себя «пробкой, несущейся по волнам» и отдаваясь их воле.

Наиболее известны картины Ренуара с названиями:

  • «Лягушатник» (1869);
  • «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876);
  • «Качели» (1876);
  • «Обнажённая» (1876);
  • «Завтрак гребцов» (1880-1881);
  • «Две сестры» (1883);
  • «Танец в Буживале» (1883);
  • «Зонтики» (1886);
  • «Большие купальщицы» (1884-1887);
  • «Девушки за фортепиано» (1892);
  • «Купальщицы» (1918-1919) .

Художник прожил долгую жизнь. Ему повезло стать свидетелем и участником рождения импрессионизма, он знал Матисса и его «диких», видел Пикассо и появление кубизма. Но на всю жизнь остался таким же чистым и светлым, каким пришёл в этот мир, не растерявшим уверенность, что картины должны дарить только радость.

Другие картины художника

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий