Саврасов А К – певец природы русской

Саврасов

Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник, мастер лирического пейзажа как нового взгляда в живописи.

Происхождение

Алексей Саврасов – москвич, родился 24 мая 1830 года в многодетной купеческой семье (у него было три старших сестры и младший брат). Отец Кондратий Артемьевич принадлежал к 3-й гильдии купцов (занимался мелочной торговлей галантерейным товаром по городу). Потомственная фамилия – Соврасов. Букву «о» в первом слоге Алексей сменил на «а» позже, когда уже стал известным художником, тогда как вся семья и брат Николай, успешный преемник отца в торговом деле (приумножил капитал и стал купцом 2-й гильдии), продолжали писать «о».

Детство, отрочество

Семья жила в Замоскворечье, живописном историческом районе Москвы на берегу одноимённой реки – здесь обосновывались многие купеческие династии.

Биография Саврасова как художника началась в подростковом возрасте. Алексей лет в 10-12 стал проявлять интерес и способности к рисованию, чем нарушил планы отца вовлечь подрастающего сына в семейное дело. Тому коммерция не шла – в отличие от акварельных пейзажей, с натуры или с журналов. К тому же рисунки самоучки пользовались спросом у рыночных торговцев – их легко было перепродать с выгодой для себя.

Задумав всё-таки учиться любимому делу, Алексей целеустремлённо копит деньги, вырученные за свои работы. Именно этими средствами он оплатил первые месяцы учёбы в Московском училище живописи и ваяния, куда поступил в 1844 году. Творческий мир захватил юного художника. Саврасов попал в класс К.И. Рабуса (1800-1857), известного городскими пейзажами, и сразу выделился среди остальных учеников.

Но учёбу пришлось прервать – умерла долго болевшая мать. Отец взбунтовался, требуя, чтобы старший сын помогал семье в деле. Желая изгнать из сына страсть к живописи, даже запирал его на чердаке. Вернуться в 1848 году в училище помогли преподаватель Карл Рабус и товарищи по учёбе, вмешался даже обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин, человек просвещённый и уверовавший в дарование купеческого сына. Отец сдался.

Учёба

Вид на Кремль в ненастную погоду 1851 г.
Вид на Кремль в ненастную погоду 1851 г.

Как художник Саврасов рос стремительно – в год восстановления в Училище его эскизы названы лучшими. После поездки в следующем году на Украину, совершить которую советовал наставник, а спонсировал меценат Лихачёв, появились работы, обратившие на себя внимание критиков – о молодом художнике заговорили. Картины Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», датированные 1849 и 1850 годом, принесли автору звание художника. Совет счёл, что он зрелый мастер, и в обучении в стенах Училища больше не нуждается. Этот высокий, крепкий, но стеснительный юноша из купеческой семьи проявил удивительную восприимчивость к красоте сочетания архитектуры и природы.

Первая известность

Картины Саврасова с названиями «Перед грозой», «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», «В усадьбе», написанные в 1851 году, принесли художнику славу многообещающего таланта. Вдумчивость и бережность, с которыми он изучал искусство предшественников, позволяли ему работать и обогащать их традиции.

Герои картин

Показательно, в произведении «Вид на Кремль…», на переднем плане, от реки и приближающейся грозы убегает простая женщина с ведром – для художника природа и люди труда были по-настоящему близки друг другу. Их связь А. Саврасов ощущал всей своей тонкой душой. Они, рыбаки и чумаки, крестьяне и пасечники, жизнь которых полна тревог и забот, а не беспечные мечтатели, станут героями и будущих произведений художника.

Признание августейшими особами, академик, преподаватель

В 1854 году прошла выставка, на которой были замечены незаурядные картины живописца. Саврасов картины продавал охотно – «Степь с чумаками вечером» приобрела великая княгиня Мария Николаевна, занимавшая в тот период президентский пост в Императорской академии художеств. Она пригласила художника в свою загородную резиденцию. Здесь, в Сергиевке, 24-летний Саврасов написал пейзажи, за которые Совет Академии присвоил ему звание академика.

В 1855 году художник вернулся в Москву, в родные места, которые писал с особым воодушевлением. В 1857-м умер его наставник Рабус, и Саврасову предложили принять руководство пейзажным классом училища вместо него. Ученики Саврасова любили. В воспоминаниях Константина Коровина учитель был человеком «совершенно особой кротости», учившим видеть и понимать природу. Он предпочитал заниматься с учениками на природе, среди зелени, вдыхая свежий воздух, глядя на облака и впитывая эту красоту.

Годы творческой активности. 1860-е

Пейзаж с рекой и рыбаком
Пейзаж с рекой и рыбаком

В 1860-е Саврасов побывал за границей, посещал выставки и музеи в Англии, Швейцарии, Франции, Германии, знакомился с художниками. В его галерее появилось несколько европейских пейзажей, выполненных в спокойной манере, без патетики.

Со смертью Николая I в России наступила «эпоха реформ». В этот период Саврасов был уже самостоятельно мыслящим и зрелым художником. Его пейзажи, в основном подмосковных мест, одновременно и подробны, и поэтичны. Круг его знакомств (Перов, Пукирев, Третьяков и другие) живо интересуется искусством, сам живописец пользуется большим уважением. Именно ему доверили перевезти полотно А. Иванова «Явление Христа народу» в 1862 году в новый музей.

Работает над учебником рисования для МУЖВ, который издаётся в 1869-м. Вводит в него уроки по «подробному изображению изб, деревень, какие обязательны для художника». Возможно, в этом состоит золотой вклад Саврасова как наставника в любимого ученика, коим был Левитан. Чехов о нём позже скажет, что тот так умеет написать деревню, «серенькую, жалконькую, …но такой от неё веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя».

1870-е годы – высший творческий расцвет

С начала нового десятилетия в творчестве Саврасова появились иные мотивы. Теперь художника манят русские просторы не только близ Москвы, он выезжает на Оку, Волгу. Под Костромой, Юрьевцем, Казанью, Нижним Новгородом выискивает впечатляющие пейзажи и выразительных героев.

Именно здесь, в Поволжье, в 1871 году художник начал свою картину «Грачи прилетели», которая приобрела наибольшую известность. Произведения Алексея Кондратьевича Саврасова часто рождались как результат весеннего вдохновения, всегда имеющего влияние на чуткую душу художника, что бы ни случилось (в феврале 1871-го умерла его новорожденная дочь). В московской мастерской художник картину закончил, и она стала экспонатом первой выставки Товарищества передвижников, организации, созданной при активном участии Саврасова (он в числе прочих был учредителем и членом правления).

Своим ученикам Саврасов говорил: «Искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства… Прославляйте жизнь. Художник – тот же поэт». Живописец действительно любил жизнь и поэзию, преклонялся перед Пушкиным. Неоднократно бывая в пушкинских местах, исполнил несколько картин и рисунков, на которых окрестности Михайловского, некогда вдохновлявшего поэта, и его могила.

Личное и безвозвратный крах

Волга 1874 г.
Волга 1874 г.

В семье своего товарища Саврасов встретил будущую жену. Софье Карловне Герц был 31 год, когда в 1857 году на ней женился 27-летний Алексей. Трое из пятерых детей умерли в детстве. В 1876 году, в период нездоровья художника и спада в творчестве, брак распался. «Болен я и вообще…» – с такими словами предстал Саврасов перед своими удивлёнными учениками. Константин Коровин вспоминал, что тогда художник очень изменился, похудел и поседел, «в лице было что-то тревожное и горькое, одет был крайне бедно».

Трагизм положения живописца усугубился после 1882 года, когда сначала умер Перов, бывший поддержкой Саврасову, который затем был уволен и лишён казённой квартиры. О причинах всего краха вспоминала Вера Алексеевна, дочь живописца: «В борьбе за существование он прямо изнемог… Стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

Интеллигентнейший, деликатнейший человек превратился в почти безвольного алкоголика, как говорили в старину, савраса без узды. Грустно. Усилия старых друзей не давали результатов. Саврасов опускался, жил в самых ужасных условиях. Сходился с какими-то женщинами. Старость встречал с Екатериной Моргуновой, с которой жил с 1893 года. Она родила Саврасову сына, также впоследствии ставшего художником, и дочь. Семья существовала на крохи, которые выделял художнику ушлый торговец, пристроившийся к таланту – сам продавал за сотни, а Саврасову давал десятки. Тот не роптал.

Но искусство и последних лет, по оценке специалистов, оставалось на высоте – до конца своего жизненного пути Саврасов чувствовал природу по-прежнему. В период бедствий художнику приходилось иногда писать лишь для заработка, скороспело, к тому же у него ухудшалось зрение.

Но вклад его в искусство несомненен и никак не умаляется из-за трагичного падения последних лет. Саврасов стал учителем лучших русских художников конца XIX века и примером для них – воплощению чувства единства с родной природой мастер посвятил всю свою жизнь.

А.К. Саврасова не стало 8 октября 1897 года. Левитан опубликовал безоговорочный вывод: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Эта несомненная заслуга никогда не будет забыта».

Знаменитые картины Саврасова

Самыми известными произведениями художника стали российские пейзажи, чаще светлые и печальные, порой сумрачные и тоскливые.

Среди них:

  • «Вид на Кремль в ненастную погоду» (1851) – в Третьяковской галерее;
  • «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру» (1852) – в частном собрании;
  • «Пейзаж с сосной» (1854) – Владимиро-Суздальский музей-заповедник;
  • «Пейзаж с дубами и пастушком» (1860) – в ГТГ;
  • «Ранняя весна. Половодье» (1868) – в Государственном Русском музее;
  • «Грачи прилетели» (1871) – в ГТГ;
  • «Волга» (1870-е) – в ГТГ;
  • «Рожь» (1881) – в ГТГ .

На самом деле, каждый из сотен пейзажей Саврасова по-своему прекрасен, и любой зритель среди работ найдёт что-то уникальное, родное и близкое именно ему. Картины Саврасова можно «принимать» как лекарство для успокоения и релаксации – они дарят удивительное умиротворение и очищение мыслей и чувств.

Самые известные картины Саврасова с названиями

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий