«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — что это за картина и что на ней изображено?

Шедевры мирового искусства

Многим известен этот сюжет, многие видели это изображение — но не все знают, что это за картина на самом деле. А ведь творение да Винчи «Тайная вечеря» — это фреска, а не просто картина. Эта роспись находится в монастыре
Санта-Мария-делле-Грацие, что в Милане. Размеры её достигают 460 х 880 см, написана она была в 1495-1497 годах. Но всё это — сухие факты, а что же ещё можно сказать об этой картине?

Что можно увидеть на фреске да Винчи «Тайная вечеря»?

Сюжет картины раскрывает известную по Библии историю из последних дней земной жизни Иисуса. Именно тогда он собрал своих последователей, апостолов, и сказал, что ему известно: один за этим столом — предатель.
Различные специалисты и поныне спорят о том, какой же именно момент запечатлён на картине. Либо это причастие, либо — те минуты, когда Иисус говорит о том, что знает о предателе. В пользу второй версии говорит то, что все персонажи выражают различные, зачастую очень яркие эмоции.
Разумеется, мастера Леонардо да Винчи глубоко тронул этот библейский сюжет, и он тщательно работал над каждой крохотной деталькой, особенно это касается образов Иисуса и Иуды. Их автор изобразил особенно кропотливо. Ведь именно через их образы он передал противостояние двух извечных сил, добра и зла.
Да Винчи хотел изобразить апостолов и Христа живыми людьми с человеческими эмоциями. Поэтому ни у кого из них нет нимба. А, чтобы написать их лица максимально естественными, художник отправлялся в прогулки по городу, общался с его жителями, следил за тем, как меняются их лица.
Создание и сюжет фрески окутаны множеством легенд и занимательных историй.

Невероятные цвета

В те времена художники не могли просто так взять любые краски и написать ими фреску — в работу брались лишь те пигменты, которые были способны держаться на штукатурке. Чаще всего, оттенки были достаточно сдержанными. Но, взявшись за свою работу, да Винчи хотел добиться яркости красок. И, работая над повышением яркости цветовых оттенков, мастер подошёл к значимому до сих пор открытию — закону дополнительных цветов. И в наши времена ему учат художников! Леонардо не был тем, кто изобразил цветовой круг (его автор — Мишель-Эжен Шеврёль), но его рассуждения напрямую описывают эти законы колористики. Эта работа привела к тому, что фреска, окрашенная экспериментальными методами, оказалась не самой прочной и быстро стала разрушаться, но действительно была яркой и цветистой для тех времён.

Идеальные пропорции

Разумеется, работа Леонардо да Винчи подчинялась описанным им законам золотого сечения, потому получилась весьма пропорциональной.
Более того, за соблюдением перспективы и реалистичной глубины фрески автор следил с помощью необычной техники: вбивал в стену гвоздь с прикреплённой к нему нитью, а на ней делал отметки, означающие различную глубину на изображении.
Однако интересно ещё и то, что мастер рассчитал расположение фигур и предметов в композиции согласно правилам музыкальной гармонии. Ведь да Винчи был глубоко увлечён музыкой и видел в ней высшую божественную гармонию — и это нашло отклик в его творчестве. Фреска стала музыкой, облачённой в визуальную форму.

Секреты «Тайной вечери»

В своей книге «Код да Винчи» об этой картине много размышлял писатель Дэн Браун. Так, стала известной его теория о том, что рядом с Христом за столом сидит не апостол Иоанн, а женщина — его супруга, Мария Магдалина. Эта версия нашла достаточно много поддержки, хотя доподлинно не доказана.
Другие же исследователи также полагают, что это женщина. Но не Магдалина, а современница да Винчи — Чечилия Галлерани, в которую Леонардо был влюблён.
Есть и версия о том, что рассажены по местам герои картины не так просто, а… по знакам Зодиака. Ведь Иисус был Козерогом, а Мария Магдалина — Девой. Однако христианство не одобряет гороскопов, потому это лишь предположение.
С образами Иисуса Христа и Иуды также связана интересная история. Самого Иисуса да Винчи писал, как считается, с молодого певца из церковного хора. Юноша показался мастеру очень похожим на образ Христа, и тот пригласил его позировать для фрески.
Через несколько лет, когда фреска уже была практически закончена, художник всё ещё искал подходящую натуру для образа Иуды. Никто не подходил, как казалось ему. И вот, в грязном и бедном уголке города, да Винчи заприметил нищего, сидевшего у канавы. В нём автор увидел идеальный прообраз Иуды, подходящий под его мысленное описание. Но какое же потрясение ожидало его, когда он узнал, что это — тот самый певчий из хора!

На столе у апостолов

Не менее интересен и вопрос о том, что окружает Христа и апостолов в этот судьбоносный вечер. В более ранних изображениях последней трапезы Сына Божьего пища была достаточно простой и скромной — каким был и сам Иисус. Однако да Винчи изображает целый пир — и делает это не случайно.
Например, рыба на этом столе присутствует не просто так. Ведь рыба — один из важных символом христианства и самого Христа. К тому же некоторые апостолы были рыбаками.
Существует и теория о том, что важно название рыбы. И это — либо сельдь, либо угорь. А всё потому, что итальянское название угря созвучно слову «наставление», а сельдь на этом языке называется словом, похожим на слово «безбожник». Совершенно противоположные смыслы!
Есть версия, что изображённые на столе достаточно шикарные для того времени кушанья (например, апельсин в те времена мог себе позволить не каждый!) было завуалированной насмешкой над церковью. Да Винчи верил в Бога, но церковные порядки не всегда его устраивали — вот и нарисовал на стенах храма, чьи монахи могли питаться лишь очень скромно, настоящий пир. Тем более, стол и посуда, присутствующие на картине, очень напоминают те, какие были в монастыре на самом деле в те времена.
Также на столе присутствует перевёрнутая солонка — а ведь просыпать соль издревле считалось дурной приметой!

История написания

Написать эту фреску великому мастеру заказал герцог по имени Людовико Сфорца. Этот человек вёл достаточно аморальный образ жизни, хоть у него и была красивая и добрая жена по имени Беатриче. Но, когда она умерла, герцог почувствовал укол совести и повелел украсить одну из стен храма фреской, о которой мечтала покойная. Так Леонардо да Винчи получил заказ, результат которого стал известным ещё при его жизни и сегодня, спустя века, всё ещё поражает как искусствоведов, так и обычных людей, ценящих искусство. А что касается герцога — с сомнительными развлечениями он с тех пор распрощался.

Искусство под угрозой

Несмотря на то, что «Тайная вечеря» была признана шедевральной ещё при жизни автора, её судьбу нельзя назвать спокойной. Она пострадала и от потопа, затопившего монастырь, и от рук нерадивых служителей церкви, проделавших в стене с фреской дверь, которая проходилась прямо по ногам апостолов. Какое-то время в помещении трапезной и вовсе располагалась конюшня, так что шедевром любовались, в основном, лошади, а сам он покрывался навозом и прочими загрязнениями. Зато во время Второй Мировой войны практически весь монастырь Санта-Мария-делле-Грацие был разрушен снарядами — а вот стена с «Тайной вечерей» чудесным образом уцелела.
И сейчас, чтобы сохранить фреску, постоянно ведутся работы. Если этого не делать, она разрушится в ближайшие 60 лет.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Willian

    выходные. в этом году на выходных вообще мертво

    Ответить
Adblock
detector