Загадочные Русалки Ивана Крамского

Русалки

  • Автор: Крамской Иван Николаевич;
  • Год: 1871;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва ;
  • Размер: 88 × 132 см. Холст масло;
  • Цена: Стоимость на настоящее время не известна.

Таинственная картина с последующей «нехорошей» историей, «Русалки» Крамского Ивана Николаевича, была задумана на Украине, когда художник приезжал в село Хотень Харьковской губернии к своему другу, талантливому пейзажисту, Фёдору Васильеву. Здесь он познакомился с произведениями Гоголя, проникся красотой Малороссии и задумал воплотить её в красках.

Мотивы написания

Неизгладимое впечатление на творческую душу художника произвела повесть Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Им был задуман полный цикл работ по авторским «Вечерам на хуторе близ Диканьки», но «Русалки» (как назвали картину зрители) так и осталась единственной работой Крамского на эту тему. Автор написал картину по отрывку со сном Левка, но поставил целью не точную передачу сюжета, а захотел поделиться со зрителем теми видениями, которые грезились ему во время работы над эскизами будущего шедевра.

Основные характеристики

Крамской Русалки – картина, представленная художником в ноябре 1871 года на первой выставке «Передвижников», организатором и идейным вдохновителем стал сам художник. Прошла она в Академии художеств в Петербурге. Изображение на холсте маслом. Жанр выполнения – мифологическая живопись, в стиле реализма. Размеры полотна: 88 х 132 см. Находится в Третьяковской галерее в Москве.

Отличия от других картин

Картина полностью «выбивается» из программы передвижников, которые главной целью ставили отражение реальной действительности. Основная тема полотна – народные верования и национальная культура. Это первое обращение художника к фольклорным мотивам, страстное желание оживить мифических существ Гоголя, которые появлялись под светом луны в тот час, когда обычные люди спали.

Особенности написания

Ночной пейзаж картины преображён ослепительными бликами лунного света, играющими нереальным светом на стенах заброшенной избы и одеждах утопленниц. Главной технической задачей художник считал изображение лунного свечения и в целом видел её выполненной. В письме к другому гению своего времени он называл блики лунного света «целой симфонией» и достойным предметом искусства. По мере написания хаты Крамской всё больше вкладывал в неё черты родного дома. Всеми художественными средствами погружал зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

Народные поверья

Молодые девушки, утопившиеся от неразделённой любви, после смерти становятся русалками, духами природы. Ночью или на Троицкой неделе они выходят с того света на землю, чтобы чарами затянуть в свои владения путников, спутать сети рыбаков, сломать плотину или мост. Когда русалки расчёсывают гребнем волосы, вода с них затопляет всё окружающее пространство. Чтобы не погибнуть, потусторонние создания всегда должны держать волосы сырыми. В деревнях свято соблюдалось правило – в Чистый четверг и на Троицкой неделе нельзя было работать, чтобы не разгневать русалок. Девушки бросали в воду плетёные венки – гадали на судьбу.

Сюжет

В тонком серебряном свете на берегу водоёма видны фигуры в белых, длинных рубашках. Облитые лунным светом, русалки Крамского особенно нереальны и меланхоличны. Они сидят на поваленных деревьях, разрушенных мостках и даже уходят в чащу, становясь практически невидимыми для зрителя. «Лунные» девушки ни живы, ни мертвы. Их лица хранят красоту и неизбывную тоску. Возможно гоголевская панночка – русалка с венком из трав на голове. Справа на возвышении видна крайняя хата села. Она залита тем же мертвенным светом и кажется более принадлежащей к потустороннему миру, чем к поселению живых. Слева – тёмный дремучий лес.

Реальная мистика

Картина впервые была вывешена рядом с «Грачи прилетели» Саврасова. В первую же ночь холст с птицами упал. Окружающие пошутили, что русалкам не понравилось находиться рядом с изображением радостного дня весны. Творение Крамского понравилось Третьякову, и он приобрёл его для своей галереи. В период экспозиции полотно много раз перевешивали. Сторожа уверяли, что по ночам в зале слышали пение и наотрез отказывались приближаться к картине после заката. Рассматривающие её достаточно долго посетители заявляли, что от холста появляется чувство неожиданной прохлады. Говорили, что молодым девушкам картина мутила ум и заставляла бросаться в реку. Старая нянька Третьякова посоветовала ему перевесить картину в тень, чтобы утомлённые дневным светом русалки не «колобродили» по ночам. Сам признававшийся в усталости рядом с изображением, меценат послушался старушку и после этого на картину нареканий не возникало.

Восприятие зрителями

Во времена написания и в наши дни полотно производит неизгладимое впечатление. Сам автор много раз порывался дорабатывать картину уже после её продажи, но практически об этом речи не шло. Погружённые в мертвенный лунный свет, отрешённые от человеческих чувств, эфемерные фигуры девушек вызывают сочувствие и невыразимое притяжение в свою атмосферу нереальности и иного мира.

Топ лучших картин Ивана Крамского

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий