- Детство
- Первые шаги к профессии
- Освоение профессии продолжается
- Трудный период и начало формирования мировосприятия
- Получение высшего художественного образования
- Начало трудовой деятельности
- Поиски себя на фоне благонадёжности
- Человек, который постоянно чего-то ждёт.
- Насыщенные 70-ые годы
- Перемены 80-х
- Творчество за рубежом
- Личная жизнь
- Наиболее известные произведения
- Снова в России
Илья Иосифович Кабаков – советский художник, самобытность и оригинальность которого привели его к всемирной известности и аукционным рекордам.
Детство
Родился 30 сентября 1933 года в украинском Днепропетровске в еврейской семье. Родители были далеки от искусства: слесарь отец и бухгалтер мать зарабатывали на жизнь простыми и земными профессиями.
Перед оккупацией города немецкими войсками в конце августа 1941 года Илья эвакуировался с матерью в узбекистанский Самарканд, принявший в годы Великой отечественной войны кроме тысяч беженцев множество предприятий и учебных заведений из зон военных действий.
Первые шаги к профессии
В числе эвакуированных была Художественная школа из Ленинграда (при институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина), которая продолжала функционировать в Самарканде. Сюда из мальчишеского любопытства пришёл посмотреть рисунки обнажённых натурщиц 7-летний Илья. Его заметила сотрудница школы и предложила попробовать поступить на учёбу. Кабаков принёс свои рисунки на тетрадных листах: шла война и все мальчишки страны рисовали танки и самолёты. И был принят.
Освоение профессии продолжается
В 1944 году институт и школа переехали в подмосковный Загорск (сейчас Сергиев Посад), в 1945 году стал возможен возврат в Ленинград. Вместе со школой поехали и Кабаковы, но ленинградскую прописку им не дали. Илья получил перевод в Московскую художественную школу, а мать, чтобы быть ближе к сыну, поселилась в Загорске.
Трудный период и начало формирования мировосприятия
Это был тяжёлый период для разрушенной войной страны и её граждан. В том числе и для Кабаковых. Бытовые проблемы и неустроенность преследовали мать, зажатость жизни в общежитии и отсутствие личного пространства не давали вздохнуть сыну. Более сильные ученики и властные взрослые диктовали правила жизни, навязывали страх и подавляли любое свободомыслие в среде подростков.
Всё это повлияло на формирование образа героя работ художника -«маленького человека», который замкнут и одинок, дрожит от страха и мечтает дышать полной грудью. На него давит со всех сторон клетка, прутья которой партия, общественность, работа, семья, их условности и правила…
Получение высшего художественного образования
В общежитии при художественной школе Илья жил до 1951 года, до своего поступления в Суриковский институт. Общепризнанным было мнение, что это высшее учебное заведение даёт лучшее в стране художественное образование. Но, по воспоминаниям Кабакова, преподаватели того периода были равнодушными, даже безответственными: могли пропускать занятия и являться в нетрезвом виде.
На пути своего профессионального обучения Кабаков остался без наставника. Поиски собственного пути в искусстве пришлось вести самостоятельно.
В 1957 году Илья Иосифович окончил отделение графики института и получил специальность художника-иллюстратора книг.
Начало трудовой деятельности
С 1957 года Кабаков иллюстрирует детские книги и журналы, которых в Советском Союзе выпускалось большое количество: страна много читает. По советским меркам это престижная работа и она хорошо оплачивается. Оформительская деятельность многие годы будет давать художнику основной заработок.
Поиски себя на фоне благонадёжности
Со школьной скамьи Кабаков привык, что не всё можно и нужно демонстрировать, что есть личное творчество, о котором руководству и обществу не надо знать. Для художника были болезненны ощущения подавления личности системой, ограничения и навязывание готовых ролей. Он иллюстрировал детскую литературу, по признанию самого художника, за зарплату, без особого пристрастия к своей работе. Делал то, чего от него ждали и требовали.
По вечерам же работал по зову души, для себя. Бунтуя против красивого и правильного, выдавал нечто нарочито нехудожественное, нереалистичное. Внешняя оболочка благополучного иллюстратора в 60-е годы надёжно скрывает рефлексирующего и неспокойного художника, который поглощён поисками себя и своей индивидуальности в искусстве.
Человек, который постоянно чего-то ждёт.
Так охарактеризовал сам Кабаков своего героя в серии «Душ», которая была создана в 1964 году. Она стала точкой отсчёта для художника, который наконец-то ощутил оригинальность идеи и неразрывную связь с ней. Кабаков ликовал, он понял, что вот она, индивидуальность.
В 1965 году серия вывезена на выставку в Италию, что было не одобрено советским правительством: критики посчитали эту работу символичным изображением бедности при коммунистическом режиме и причислили Кабакова к антисоветчикам.
Несмотря на неоднозначные обстоятельства, в конце 60-х годов Союз советских художников выделил Кабакову чердачное помещение под собственную мастерскую. Здесь он начал работать над форматными произведениями. Официальный иллюстратор в узких кругах был известен как автор принципиально новых, нестандартных работ с особенной концепцией.
В 60-ые Кабаков уже активно участвует в различных экспозициях.
Насыщенные 70-ые годы
Художественная Москва в 70-ые ведёт чрезвычайно содержательную и активную жизнь, которая в основном бурлила вдали от официальной власти.
В 1974 году художники Лианозовской школы попытались выйти в свет, но эту выставку власти буквально сравняли с землёй. Она печально известна как «Бульдозерная». В ней Кабаков не принимал участия – остановил страх перед последствиями. Но со всеми художниками был знаком, со многими близко.
Общение вообще и для Кабакова в частности имело огромную важность и даже живительную силу. По его воспоминаниям, «склонное к космизму сознание, особый интерес к высоким, неземным, сверхчувственным флюидам и возвышенные вопросы… были тем, вокруг чего вертелись все наши внутренние, казавшиеся единственно значимыми, серьёзными проблемы». Теперь начинал говорить язык художников – визуализация проблем, выражение их через образы.
Философ и критик современного искусства Борис Гройс назвал сложившееся художественное направление 70-х «московским романтическим концептуализмом». В эти годы работы Кабакова участвуют в экспозиции неофициального искусства СССР в Италии, Германии, Англии.
Перемены 80-х
Графика отходит на второй план, теперь художник сосредоточен на пространственных композициях, так называемых инсталляциях. Одна из самых знаменитых «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» создавалась с 1982 по 1986 год. Проекты такого масштаба сам автор назвал «тотальными инсталляциями».
В 1987 году художник впервые получил грант от зарубежного объединения и построил в фойе австрийского театра инсталляцию «Перед ужином».
Через год – нью-йоркская галерея и стипендия от министерства культуры Франции. В 1989 году стипендия от Германии окончательно предрешила переезд художника за границу.
Творчество за рубежом
С начала 90-х годов Кабакова узнал весь мир: выставки в самых именитых музеях, награды, премии и титулы свидетельствуют о признании мастера. Он продолжает творить и создавать, и не только полотна и инсталляции: творческое наследие составляют и литературные произведения, а именно воспоминания о молодых годах в Москве и другие собственные и в соавторстве.
Личная жизнь
Илья Иосифович женился трижды. От первого брака имеет дочь Галину. С 1989 года его супруга, верный соратник и соавтор Эмилия Кабакова. Она также бывшая советская гражданка, эмигрировшая из Союза в 70-х. Проживает творческая пара в Нью-Йорке.
Наиболее известные произведения
Работы Кабакова не только в лучших музеях мира, но и в частных коллекциях. Некоторые оценены в миллионы долларов. Среди них картины:
- «Жук» (1982);
- «Номер люкс» (1981);
- Альбом «Полетевший Комаров» (1978).
и многие другие, а также рисунки тушью, акварелью, карандашами.
Инсталляции, трёхмерные произведения искусства, где зритель вовлекается в происходящее, выставляются на самых именитых площадках, за них борются лучшие музеи. Это инсталляции:
- «Десять персонажей» (1986);
- «Инцидент в коридоре возле кухни» (1989);
- «Лабиринт (альбом моей матери)» (1990);
- «Туалет» (1992);
- «В будущее возьмут не всех» (2001).
и многие другие. Некоторые озвучиваются. Так, к примеру, в посвящённой матери Белле Солодухиной инсталляции «Лабиринт» под классическую музыку и русские романсы звучит голос самого художника.
Снова в России
Проживая в Америке, художник с 2000 года активно выставляется на Родине. Илья и Эмилия Кабаковы передали в дар Третьяковской галерее мастерскую и некоторые свои работы. Да, они представляют некоторую метафору жизни в стране. Но, по словам супруги художника, это их страна, которая останется их домом несмотря ни на что.
Смотрите также: