Картина А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

Берёзовая роща 1879 г

  • Автор: Архип Куинджи;
  • Год: 1879;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 97 × 181 см. Холст масло;
  • Цена: В 1879 году полотна «Берёзовая роща», «После дождя» и «Север» были приобретены Павлом Третьяковым за 6500 рублей.

«Берёзовая роща» – одно из ярчайших произведений русского импрессионизма, написанное Архипом Ивановичем Куинджи в конце 19 века. В настоящее время картина помещена в Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

История

Идейными вдохновителем этого полотна стала русская природа, которая ни раз встречалась в картинах великого множества художников предшествующих лет, в частности Шишкина, Левитана, Саврасова. Сохранилось довольно большое количество эскизов и набросков данной картины, которые свидетельствуют о том, что художник очень долго и тщательно подбирал композицию картины, подбирая размеры поляны и рощи, меняя высоту деревьев и распределяя каждый квадратный сантиметр свободного места. Это произведение было детально продумано и никаким образом не было спонтанный.

Первая демонстрация

Берёзовая роща (2-й вариант, 1881 г.)
Берёзовая роща (2-й вариант, 1881 г.)

Впервые картина была представлена на 7-ой выставке художников-передвижников, где вызвала лавину разнящихся мнений. Но среди обыденной публики полотно не вызвало какого-либо невероятного фурора, не сумев повторить успех предыдущей картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре». Очереди длиной в сотни метров не возникали, никто не пытался переложить её на стихи или музыку, в следствие чего среди биографов существует расхожее мнение, что именно поэтому живописец не делал подобных выставок в течение последующих 20 лет.

Однако в кругах профессиональных художников полотно получило многочисленные обсуждения и восхищения. Этому способствовала столь невероятная игра красок, почти всех художников поражало количество зелёного на этой картине, некоторые критиковали Куинджи за подобную несуразицу, но большинство находило это смелым шагом, ведь зелёный имеет больше оттенков чем любой другой цвет.

Описание

Куинджи создал эту картину, следуя традициям и принципам русского романтического пейзажа, возникшим в 19 веке. Живописец в своём творчестве нередко переносил на холст состояния природы, полные драматизма, эффектного контраста цветов и света. “Березовая роща” ярко демонстрирует художественные принципы живописца. Этим произведением художник выказывает своё восхищение русской природой со всеми её многочисленными пейзажами. Ведь очень часто именно они становятся источниками вдохновения художников.

Роща

Хотя на полотне явно преобладает зеленый цвет, оно имеет безумно резкий контраст, который образуют солнечные пятна в центре и густые тени на переднем плане и в глубине полотна, что создаёт ощущение нереальности и декоративности наблюдаемого. Используя такой невероятный контраст света и тени, Куинджи достигает ощущение чрезвычайно яркого и ослепительного света солнца, что заметили зрители во время первой выставки картины. Листва на деревьях словно застыла из-за чего возникает ощущение, что природа будто застыла, и нет ни единого дуновения ветерка. Деревья в её глубине художник намеренно оставляет без чёткой прорисовки и детализации, из чего можно сделать вывод, что они скорее выполняют роль фона. На переднем же плане на деревьях можно разглядеть каждое чёрное пятнышко, каждый листик, как бы говоря, что разглядывать нужно именно их.

Ручей

Берёзовая роща 1901 г.
Берёзовая роща 3-й вариант 1901 г.

Симметричное расположение объектов, достигаемое за счёт деление композиции картины ручьём практически на две равные части, и явное разделение пространства картины создаёт неповторимый эффект тщательно сочинённого вида. Из чего можно сделать вывод, что художник скорее всего воссоздавал этот вид по памяти, добавляя всевозможные детали и контрасты. Ручей обладает и ещё одним интересным свойством, он ловит взгляд смотрящего и ведёт его до самого горизонта, увлекая его в даль. От него так и веет прохладой в этот прекрасный денёк начала лета.

Муравейник

Столь незначительную деталь этой картины многие могли даже не заметить, взглянув на неё быстрым взглядом, но она довольно резко выделяется на фоне деревьев и прочей зелени прежде всего из-за собственного цвета.

Неповторимый успех

Об успехе картины говорит тот факт, что художник написал несколько эскизов и картин из цикла «Берёзовая роща», одна их них даже находится в Национальном художественном музее Белоруссии. Но именно «берёзовая роща», написанная в 1879 году, получила невероятный отклик восхищения среди критиков и прочих художников.

Последствия

Именно эта картина стала наиболее важной среди прочих произведений художника. Позже она стала его визитной карточкой, но наиболее важно то, что после написания данного полотна он решил покинуть Товарищество передвижных художественных выставок, что сказалось на его последующим творчестве. Куинджи отказался от идеологий и вернулся к прекрасной природе с её яркими и неповторимыми красками. Он продолжал следовать идеям реализмам, но в его творчестве всё чаще встречались черты прочих направлений, в частности импрессионизма. Об успехе же этой картины говорит огромное количество подражаний даже среди настоящих общепризнанных мастеров, «Берёзовая роща» стала настоящим идеалом и законодателем правил.

Топ лучших картин Архипа Куинджи

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 4 оценки, среднее 4 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Аноним

    Где КОМПОЗИЦИЯ?

    Ответить