“Святой Иоанн Креститель” картина Леонардо да Винчи

Шедевры мирового искусства

Картина Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» – одна из самых известных поздних работ именитого художника. Это загадочное творение таит в себе множество легенд и тайн, которые не раскрыты по сей день. Вокруг картины и фигуры изображенного ключевого персонажа создавались различные теории и версии, кем же мог являться этот необычный юноша. Но обо всем по порядку.

Описание

На полотне мы видим красивого миловидного молодого человека с пышными волосами. Он очень молодо выглядит, что идет в разрез с каноничным образом Иоанна Крестителя. Живой взгляд юноши внимателен и сосредоточен на каком-то объекте, а на губах застыла слегка насмешливая улыбка. В своей правой руке герой держит крест и пальцем указывает ввысь – на небо.

Теплый свет мягко ложится на тело и лицо Крестителя. Фон за спиной героя выполнен в черных тонах. По-видимому, да Винчи это сделал для акцентирования внимания зрителя на одном лишь Иоанне. Примечательно, что даже сам крест, являющийся главным символом христианства, на картине практически незаметен.

Ранее Иоанна Крестителя изображали преимущественно на иконах. Всегда его образ был преисполнен строгости и аскетизма. Однако в своей работе да Винчи показал новаторский подход и придал одному из ключевых библейских персонажей совершенно необычный облик.

История создания картины

У Леонардо есть набросок, называемый «Ангел во плоти». Поза нарисованного на нем героя совершенно идентична позе Иоанна Крестителя на картине. Предполагается, что «Ангел во плоти» был нарисован в период работы над «Святым Иоанном Крестителем».

Изображенный на эскизе юноша очень напоминает бога античности Гермеса с характерным для него жестом – поднятая вверх рука, указывающая на небо. Многие искусствоведы придерживаются той точке зрения, что на картине именно Гермес – древнегреческий бог.

Существует мнение, что шкура, одетая на Иоанна, и крест были дописаны уже потом другим художником. Именно после этих дополненных деталей картина и стала называться «Святой Иоанн Креститель», несмотря на то, что образ юноши вовсе не ассоциируется с библейским Иоанном Предтечей.

Некоторые исследователи полагают, что картиной «Иоанн Креститель» да Винчи положил начало маньеризму, для которого характерна утрата гармонии между духовным началом человека и природой, что было неотъемлемой чертой картин эпохи Возрождения. Художник решил отказаться от привычного классического стиля и стал основателем нового течения в живописи, как считает ряд исследователей.

Леонардо экспериментировал с жанрами и цветовыми решениями, создавал нечто необычное, и это наглядно демонстрирует полотно «Святой Иоанн Креститель» Леонардо да Винчи. Даже выбор в пользу темного антуража после ранних живописных фоновых пейзажей можно назвать оригинальным подходом. Можно сказать, что в картине переплелись как традиционный стиль, так и новаторский.

Легенды и теории

Столь непривычное изображение Крестителя, воплощенное художником, всерьез озадачило даже его пламенных почитателей. В разные эпохи строились самые невероятные необычайные теории, кто же все-таки нарисован на картине.

Одна из теорий гласит, что на картине изображен далеко не Креститель, а некий Гермес Трисмегист. Он стоял во главе пантеона магико-оккультного учения, именуемого «герметизм». Если верить этой теории, то Леонардо, который постиг тайные знания книги герметистов под названием «Герметический корпус», зашифровывал их на своих полотнах.

Сторонники данной точки зрения считают, что да Винчи опередил науку и создавал немыслимые по рамкам того времени чертежи только благодаря полученным от герметистов знаниям.

Герметизм стал основой для доктрины европейских алхимиков, а один из его текстов – «Изумрудная скрижаль» – транслирует аксиому: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Приверженцы этой теории утверждают, что на картине изображен именно Гермес Трисмегист, а его указующий палец в небо – ни что иное как символическое воплощение данной аксиомы.

Ещё одна из известных теорий говорит о том, что да Винчи придал герою картины черты своего любимого ученика по прозвищу Салаино – «дьяволенок». Они работали вместе на протяжении 20 с лишним лет.

К слову, у парня был скверный характер, но изумительная привлекательная внешность, благодаря которой ему прощались все грехи и пороки. Именно эта привлекательность и вдохновила да Винчи на создание ряда произведений. Исследователи и искусствоведы полагают, что у изображенного на картине Иоанна Крестителя черты лица Салаино – «дьяволёнка».

Многие наблюдатели также отмечали внешнее сходство между Мона Лизой и Иоанном Крестителем. Так появилось мнение, что Салаино, нарядившись в женское платье, позировал да Винчи для написания «Мона Лизы». Многие искусствоведы категорически отвергают эту версию. Отвергает её и Лувр, где сейчас находится «Джоконда».

Дальнейшая судьба картины

Да Винчи привез свою работу вместе с Джокондой и Святой Анной во Францию и демонстрировал полотна кардиналу Арагонскому. Предположительно, «Иоанна Крестителя» выкупил Франциск I. Это произошло в 1518 году.

Вплоть до 1620 года картина находится во дворце короля, пока её не приобретает известнейший коллекционер герцог Льянкурский. Он собирал работы именитых французских живописцев. Затем герцог дарит картину Карлу I – королю Англии, а после его казни «Иоанн Креститель» выкупает Эверхард Ябах, чтобы перепродать Людовику XIV де Бурбону – королю Франции. Работа да Винчи остается во французской королевской коллекции.

Сейчас полотно находится в Лувре.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий