«Берёзовая роща» Левитана – бриллиант гения пейзажа

Берёзовая роща 1885—1889 г.

  • Автор: Исаак Ильич Левитан;
  • Год: 1885-1889;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 28,5 х 50 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость картины в настоящее время не известна.

«Берёзовая роща» – картина великого русского живописца И.И. Левитана, созданная в период 1885-1889 гг. Размер произведения – 28,5 х 50 см. Хранится в Государственной Третьяковской галерее (Москва).

Написана маслом по бумаге, приклеенной в последствии на холст. Художник часто прибегал к такому способу работы – пейзажист подолгу бродил, выискивая особо живописные и трогающие душу уголки природы, и носить с собой специальную бумагу было гораздо удобнее, чем тяжёлые холсты и подрамник.

Автор

Исаак Ильич Левитан (1860 или 1861 – 1900) родился в бедной еврейской семье в местечке Кибарты (территория современной Литвы). Ради того, чтобы дать детям хорошее образование, семья в 1870-х переехала в Москву. С 13 лет Исаак учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под наставничеством именитых Саврасова, Перова и Поленова. Камнем преткновения всегда была только бедность, но с 16 лет молодому таланту удавалось уже заработать.

Русская природа стала главной героиней творчества мастера. Несмотря на гонения власти, которые затронули его как представителя еврейского народа, трепетное отношение художника к России, горячо любимой Родине, с годами только крепло. Подтверждением тому картина Левитана «Берёзовая роща», как и десятки других животрепещущих пейзажей с русской природой его кисти.

История создания картины

Исаак Левитан берёзовую рощу, просящуюся на полотно, увидел в Подмосковье. Летом 1885 года он в поисках натуры обосновался в деревне Максимовка близ дворянской усадьбы Бабкино (на территории сегодняшнего Истринского района Московской области). Поместье тогда принадлежало графу Алексею Сергеевичу Киселёву, племяннику русского посла в Париже.

В то же время у графа гостил Антон Павлович Чехов, которого с Левитаном связывали тёплые дружеские отношения. Здоровье нередко подводило Левитана, и Чехов, узнав, что поблизости в одиночестве живёт друг-художник, посодействовал его переселению из деревни в один из флигелей графской усадьбы.

Два русских таланта, писатель и художник, подолгу бродили по Дарагановскому лесу, любовались рекой Истрой, ходили по грибы. Здесь каждый из них отдал дань неброской, спокойной, но бесконечно пленительной красоте природы, присущей средней полосе России.

О невероятной прелести окрестностей Бабкино Чехов вспоминал: «В природе столько воздуха и экспрессии, что нет сил описать… Каждый сучок кричит и просится, чтобы его написал Левитан».

Сам художник тоже находил это место чрезвычайно поэтичным: «Об нём все мои мечты» – вспоминал он позже. Здесь он и начал работу над картиной. Свежие впечатления породили и новую, необычную для живописца, манеру письма. Широкие мазки, яркие блики на листве, траве и стволах деревьев, цветовая вибрация, неожиданные переходы десятков оттенков – приёмы импрессионизма, тогда только зарождающегося во Франции.

Новизна и экзотичность выбранного Левитаном способа живописи осложнили создание картины – ясных солнечных дней было не так много, как хотелось. Лето закончилось…

Прошло четыре года, прежде чем живописец завершил картину – откладывал работу до момента вдохновения, ждал, когда взгляд станет свежим. На этот раз местом силы художника стала берёзовая роща на окраине Плёса, старинного города на Волге. Летом 1889 года картина была закончена.

Описание картины Левитана «Берёзовая роща»

Солнечный летний день. Бескрайняя, приветливо светлая роща из молодых берёз, деревьев постарше – белоствольные красавицы группками и поодиночке вольно раскинулись по широкой равнине. Растут вольготно, не жмутся, потому трава у их подножья и на полянах сочная, ярко-зелёная, усыпанная мелким разноцветьем.

Передний план картины, как и средний, занят изящными берёзовыми стволами и нижними ветвями деревьев, усыпанными нежной листвой. Задний план, размытое зелёное марево, даёт представление об убегающей вдаль роще, свежей, молодой и задорной.

Яркое солнце, играя лучами в лёгкой листве, отбрасывает на землю ажурное кружево тени. На картине это пойманное мгновение, но живое и переливчатое. Кажется, в следующий миг узор тени задрожит и поманит вглубь рощи. Хочется здесь побродить, ступая по мягкому ковру трав и прикасаясь к тёплой коре самых русских деревьев, которые вдохновляют художников, поэтов и писателей сотни лет.

Композиция и впечатление

Уникальное композиционное построение делает картину Левитана «Берёзовая роща» воплощением случайно брошенного взгляда, когда не видны верхушки деревьев, вид как бы ограничен сиюминутными возможностями глаз. От этого решения живописца пейзаж удивительно реалистичен. Обрез крон деревьев переносит зрителя к подножью ближней берёзы и манит шагнуть, окунуться в прелесть светлой и счастливой рощи.

Каждый листик, травинка, цветочек, пятно на коре – всё тщательно продумано. Недаром Левитан 4 года ловил это впечатление и сделал это мастерски. Зритель не догадывается о хитростях мастера, а просто наслаждается покоем, теплом, свободой и простором.

Топ лучших картин Исаака Левитана

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий