Анри Матисс биография великого реформатора живописи

Художники разных стран

Анри Матисс – французский художник, в поисках себя опробовавший множество стилей и форм искусства, первый номер фовизма. Удивительно, но самая дорогая его работа – не картина, а бронзовая скульптура «Обнажённая женская фигура со спины IV».

Происхождение и вектор жизни

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в небольшом французском городке Ле-Като-Камбрези. Вскоре семья переехала в соседний Боэн-ан-Вермандуа, где отец Эмиль Ипполит Матисс открыл лавку и успешно торговал зерном. Мать Элоиза Анна Жерар также занималась семейным делом – была помощницей мужу, кроме того она расписывала керамику. Продолжение дела семьи Анри как старшим сыном было предрешено. Но после учёбы в школе и лицее он отправился в Париж, где поступил в Школу юридических наук. Закончив её в 1888 году, возвратился в городок Сен-Кантен, где прошли лицейские годы, и получил место клерка у присяжного поверенного.

Вектор жизни меняется

Карьеру юриста, с которой смирился уже и отец, прервал приступ аппендицита, когда Анри был 21 год. Период восстановления после операции затянулся на два месяца, и, чтобы развлечь сына во время длительного заточения в больнице, мать принесла ему всё, что надо для рисования. Позже Матисс отзывался о первых попытках рисовать, как о попадании в «какой-то рай». Новое увлечение побудило Анри распрощаться с юридической практикой и попытаться стать художником. В конце концов и отец принял это решение сына, напутствовав его наставлениями учиться как следует и непременно у самого Бугро, именитого академика изящных искусств.

В 1891 году Матисс поступил в парижскую Академию Жюлиана, частное заведение, конкурирующее с Национальной высшей школой изящных искусств, куда также намеревался поступать (что впоследствии не удалось). Подготовка к вступительным экзаменам проходила под руководством Вильяма Бугро, авторитетного мастера-академиста, с которым не сложилось нормальных отношений ученика с учителем. Взаимная антипатия привела к уходу Анри из мастерской Бугро.

В 1893 году – переход в Школу декоративных искусств, который предопределил дальнейшую судьбу художника – в 1895 году он успешно сдал вступительные экзамены и был принят в Школу изящных искусств как приглашённый студент. Здесь ему посчастливилось встретить Гюстава Моро, первого в своей жизни настоящего учителя, впоследствии оказавшего существенное влияние на становление и творчество. Перед ежедневным занятием учеников, копированием классиков в Лувре для наработки техники, Моро напоминал не забывать о цвете, «мечтать» о котором всегда призывал молодых художников. Именно Моро, наблюдая в процессе обучения за своим учеником Матиссом, сделал вывод, что тот определённо «упростит живопись».

Судьбоносные знакомства

На занятиях, в музеях и поездках круг общения Матисса стремительно расширялся. В путешествии на остров Бель-Иль (остров Жозефины при Наполеоне I), живописное место летнего отдыха у побережья французской Бретани, Анри в 1896 году познакомился с Джоном Питером Расселом (1858-1930), художником-импрессионистом из Австралии. В следующем году знакомство укрепилось новой встречей и переросло в многолетнюю дружбу. Рассела Матисс считал своим учителем, важным на определённом этапе: он познакомил его с импрессионизмом, работами Ван Гога и, самое главное, разложил по полочкам аспекты теории цвета как основы будущих художественных предпочтений Матисса.

Старт без препоновЖенщина в шляпе 1905 г.

В 1896 году Анри Матисс предоставил пять картин в Салон Национального общества изящных искусств, покупателем двух из них стало государство, которое приобрело произведения для летней резиденции президента в городе Рамбуйе под Парижем. Это был успех, который прямиком привёл молодого живописца на должность члена-корреспондента Салона.

Из-под кисти художника в этот период преимущественно выходят пейзажи и натюрморты. Увлечённый красотами Бретани, живописец много пишет её прибрежные скалы и роскошные зелёные фермы. Выставленный в 1897 году импрессионистический «Стол с десертом» не имел особого успеха, что не повлияло на упорство художника в учёбе и стремление к профессиональному прогрессу. После смерти Гюстава Моро в 1899 году Анри покинул Школу изящных искусств и учился на курсах Каррьера, пробовал себя в скульптуре, затем нашёл ещё вечерние курсы – постоянная учёба премудростям и тонкостям художественного искусства была главным его стремлением.

Личная жизнь

10 января 1898 года Матисс женился на Амели Парейр, с которой познакомился всего три месяца назад на свадьбе друга (Амели была подружкой невесты, Анри шафером). Амели тогда сразу влюбилась в бойкого бородача. Недолгие романтические отношения завершились бракосочетанием, причём после признания Матисса, что на первом месте для него всегда будет живопись. Ничего странного – у Амели была мечта посвятить всю жизнь чему-то возвышенному и значительному. Так и случилось – она стала надёжной помощницей, женой и другом художника, в первые же годы совместной жизни, в 1899 и 1900 годах, родила ему двух сыновей, Жана-Жерара и Пьера. Кроме того, в семью взяли Маргариту, незаконнорожденную дочь художника, появившуюся на свет в 1894 году от модели живописца Каролины Жобло.

Период трудностей

Семья росла, а постоянного дохода не было, денег катастрофически не хватало. Пришлось детей отвезти в родительский дом Анри. Сам живописец взялся за регулярный заработок – в 1900 году устроился художником-декоратором, объектами оформления стали залы Всемирной выставки в крупнейшем культурном центре Парижа Гран-Пале. Работа была изматывающе тяжёлой, Анри заболел. Едва вылечившись, снова взялся за работу. Временами посещал семью, но в этот период нервы его были на пределе, а настроение на нуле. Иногда расстроенного художника даже посещали мысли бросить живопись.

Творческие поискиРадость жизни 1906 г.

С 1890 года художник пишет картины с явными признаками импрессионизма, но довольно неустойчивого – видно, что художник ищет себя и собственный путь в искусстве. С 1901 года Матисс глубоко исследует работы разных авторов, даже позволяя себе покупать некоторые, особо восхитившие его. В 1902 году после выставки Матиссу удалось продать свои произведения и выручить за них так необходимые его семье средства. Каждый успех окрылял художника, но первая персональная выставка, состоявшаяся в 1904 году, не стала триумфом, прошла спокойно. После неё с неоимпрессионистами Матисс пробует освоить технику пуантилизма, в которой написан первый признанный шедевр художника «Роскошь, покой и наслаждение». Затем живописец понимает, что мелкие мазки ему не по душе, широта, размах и энергия крупных и сочных цветовых пятен влечёт куда больше.

Летние месяцы 1905 года художник проводит с друзьями-коллегами в деревне на берегу Средиземного моря. Этот период знаменателен созданием Матиссом, Дереном и де Вламинком нового стиля, названного впоследствии фовизмом. Плоскость форм, чёткость линий и цвет – вот характеристики картин Анри Матисса того периода. Осенью состоялось представление работ фовистов на Осеннем салоне. Но всё новое часто не принимается публикой и нещадно критикуется. Так случилось и теперь. Но скандал это тоже результат, ведь он привлекает внимание. Особенно после сравнения выставки с горшком краски, который художники бросили в лицо общественности. С целью высмеять живописцев критика назвала их фовистами, дикарями с французского. Название оказалось не обидным и весьма метким, оно прижилось. Скандальные отзывы привели к картинам Матисса покупателя, чему художник был несказанно рад.

Уже через год группа единомышленников и их последователей и учеников распалась, что никак не отразилось на дальнейших поисках Матисса себя в искусстве. Знакомство в 1906 году с начинающим Пабло Пикассо (1881-1973) переросло в дружбу, основанную не только на уважении друг к другу, но и на соперничестве.

Путешествия как часть программы саморазвития

В 1906 году художник две недели провёл в Алжире, рисованием не занимался, лишь любовался мусульманским Востоком и напитывался впечатлениями. Привезённые из поездки керамика и отрезы ткани затем становились фоном ярких картин. Во всё, что видел Анри в путешествии, он хотел вникнуть: изучил примитивизм, попробовал себя в гравюрах на дереве, приложил руку к керамике.

В 1907 году живописец побывал в нескольких городах Италии, где также пытался найти новые формы, приемлемые для собственного творчества, знакомился с работами старых мастеров.

Академия Матисса

К тому времени у Матисса были уже поклонники, влиятельные меценаты, которые убедили художника основать свою школу живописи – знаний и умений накоплено уже предостаточно, надо ими делиться. В 1908 году Академия Матисса приняла первых учеников, французов и иностранцев. Анри давал уроки совершенно бесплатно – художник решил, что деньги могут стать препятствием, если вдруг придётся прекратить занятия временно или совсем. Число учеников росло вместе с популярностью художника, он успешно стал продавать свои творения коллекционерам. Выбирает время для путешествия в Германию, принесшее ему полезные знакомства среди ценителей искусства – теперь кроме Сары Стайн поклонниками Матисса стали Иван Морозов, Сергей Щукин. Возросший спрос на произведения Анри Матисса заставляет его сделать выбор в пользу творчества, на преподавание времени не остаётся. Летом 1910 года академия была закрыта.

Матисс завоёвывает заграницуТанец 1910 г.

Выполнив заказы для русских коллекционеров, в 1911 году Матисс по приглашению побывал в Москве и Санкт-Петербурге, где его встретили очень тепло. Мастер, со своей стороны, также был тронут восторженным приёмом и в интервью журналистам признавался в особой вере в русское искусство и русский народ.

С этого времени материальные трудности забылись. Художник много путешествует по Испании, снова Германии, Марокко, начинает выставляться за границей (в 1912-м в США).

Годы Первой мировой

Но вмешалась война, с началом которой Матисс, уже зрелый мужчина, добровольно собрался пополнить ряды вооружённых сил Франции. Не позволило здоровье, но поволноваться пришлось: мать – на оккупированной территории, брат – в плену, сыновья – на фронте, друзья – кто где. Рядом с художником остались жена Амели и дочь Маргарита.

Всемирная известность

После войны на оттачивание мастерства направлена вся энергия художника. Геометрические изыски, новый колорит нравились публике. В 1920 году Матисс работает над созданием костюмов для артистов театра, декораций к спектаклям. С этого времени начинается активное сотрудничество с художниками и коллекционерами на всех континентах. Живописец активно колесит по всему миру, устраивая выставки, создавая декоративные настенные панно, скульптурные композиции, другие заказы.

Перемены в личной жизниКрасные рыбки 1912 г.

В 1930-е годы для работы над панно «Танец» художник обзавёлся помощницей. Супруга живописца в Лидии Делекторской, светловолосой и белокожей эмигрантке из России, поначалу не видела никакой угрозы семье, да её и не было – гению всю жизнь нравился противоположный тип женщин, к тому же ему было уже 63, а девушке, ранее никогда не слышавшей о Матиссе, 22 года. По окончании работы над заказом Лидия стала сиделкой – заболела Амели. К девушке привыкли, она была чуткой и заботливой помощницей. Присмотрелся к ней как к модели и мастер, стал просить позировать ему, а затем неустанно восхищался своей работой. Мадам Матисс это совсем не понравилось, она настояла, чтобы муж уволил Лидию, но сама с обидой так и не смогла справиться, подала на развод и уехала.

Брошенный, одинокий Матисс снова предложил безработной эмигрантке приют и работу – он теперь остро нуждался в тёплой человеческой душе рядом. Осуждали все – семья, друзья, коллеги – Лидия согласилась. Она стала последней Музой гения и верным его другом.

Последние годы

В 1941 году ухудшилось здоровье немолодого мастера. Перенеся тяжёлую операцию на кишечнике, художник мог проводить на ногах не более двух часов в день. Так прошли следующие 13 лет его жизни. Лидия, теперь помощница, сиделка и модель, всегда была рядом. Прося у доктора перед операцией ещё 3-4 года жизни, Матисс торопился, такое громадьё планов у него было. Этот период оказался очень тяжёлым: Вторая мировая война и связанные с ней дикие волнения за родных сводили с ума (к счастью, все остались живы), собственные физические страдания не давали спать. Но мэтр упорно работал, создав великолепные шедевры: иллюстрации к книге «Джаз» (1943-1947), эскизы витражей Капеллы Чёток в Вансе (1947-1951), картины. Последней работой мастера стал макет оконного витража для Нью-Йоркской церкви, который заказал в 1954 году Нельсон Рокфеллер.

Анри Матисса не стало 3 ноября 1954 года, спустя два дня после микроинсульта. Перед смертью всё понимающая Лидия Делекторская, скрепя сердце, нежно шутила, а мастер улыбался.

Шедевры художника-целителяНатюрморт с цветами и виноградом 1922 г.

Да, сам мастер говорил, что своей живописью стремится создать, образно говоря, «удобное кресло для надорванного, изнурённого человека», измученного войной, безработицей и болезнями, чтобы подарить ему минуты счастья и гармонии с миром. Человеку и в наш век нужна такая передышка. К счастью, у художника более тысячи произведений, среди которых любой современный зритель найдёт что-то особенное для услады уставших глаз и успокоения расшатанных нервов.

Самые известные картины Матисса:

  • «Женщина в шляпе» (1905);
  • «Радость жизни» (1906);
  • «Танец» (1910);
  • «Красные рыбки» (1912);
  • «Натюрморт с цветами и виноградом» (1922);
  • «Парижский танец» (1931-1933);
  • «Женщина в фиолетовом халате» (1937);
  • «Голубая обнажённая» (1952);
  • Картины разных лет, в названиях которых упоминается одалиска.

Всю жизнь художник искал настоящую гармонию, эти труды принесли яркие, как его краски, плоды: он стал всемирно известным мастером цвета, произведения которого – гордость музеев и частных коллекций по всему свету.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий