Кипренский: русский художник с итальянским темпераментом

Русские Художники

Орест Адамович Кипренский — яркий представитель романтического направления русской живописи начала XIX века. Его кисти принадлежат многочисленные портреты знаменитых полководцев, писателей, русских дворян. Картины Кипренского виртуозно написаны, недаром еще при жизни он приобрел славу русского Ван-Дейка.

Детские годы

Кипренский родился в 1782 году в деревушке Нежново Копрского уезда (в настоящее время — территория Ленинградской области). Его мать была крепостной крестьянкой, отец — мелкопоместный дворянин Дьяконов. По документам отцом ребенка считался Адам Швальбе, он дал ему отчество. Фамилию незаконнорожденным детям часто выбирали произвольно, так, в первые годы жизни мальчик был Копорским (по названию места рождения). Привычный нам Кипренский появится только во время обучения в Академии художеств: эта фамилия звучала более солидно, на заграничный манер.

Начало систематического художественного образования

Способности к живописи у Кипренского проявились в раннем детстве: он мастерски копировал картины, которые видел в соседних дворянских усадьбах. Дьяконов сделал для сына все, что мог: дал ему вольную (до 6 лет Орест был крепостным) и устроил на обучение в училище при Академии в Санкт-Петербурге. Там мальчику повезло с педагогами: он обучался у Угрюмова и знаменитого портретиста Левицкого. Но Кипренский, как и многие живописцы того времени, грезил об исторической живописи. Полотна на исторические темы считались самыми трудными в исполнении, требовали от художника композиционного мастерства и искусной кисти.

После завершения курса обучения Кипренского оставили при петербургской Академии пансионером. Также он получил право на поездку за государственный счет в Италию для совершенствования мастерства. Но из-за сложной исторической обстановки (в это время в Европе бушевали наполеоновские войны), стажировка начнется только в 1816 году.

Первые портреты

В начале XIX века русскую художественную богему захватывает увлечение романтизмом. Художники и писатели мало интересуются обыденностью, заурядным человеком. Они обращаются к лирическому герою, который выбивается из общего строя, идет наперекор среде, монотонности жизни. Романтическим образам, как в литературе, так и в живописи, присущи следующие черты:

  • пылкость, яркость, экзальтированность;
  • изображение героя в момент высшего душевного накала и напряжения сил;
  • обращение к исторической и национальной экзотике.

Кипренский, картины которого принято считать эталоном романтической живописи, наиболее полно раскрылся в портретном творчестве. Сразу после окончания обучения он создает галерею своих знаменитых современников: поэтов Батюшкова и Жуковского, баснописца Крылова, государственного деятеля Уварова, будущего московского губернатора Растопчина.

Исследователи биографии Кипренского предполагают, что в его картинах отразилась его натура: эмоциональная, возбудимая, страстная и, вместе с тем, чуткая, обращенная к внутреннему миру человека. Именно это позволило художнику не только запечатлеть на портретах внешность моделей, но и раскрыть характер своих героев.

Поездка в Европу

В 1816 году Кипренский начинает путешествие по Европе. Академия художеств оплачивала наиболее талантливым ученикам пребывание за границей, в Италии многие художники жили годами, создавали картины на исторические и религиозные темы.

Кипренский же и в Италии пишет преимущественно портреты. В Риме он очень быстро приобретает преданных поклонников, заказчики осаждают живописца с просьбой написать портрет. Высшее признание — флорентийская галерея Уффици приобретает автопортрет художника. Картина Ореста Кипренского будет выставляться вместе с шедеврами итальянского Ренессанса.

Эмоциональная подвижность и возбудимость художника сыграет с ним дурную шутку. Он уже в Италии попадет в зависимость от перепадов настроения. Несмотря на успех портретов, он будет пытаться покорить историческую живопись. Самая известная его картина в этом жанре — «Дмитрий Донской на Куликовом поле» — лишена всякой оригинальности. Это очередное программное полотно, в котором тщательно выполнены академические требования. Герои застыли в картинных позах, пышные драпировки и театральные жесты создают впечатление натужности и неестественности.

Одновременно Кипренский пытается угодить итальянской публике: создает зарисовки на местные темы. Но изображения поселянок выходят слащавыми и не приносят успеха автору. В 1820-1823 году Карл Брюллов начинает вытеснять Кипренского с художественного Олимпа, его картины на исторические темы и жанровые этюды более по душе зрителям. Орест Адамович тяжело переживает потерю былой популярности и ищет забвения в обильных возлияниях.

К этому же времени относится и странная история с итальянской натурщицей: ее находят мертвой в мастерской художника, а самого Кипренского обвинят в убийстве. Разбирательство дела ничем не закончится: живописца не осудят, но и не оправдают вполне. Из-за этих печальных событий в 1823 году он возвратится на родину.

1823-1828 год: петербургский период

В России Кипренского принимают более, чем прохладно: слухи о скандальной истории с итальянской моделью доходят до петербургского художественного бомонда. О былой славе Кипренский не может и мечтать. Но за пять лет им написаны две замечательные работы: монохромное «Наводнение в Петербурге» и живописный «Портрет Пушкина». Поэт в изображении Кипренского получился разочарованным, отстраненным, утомленным житейской суетой. Это не бравурный портрет времен начала живописной карьеры. Отчасти художник наделил Пушкина собственными горькими переживаниями и волнениями.

Возвращение в Италию

В 1828 году Кипренский навсегда покинет Россию. Он вернется в Рим, перейдет в католичество и женится на выросшей дочери своей натурщицы. Последние восемь лет жизни — время медленной, но неуклонной деградации. Художника редко можно застать в мастерской, чаще он проводит время в дешевых ресторанчиках, заливая вином тоску по родине и былой известности. Скончался Кипренский в 1836 году от лихорадки, в возрасте всего 49 лет.

Своеобразие творческой манеры

Кипренский, как и многие русские художники XIX века, всем сердцем полюбит Италию. Яркое южное солнце, колоритные характеры, бурное проявление чувств — все это будет близко живой и порывистой натуре художника. Но вот успеха, признания, о котором мечтал, он так и не добьется на чужбине.

Орест Адамович был тонким портретистом. Он мог из любого заказного наброска создать психологический шедевр. Как ни странно, всю жизнь он доказывал публике, что истинное его призвание — историческая живопись, пафосные и возвышенные полотна. Может быть, в этом и был источник его душевного надлома?

Постепенно в его картинах появляются негромкие и доверительные интонации. Он чаще пишет детские портреты, создает «Бедную Лизу» — живописную иллюстрацию к сентиментальной повести Карамзина. Это и был его собственный путь, и очень жаль, что он уклонился в сторону изображения слащавых итальянских цыганок и пасторальных крестьянок с маковыми венками в волосах.

Творческая манера Кипренского была настолько совершенна, что вводила в заблуждение знатоков. Так, «Портрет отца», который он выставлял в Италии, приняли за работу старинного мастера: публика отказывалась верить, что картина написана современником. Полотна Кипренского отличает спокойный колорит, виртуозная светотеневая моделировка, выверенное композиционное построение.

Ценность творческого наследия художника еще и в том, что он оставил нам портретную галерею своих знаменитых современников: поэтов, писателей, полководцев, героев войны 1812 года. С его полотен на нас смотрят лучшие русские люди великой эпохи: воины, артисты, общественные деятели. Каждого из них художнику удалось сделать узнаваемым и замечательным.

Список картин.

  1. Дмитрий Донской на Куликовом поле (1805).
  2. Портрет княгини Щербатовой (1808).
  3. Мать с ребенком (1809).
  4. Портрет Растопчиной (1809).
  5. Автопортрет с кистями за ухом (1808).
  6. Молодой садовник (1817).
  7. Портрет А. С. Пушкина (1827).
  8. Бедная Лиза (1827).
  9. Читатели газет (1831).
  10. Портрет Семеновой (1828).
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий