Биография Машкова И.И. художника и гражданина

Машков И. И. Рисунок Бориса ГригорьеваМашков Илья Иванович – русский и советский художник незаурядной творческой и личностной судьбы, наглядной и показательной для понимания особенностей эпохи, в которую живописцу суждено было жить.

Происхождение

Родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской Области Войска Донского (название в период с 1870 по 1918 год, в наши дни Волгоградская область). Предки, крестьяне, были переселенцами из Рязанской губернии. Родители Ильи на новом месте занимались скупкой-продажей разной мелочи. В многодетной семье Илья – старший сын из девяти детей. С 8 лет учился в церковно-приходской школе, уже в 11 пошёл «в люди»: сначала в станице Филоновской, позже переехал в г. Борисоглебск, где работал у купца Юрьева. Был на побегушках в бакалейных лавках, что было ему ненавистно, и рисовал вывески по распоряжениям торговцев.

Первые художества

Малевать фасадные вывески мальчишке нравилось: нехитрый рисунок бублика или сапога, да простое название лавки, чаще фамилия хозяина. И он старался на совесть, фантазировал, выводил завитушки. В свободное время пробовал рисовать для себя, было интересно. Однажды преподавателю рисования из Борисоглебской мужской гимназии попались на глаза рисунки юного помощника местного купца. Заметив определённое старание Ильи, необычность его работ, учитель поинтересовался, нет ли у того желания самостоятельные занятия сделать систематическими, учиться живописи. Этим вопросом он очень обескуражил юношу, тот и не подозревал, что этому учат. Получив несколько ценных уроков, Илья понял, что теперь он не хочет довольствоваться малым. Он любит рисовать и должен учиться, чтобы сделать своё пристрастие профессией.

Решительный шаг к целиКолхозница с тыквами 1930 г.

28 февраля 1899 года – поворотная дата в жизни начинающего художника (так она врезалась в его память) – он был в лавке последний раз. Теперь жизнь его побежала по новому маршруту: он готовится к экзаменам, едет в Москву, участвует во вступительных испытаниях и его принимают в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он начал учиться у именитых художников: Корина, Горского, Васнецова и других. В свободные часы неизменно шёл в музеи, которые были общедоступны: Румянцевский и Третьяковскую галерею.

Годы учёбы, частные уроки

Занятия приносили молодому художнику удовольствие. Его работы стали выделяться, отмечаться жюри на конкурсах. Какой Машков художник, узнали за пределами училища. В 1902 году он получил премию Сергея Третьякова (1834-1892), одного из основателей знаменитой галереи. Но в целом его очень угнетала нехватка средств, и в 1904 году он начинает давать уроки в частной школе живописи. Этот «хлеб» будет выручать художника до 1917 года, а частная студия сведёт его со многими известными личностями. Так, в 1907 году Машков познакомится с Петром Кончаловским (1876-1956), с которым его на долгие годы свяжут творчество и дружба. Частные уроки поправят материальное положение, в 1905 году Машков женился (его избранницей станет итальянка София Аренцвари), в 1908-м отправился в Европу для ознакомления со старыми и новыми направлениями живописи. Вернувшись, Илья Машков беспрестанно учится, пишет, выставляется.

Творческий почерк

Картины Машкова начала ХХ века – сочные, яркие, многоцветные, дающие зрителю почувствовать восторг и пыл художника, склонного к простоте и ясности форм. Налицо пристрастие к чистым интенсивным цветам и выразительной красочности изображаемого. Будь то натюрморт с преувеличенно замечательными фруктами и ягодами, или портрет человека в одежде насыщенных оттенков, который изображён на расписном фоне. Ценители живописи, современники Машкова, находили в его картинах «радость дикаря», но многие и ругали художника, не понимали. В 1910 году Машкова исключили из училища. Но после всё было с лихвой компенсировано: он выставляет 10 картин в Салоне, который демонстрирует их в Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Риге. Затем везёт свои работы в Париж на Осенний салон, после которого натюрморт «Синие сливы» купил известный коллекционер И.А. Морозов.

Общество «Бубновый валет»

Проторенной дорогой реалистической и академической живописи не хотел идти не только Машков, у него было достаточно единомышленников, среди которых Пётр Кончаловский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов и другие художники, выступающие против идейности искусства. В декабре 1910 года открылась выставка, названная «Бубновый валет», что имело особый смысл. Картины шокировали публику, выставка стала скандальной. После неё художники, представители раннего авангарда, организовали творческое объединение с тем же названием, чем знаменовали переворот в искусстве. Союз просуществовал до 1917 года.

Машков и революцияШвейцария 1914 г.

Подобно многим авангардистам, Илья Машков ликовал, видя революционные преобразования в стране. Как человек не робкий и наделённый организаторскими способностями бросился навстречу переменам: развернул профсоюзную деятельность, преподавал в стенах реорганизованного родного училища. Вместе с тем поменялось и содержание его картин – стало больше женской натуры, натюрморты изобиловали посудой и фруктами – в целом работы стали более декоративными. Ярким примером является «Натюрморт с женской фигурой» (1918). Кстати, на картине вторая жена Машкова, Елена Фёдорова, брак с которой был заключён в 1915 году.

Первые послереволюционные годы художник активен не только профессионально, хотя он много пишет и выставляется. Машков чрезвычайно инициативен в жизни общества – деловито и энергично участвует во всех возможных организациях, честолюбив – ищет всяческих наград от грамот до званий. Он верит в революцию и в скорое изобилие. В подтверждение этого к выставке Ассоциации художников революционной России 1925 года «Революция, быт и труд» Машков готовит триптих «Снедь московская», куда входят «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». К приготовлению некоторых компонентов картин приложила руку третья жена живописца, на этот раз последняя, тоже художница Мария Данилова.

Начало тридцатых годов, родная станица

Жизнь художника-активиста полна событий, он много ездит по стране с творческими командировками. Молодая советская власть на него возлагает большие надежды и ждёт монументальных и значительных произведений, подтверждающих счастливую жизнь в стране. В 1929 году 50-летнему художнику назначают персональную пенсию, он больше не преподаёт и уезжает в родную станицу. Но не на покой – Машков задумал сделать Михайловскую образцовой во всех без исключения сферах жизни – с отличным стадионом, прекрасным парком, хорошей школой, богатой библиотекой… Причём в этом показательном социалистическом раю все объекты должны хитро переплетаться: «парк со стадионом, опытные поля с парашютной вышкой…» По инициативе художника церковный иконостас вместо икон был украшен портретами вождей пролетариата, Ленина и Сталина, а купола вместо креста – красными флагами. «Дом социалистической культуры имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И. Машкова» – значится на вывеске, сделанной по собственному эскизу художника. Бывало, и не раз, письменно жаловался властям на непонимание со стороны некоторых жителей, называя их кулацкими агентами. На волне собственного оптимизма и в полном соответствии с ожиданиями партии создаёт картины, герои которых – счастливые труженики благодатной страны, пишет виды широкой станицы, «где так вольно дышит человек».

Последнее десятилетие жизниФрукты и ягоды 1916 г.

В 1934 году художник уезжает с малой родины – он, любящий почести и внимание, возвращается в Москву, поближе к центральной власти. Пишет работы, прославляющие государство и партию, затем, с 1936 года, полностью переходит на натюрморты, в написании которых его мастерство растёт с каждым годом, несколько меняется техника написания. В 1939 году получил Бронзовую медаль «За выдающийся вклад в мировое искусство» – художник выставлялся в Нью-Йорке. Вообще в 30-е годы картины Машкова объездили многие страны и города, экспонировались в Лондоне, Вене, Париже и других столицах.

С началом Великой Отечественной войны Машков, понимая, где в тылу можно быть полезным и прикоснуться к страшным трагическим событиям в стране, проявляет инициативу и находит новое поле деятельности – в госпиталях пишет портреты раненых на фронте героев, а также медиков, спасающих жизни защитников Отечества.

Не дожив год до Победы, умер 20 марта 1944 года.

Самые известные картины Ильи Машкова

Илья Машков – заметная фигура в русском и советском художественном искусстве, автор картин, которые находятся в собраниях крупных музеев и частных коллекциях.

Наиболее известны:

  • «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910),
  • «Натюрморт с цветами» (1912),
  • «Натюрморт с женской фигурой» (1918),
  • «Снедь московская» (1924),
  • «Колхозница с тыквами» (1930),
  • «Девушка на табачной плантации» (1930),
  • «Советские хлебы» (1936),
  • «Портрет генерал-майора медицинской службы А.Р. Злобина» (1943).

Сегодня на аукционах картины Ильи Машкова, судьба и жизнь которого яркий пример «выхода в люди» бедного мальчишки из царской России, продаются за миллионы – амбициозный и славолюбивый художник был бы счастлив.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector