Пабло Пикассо: с надеждой на вечную современность

Только такое искусство, не стареющее с годами, а скорее оживающее с десятилетиями и веками, обретающее новые краски и смыслы, знаменитый мастер считал достойным внимания. Так творить и стремился.

Начало

Биография Пикассо-художника началась практически с самого появления на свет. Пабло, имеющий длинное витиеватое имя на испанский манер, родился 25 октября 1881 года в Малаге (юг Испании) в семье учителя рисования. Отец будущего художника Хосе Руис Бласко был хорошим педагогом, поэтому получал возможность карьерного роста: семья перебралась сначала в крупный Ла-Корунье на северо-запад страны, затем в ещё более значительную Барселону.

С ранних лет отец серьёзно занимался с сыном, который увлечённо постигал премудрости живописи. Самая известная ранняя работа Пикассо выполнена им в 8-летнем возрасте на деревянной, гладко отполированной крышке сигарного ящичка. Эта, написанная маслом сценка на тему конной корриды, «Пикадор», бережно хранилась художником на протяжении всей жизни. Кроме того, что она напоминала мастеру о его первых шагах в искусстве, незамысловатая детская картина помогала ему в творчестве. Ведь самое трудное, по словам мастера, взрослея, оставаться художником, таким же честным и непосредственным, как в детстве.

Родители – первые учителя

Кроме отца, обучающего рисованию профессионально, учителем Пикассо можно назвать и мать художника (кстати, фамилия Пикассо принадлежит материнскому роду итальянского происхождения). Именно она перед сном на ходу выдумывала сказки для сына, тем самым показав ему пример сиюминутного эмоционального сочинительства. Позже, повзрослев, Пабло упоминал этот вечерний семейный ритуал с фантазийными рассказами матери как образец творчества, который и побудил его творить так же спонтанно. Кроме того, вера родителей в единственного сына была так велика, что, конечно, придавала ему твёрдость в убеждениях, а Пабло чётко знал, что его призвание – искусство.

В начале своей художественной карьеры Пабло подписывался фамилией отца Руис. Позже выбрал для подписи материнскую Пикассо.

Первая трагедия в жизни

В начале 1895 года, вскоре после переезда семьи в Барселону, заболела дифтерией Кончита, младшая сестра Пабло. С юношеским максимализмом и страстностью 14-летний подросток поклялся бросить занятия рисованием, принести эту жертву Господу, лишь бы Он исцелил девочку. Но чуда не случилось, Кончита умерла, и Пабло с ужасом прислушался к своим глубоким чувствам. Это было облегчение – ему не придётся отказываться от любимого дела, ведь без живописи он уже не мыслил своего существования. Невольно всколыхнувшая его радость принесла огромное чувство вины, которое всю жизнь будет терзать художника.

УчёбаЛюбительница абсента

В Барселоне 14-летний Пикассо, биография которого была уже насыщена событиями и впечатлениями, а мастерство достигало высот не по возрасту, поступил в школу изящных искусств. Приём столь юного студента был не типичен для учебного заведения, но отец юноши настоял на допуске сына к экзаменам, и тот блестяще выдержал все испытания.

После двух лет обучения в Барселоне молодой Пикассо отправился покорять Мадрид. Здесь он поступил в Королевскую академию изящных искусств, но классические традиции преподавания не устраивали ищущего художника, и он по большей части проводил время в музеях, внимательно изучая работы именитых мастеров.

С головой в работу

Не прошло и года, Мадрид наскучил, и летом 1898-го художник вернулся в Барселону – жизнь Пикассо побежала в тесной неразрывной связи с богемным обществом. Появились друзья и приятели из творческого круга, это были живописцы, скульпторы, поэты, журналисты, музыканты. Для встреч облюбовали недавно открывшееся в старом квартале Барселоны кафе Els Quatre Gats. Здесь в 1900 году впервые были выставлены произведения Пабло Пикассо.

В этом же году вместе с Карлосом Касагемасом, с которым очень сдружился, Пабло отправился в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с импрессионизмом. Вернувшись в Испанию, бросается к холстам – накопилось много идей.

Снова трагедия

В конце 1900 года Пабло и Карлос вместе навещают родных, празднуют Новый год. Но друг, страдая от любви к парижской красавице, убеждает Пабло отпустить его во Францию. Через некоторое время пришла страшная весть: Касагемас застрелился – любовь оказалась безответной, а возлюбленная жестокой.

Пабло накрывает чувство собственной вины в случившемся – не надо было отпускать Карлоса одного, вообще не надо было выпускать его из вида, ведь он был таким порывистым и впечатлительным. Был – страшно применять это короткое слово к молодым. Помогает забыться единственное занятие – живопись, но окрашенная холодными тонами, полными тоски и безысходности.

Палитра и ступени творчестваАвиньонские девицы

С этого времени начинается зрелая карьера художника, творчество Пикассо затрагивает темы смерти, нищеты, старости, болезней, образы становятся меланхоличными и печальными, художник на полотна выводит все неприглядные стороны жизни. Преобладающая палитра – разные оттенки синего, поэтому этот период творчества позже назван «голубым».

Пройдёт три-четыре года, прежде чем творчество Пикассо начнёт преображаться. В 1904 году он обосновался в Париже, в знаменитом доме-пристанище для бедных художников. Образы и краски меняются: героями картин стали в основном странствующие артисты цирка, изображённые в разных оттенках розового (поэтому период назван «розовым»). Неизменным останется особенная и точная передача настроения – фигуры и лица клоунов, акробатов и прочих персонажей отражают и обездоленность, и романтизм, и трудности образа жизни бродячих артистов.

Кубизм

В 1907 году Пикассо, работы которого были уже не раз отмечены современниками как великолепно передающие эмоции, кроме цвета обратил пристальное внимание на формы. Мастер пробовал сознательно деформировать натуру, и эксперименты в этом направлении привели Пикассо к стилю живописи, ранее неизвестному. Объединившись с такими же неугомонными противниками натурализма, отвергающими реалистичное искусство с его демонстрирующими функциями, Пикассо стал основателем кубизма.

Работа в этом направлении активизировалась после того, как художник в музее увидел этнографическую коллекцию масок африканских колдунов. Страсть, религиозность и магическая сила ритуальных масок поразила Пикассо. Подобной силы воздействия на зрителя пытался он достичь и своими, совершенно новыми, изысканиями в живописи: перспективы нет, палитра почти монохромна. Для убедительности в картины вводятся акценты в виде букв, обрывков газет, обоев, которые грубо врываются в сознание зрителя. Но это были не просто цифры и знаки – художник применял тайнопись, многозначительно изображая на картинах конкретные данные, имеющие отношение к определённым адресам и именам. В этот период на первый план выходит интерес Пикассо к натюрморту, преимущественно с музыкальными инструментами, курительными принадлежностями (он был заядлым курильщиком), винными бутылками и прочими атрибутами богемной жизни того времени. Кубистическая техника коллажа будет интересовать мастера до Первой мировой, затем станет появляться реже. Проявления кубизма в картинах Пикассо будут появляться лишь время от времени (в 1921-м в картине «Три музыканта», в 1924-м – «Мандолина и гитара»).

Театральные работы

В 1916 году Пикассо увлёкся оформлением балетных спектаклей. Как сценограф художник поставил шесть спектаклей для Русского балета Дягилева. С труппой побывал в Риме. Новаторский по музыке, танцу, костюмам и декорациям, балет «Парад» был показан лишь единожды – премьера в мае 1917-го стала скандальной. Но этот факт принёс художнику только дополнительную славу, хотя критика буйствовала и называла его «геометрическим мазилой и пачкуном». Дягилев был доволен и сотрудничество Пикассо с театром продолжалось до 1927 года.

Женщины в жизни художника

Работая над «Парадом», художник был очарован русскими балеринами. Одна из них, Ольга Хохлова, в 1918 году стала его женой. Через три года у пары родился сын Пауло.

Но семьянином Пикассо был неважным – натура увлекающаяся, он не мог быть долго с одной женщиной. Пока чувства свежи, он был преданнейшим мужчиной, почти одержимым предметом своей страсти, беспрестанно рисуя музу. Но легко вспыхивая, он быстро пресыщался, и его не могли остановить никакие нормы морали, обязательства или задекларированные чувства. Он даже не видел ничего плохого в интрижках с жёнами приятелей, причём друзья зачастую бывали в курсе. Самая краткая биография Пабло Пикассо не может обойтись без упоминания его отношений с женщинами вообще, так много их, обожающих и готовых на всё, было. Он практически никогда не был одинок и с лёгкостью бросал одну пассию, нимало не заботясь о её чувствах, чтобы тут же увлечься новой.

После ухода Пабло от жены, та стала подобна безумной: преследовала мужа, забрасывала его странными письмами, выслеживала и осыпала оскорблениями, доставалось и любовницам Пикассо. Хохлова до последних своих дней (она умерла в 1955-м) оставалась женой художника, он не разводился.

Женщины, даже самые своенравные и гордые, становясь любовницами мастера, попадали в такую эмоциональную зависимость от него, что и после разрыва считали его божеством. Некоторые не могли пережить ухода Пикассо и попадали в психиатрическую лечебницу или сводили счёты с жизнью.

Дольше всех продержалась Жаклин Рок, вторая жена Пикассо. Она была рядом с мастером последние два десятилетия его жизни, очень хорошо знала его грехи и нашла средство, с помощью которого удавалось как-то влиять на ситуацию – минимизировала контакты мужа с внешним миром.

Кроме законного сына у Пабло Пикассо было ещё трое внебрачных детей: сын Клод и дочери Майя и Палома.

СюрреализмДевочка на шаре

Период творческих метаний и переживаний наступает в 1925 году. В каком стиле рисовал Пикассо с этого времени, становится понятно после взгляда на картины – теперь персонажи картин сюрреалистичные монстры, абсурдные и бесформенные, агрессивные и орущие. В своих причудах художник часто отыгрывался на женских образах, возможно, причиной тому были его впечатления от нападок брошенной им жены и других бывших пассий.

Но этот период имел и дни затишья, когда мастер писал спокойные произведения. В начале 1930-х он отдаёт много времени скульптуре – у него новая любовь, вдохновляющая на женские ню. Есть среди произведений и странные конструкции из металла, фигуры животных, сюрреалистичные человеческие скульптуры. Самая известная картина Пабло Пикассо этого периода «Сон» написана в 1932 году.

Военная тематика

С гражданской войной, начавшейся в 1936 году в Испании, а затем охватившей всю Европу, в творчество Пикассо пришла военная тема. В 1937-м бомбёжкой был уничтожен город басков Герника, о чём узнал весь мир. Пикассо, художник и гражданин, по заказу правительства Испании за считанные недели написал огромное одноимённое чёрно-белое полотно, выставленное в испанском павильоне Всемирной выставки в Париже. Тревога, ужас, страх перед фашизмом непрямо, но очень красноречиво и действенно исходили от этого грандиозного полотна, зрители содрогались.

Годы немецкой оккупации (1940-1944) Пикассо пережил в Париже, при этом много писал, и работы его пронизаны глубоким трагизмом того времени. В 1944-м убеждения привели художника в ряды коммунистов. Однозначную точку мастер поставил своим «Голубем мира», картиной 1950 года.

Послевоенное творчество

Смена места жительства (Пикассо переехал на юг Франции), солнце, море, новая любовь сделали художника счастливым, что неизменно отражается в его рисунках и полотнах. Увлекается керамической посудой, причём не только её росписью, но и изготовлением. Удаётся больше зарабатывать, его произведения очаровательны и полны остроумия. Слава о нём растёт, как и количество работ художника, многие из которых удивляют нестандартными подходами и использованием необычных материалов. К примеру, старая корзина пошла на брюхо животного в скульптуре «Коза», а керамические горшки – на части тела героини в скульптуре «Беременная женщина». Безудержная фантазия сделала Пикассо мастером ассамбляжа.

Последние годы

Но с 1950-х трудно его отнести к художникам определённого жанра и сказать, в каком стиле писал Пикассо – творческий почерк вбирает в себя всё ранее недосказанное, а виртуозность исполнения поражает. Искал он всегда, всю жизнь, безбоязненно брался осуществлять самые смелые фантазии в любых направлениях, пробовал интерпретировать на свой манер картины Мане, Курбе, Делакруа, Веласкеса. Сам мастер считал, что разные стили в его работе — это не эволюционные шаги к какому-то идеалу. Каждое произведение было создано для настоящего, и художник надеялся, что таким же говорящим и ярким, вызывающим настоящие эмоции, оно останется всегда.

Пабло Пикассо не стало 8 апреля 1973 года.

Лучшие картины Пикассо

Творческое наследие мастера составляет более шести тысяч произведений. В таком многообразии трудно определить самые известные.

Но по некоторым критериям (цена, яркость образов и настроений…) выделяются следующие:

  • «Мальчик с трубкой» (1905) – в 2004 году картина была продана за 104 млн. долларов;
  • «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932) – самая дорогая картина Пикассо, в 2010 году она стоила своему покупателю 106 млн. долларов;
  • «Авиньонские девицы» (1907) – синтез кубизма и увлечения африканскими масками;
  • «Девочка на шаре» (1905) – переходное полотно, от «голубого» периода к «розовому»;
  • «Старый гитарист» (1904) – свидетельство тяжёлого периода;
  • «Герника» (1937) – экспрессивный протест военного периода;
  • «Девушка перед зеркалом» (1932) – шедевр периода сюрреализма;
  • «Плачущая женщина» (1937) – одна из самых узнаваемых картин.

Кроме того, широко известен «Чикагский Пикассо» (1967), скульптура, которой художник, подарив городу, не дал названия, оно сформировалось само, от города и автора.

Сколько у Пабло Пикассо автопортретов, искусствоведы спорят до сих пор, но на каждом очевидном мастер предстаёт перед зрителем в разные периоды своей кипучей жизни, художник необыкновенно талантливый и всегда современный, как и мечтал.

Самые известные картины Пабло Пикассо (смотреть)

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий