Рыбки Анри Матисса

Красные рыбки 1912 г.

«Красные рыбы», они же «Золотые рыбки» – картина французского художника Анри Матисса (1869-1954), написанная в 1912 году маслом на холсте размером 140х98 см. Сегодня картина экспонат Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Автор и идея рыбок в аквариуме

Анри Матисс за свою долгую творческую жизнь всегда учился, не переставая интересоваться новыми направлениями и формами художественного искусства. Как следствие, многие годы искал себя, пробовал творить в разных стилях, создав даже совершенно новый (фовизм). В итоге пришёл к тому, что цвет для него лично важнее линии – именно цветовые пятна наиболее точно и метко передают эмоции и создают настроение.

Анри Матисс «Красных рыбок» задумал, вернувшись в апреле 1912 года из путешествия в Марокко, которое стало первым и очень важным в череде поездок художника по миру за впечатлениями и красками. Особенный эффект на живописца произвёл образ жизни североафриканцев, которые стремились всегда и везде окружать себя невероятно красивыми и яркими вещами и предметами ручной работы, расцвечивать свою жизнь, при этом оставаясь внутренне собранными, сдержанными и исполненными мудрости. Одним из удививших и покоривших Матисса занятий марокканцев было длительное созерцание ими жизни в аквариумах, спокойное, умиротворённое и медитативное лицезрение.

Навряд ли Матисс красных рыбок видел где-нибудь раньше – путешествия наряду с любознательностью художника и стремлением к знаниям расширяли его кругозор, давали пищу для ума и сердца, снабжали великолепными идеями для творчества. Одно из самых ярких воплощений сочетания фантазии с явью – это картина «Золотые рыбки» Матисса.

Описание «Красных рыбок» Матисса

На холсте крупным планом фрагмент оранжереи – пространство максимально сокращено. В центре картины – круглый столик, посередине которого стоит цилиндрический аквариум. По краям стола небольшие, из жёлтой глины, горшки с комнатными растениями, одно из них выпустило сиреневый цветок, который почти теряется на фоне сиренево-розовой столешницы. Сам стол изображён с некоторыми нарушениями правил перспективы: его художник писал как-бы сверху, вместе с тем на аквариум живописец смотрит, уже несколько спустившись, к тому же из-под столешницы видны ножки стола, что вызывает вопросы.

Дальше к краям холста тоже зелень, с крупными остроконечными и мелкими круглыми листочками, в том числе цветущая, в левом нижнем углу изогнутый край ажурной крашеной детали – часть то ли изгороди, то ли кресла. Но периферию картины осматриваешь только вскользь, чтобы определить место действия и уловить общее настроение. Центр притяжения взгляда зрителя – это, конечно, аквариум с рыбками. Четыре ярко-красные, с золотыми бликами на блестящих упитанных телах, рыбки вольготно плавают в чистой прозрачной воде аквариума, где нет никаких водорослей и можно свободно любоваться играми и грациозными телодвижениями красочных созданий природы. На поверхности воды, ставшей золотистой под углом зрения художника, ярко светятся размытые отражения рыб. Необычайно позитивное и притягивающее зрелище – кажется, ещё мгновение, и увидишь мягкое движение плавников, дрогнет золотисто-зеркальная поверхность воды и отражения рыбок скользнут вслед за ними.

Перекрёсток впечатлений

Казалось бы, странная композиция, в которой художник, как и во многих своих работах, пренебрегает пропорциями и правилами проецирования. Удивительно, но очевидные искажения действительности и некоторая нелогичность в изображаемом никак не портят полотно. Наоборот, они ярко, по-детски непосредственно и однозначно выделяют самое существенное и важное для художника, делая всю композицию стройной и чрезвычайно гармоничной. Сочность красок чуткого колориста Матисса, грамотно выделенные им акценты и контрасты в этом произведении создают эффект магнетического цветового буйства, источника радости и хорошего настроения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector