Откровенность яркого «Танца»

Шедевры мирового искусства

Известная картина Матисса «Танец» была создана в 1810 году. Это было достаточно больших размеров панно (260 см × 391 см) на холсте, написанное при помощи стандартной техники маслом.

Увидеть произведение искусства можно в Эрмитаже, одном из крупнейших музеев планеты, расположенном в г. Санкт-Петербург (Россия).

Новатор в живописи

Французского экспрессиониста Анри Матисса можно считать основателем новейшего стиля в живописи, который назвали «фовизм» (от французского слова «fauve» «дикий»).

Творчество ярчайшего живописца своего времени отличалось от классического искусства. Новизна и буйство красок в его картинах вызывали сильные эмоции, за что Анри и назвали «диким» художником. Все техники предшественников он отверг, начав свое творчество с разработки индивидуального почерка в живописи. Он экспериментировал с яркими красками, делая широкие мазки и работая со светотенями.

История рождения шедевра

Первым крупным заказом для Матисса стали большие панно для русского богача Сергея Щукина, который страстно любил искусство. Коллекционер подбирал оформление к своему московскому особняку, он пожелал увидеть необычные работы, посвященные музыке и танцам.

Мастерская наполнилась идеями и набросками. Аллегорические сюжеты, связанные с движением и музыкой, очень привлекали гениального мастера. Он считал, что именно в танце можно выразить жизненные ритмы.

Создавая свой «Танец», Матисс зафиксировал ярчайший момент жизни. Осенний салон в Гран-Пале стал первым местом, где грандиозные панно для заказчика Щукина были представлены широкой публике. Зрители не просто недоумевали, некоторые были в ярости. Поклонники академических жанров были возмущены яростной и страстной обнаженностью танцевального экстаза. Бурная реакция современников и скандальная известность Анри Матисса не помешали потомкам, спустя годы, оценить творческий шедевр по заслугам. Невероятные картины Матисса произвела фурор!

Особенности стиля знаменитой картины

Матисс изображает реальность по-особенному. Танцующие фигуры выглядят, словно существа из параллельного измерения. Но невозможно не оценить их красоту и притягательность. Мастер оживил картину. При этом Анри использовал ряд деталей, оторвавшись от стереотипных догм:

  • тела танцовщиц не пропорциональны;
  • у женщин простые прически, волосы развеваются в танце;
  • отсутствие лиц, вместо них – простые мазки;
  • использование всего трех красок;
  • краски кладутся крупными мазками;
  • женские фигуры обводятся лишь четкими линиями, без моделирования света и объемов.

Новатор упрощал фигуры, предпочитая линии. В этом минимализме раскрывается великолепие действия.

Сюжет раскрывает энергию жизни

Сюжет картины Матисса «Танец» очень прост. Женщины, взявшись за руки, кружат в хороводе. Фоном являются лазурная синева неба и зелень изумрудного холма. Они очень яркие и кричащие. Третьим цветом является красный, который символизирует внутренний жар разгоряченных пылающих огненных женских тел.

Отсутствуют пропорции, художник не прорисовывал лиц. Смазаны образы, лишь развеваются на ветру волосы. Анри намеренно ушел от прорисовки деталей. Он рисовал не женские образы, а картину. У Матисса не было намерения писать людей, ведь он создавал танец.

Простые формы и никаких лишних деталей, гений зафиксировал мгновение жизни. Обнаженность тел несет ощущение первобытности, подобная первозданность отмечается на рисунках настенных росписей. Одновременно с этим чувством завораживает естественность женского благородного движения. Грациозные изгибы тел, раскрепощенная легкость танцующих показывают, насколько сильно наполнена картина звуками музыки. Соединившись в кружении хоровода, женщины замыкают круг. Их силуэты напоминают языки пламени, которые стремятся вверх, к синему небу. Люди словно излучают энергию Жизни, неся радость и оптимизм.

Мощный поток энергии настолько силен, что кажется, будто холст искрит. «Танец» Матисса будоражит, возбуждает и влечет.

О Музах великолепного живописца

Существует несколько версий о том, какое событие впечатлило Матисса на создание «Танца».

По одной из них, мастера вдохновила величайшая Айседора Дункан. Знаменитая балерина, вопреки канонам, взорвала балетный мир танцами со страстными эмоциями и неистовством.

Матисса мог впечатлить и русский балет Дягилева, сезоны которого проходили во Франции.

Исполнители фарандолы (провансальского народного танца) в «Мулен де ла Галетт» тоже могли внести определенную лепту в композицию панно.

В городке Коллиуре художник был очарован народными плясками. Возможно, именно они стали отправной точкой для творения «Танцев».

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий