«Грачи прилетели» – веха в русской живописи

Картины Русских Художников

«Грачи прилетели» – шедевр А.К. Саврасова (1830-1897), вошедший в историю как открытие, новый взгляд в русское пейзажное искусство. Картина написана маслом на холсте размером 62 х 48,5 см в 1871 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее.

Автор

Алексей Кондратьевич Саврасов – коренной москвич. Родные просторы Замоскворечья долгое время были его излюбленной натурой. Период 1870-х стал венцом творческого расцвета художника – он открыл для себя Поволжье. Путешествуя с семьёй по его городам, создал десятки замечательных полотен – Саврасов «Грачи прилетели» начал писать именно в одну из таких поездок.

История создания картины Саврасова «Грачи прилетели»

Лето 1870 года художник провёл в путешествии по приволжским городам. Он был на подъёме – полон восторженных впечатлений и вдохновлён новыми темами. Вернувшись в Москву, он делился своими восторгами со всеми знакомыми. Блеск в глазах живописца предвещал рождение чего-то значительного, и Третьяков сделал заказ на зимние пейзажи на Волге. Художник взял отпуск до начала мая (он преподавал в Училище живописи и ваяния) и с семьёй отправился в Ярославль, старинный красивейший город, воодушевляющий не только природными видами, но и архитектурой с историей. Здесь семья сняла просторную квартиру и тихо, размеренно наслаждалась счастьем и ожиданием пополнения. Сохранились письма, в частности, Третьякову, в которых живописец делится бодрым настроением и жизнерадостными планами, надеждами.

Идиллия оборвалась внезапно. Только родившаяся в феврале дочка внезапно умерла – это была третья смерть ребёнка в семье. Жена, Софья, тяжело заболела. Сам живописец горько страдал, проводя много времени на кладбище у свежей могилки и рисуя последний приют дочери.

Источником сил стала сама природа, дав импульс к преодолению горя – весна, пробуждение жизни вокруг воскресили художника, а уж когда грачи прилетели, автор будущего шедевра уже вовсю писал подготовительные этюды, испытывая что-то вроде творческого экстаза.

Замысел завладел живописцем, и он точно знал, чего хочет. Позже, когда нужная натура ушла, он подался севернее, в село Молвитино Костромской губернии (с 1939 года Сусанино). Именно местная Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, изображена в картине «Грачи прилетели».

Вернувшись в Москву, художник закончил картину в мастерской и в конце 1871 года представил её на суд зрителей.

Успех на выставках в России

Публика обеих столиц одна за другой увидела картину:

  1. В октябре в Москве, на выставке Московского общества любителей художеств. Кто написал картину «Грачи прилетели», зрители уже не удивлялись – Саврасов и прежде оживлял деревья и воздух на своих картинах. На этот раз глубокие ценители искусства отметили, что из всех экспонатов «душа есть только в «Грачах».
  2. В конце ноября в Санкт-Петербурге. Примечательно, что ставший впоследствии знаменитым пейзаж Саврасова «Грачи…», т.е. первый по известности среди его работ, был показан на Первой выставке Товарищества передвижников (организации, одним из учредителей которой был Саврасов, в те годы активный и популярный).
  3. В 1872 и 1873 гг. – на выставках МОЛХ и Академии художеств.

Картина понравилась даже зрителям, побывавшим на выставках мельком, как Салтыков-Щедрин, писавший о положительном впечатлении от произведения. Критики и публика восхваляли автора.

Востребованность

Ещё перед выставками, летом, картина обсуждалась в узком кругу допущенных в мастерскую. Привело сюда любопытство и Павла Третьякова, который восхитился картиной и предложил художнику 500 рублей (или 600 – данные разнятся). Саврасов всегда соглашался с предложенной суммой, не отказался и на этот раз.

По желанию императорской семьи Саврасов написал повторение.

Выставки за рубежом

Алексей Кондратьевич Саврасов и «Грачи прилетели» в 1870-е составляли гордость русской живописи, поэтому вопроса не стояло, что представлять на Международных выставках:

  1. В 1873 году картина, а именно её авторское повторение для царской семьи, экспонировалась на Всемирной выставке в Вене.
  2. В 1878 году в Париж отправился оригинал, принадлежащий Третьякову.

Высочайшее мастерство автора «Грачей» покорило Европу.

Описание картины «Грачи прилетели»

Картина представляет собой сельскую панораму, на переднем плане которой из снежных сугробов тянутся вверх корявые стволы тонких берёз. Тёмные снизу от сырости и возраста, сверху они черны от стаи прилетевших грачей, суматошно снующих и кричащих в хлопотах обустройства. Они облюбовали верхушки этих берёз и, громко переговариваясь по-птичьи, таскают строительный материал для своих гнёзд – веточки, палочки, чудом уцелевшие сухие листочки. Вся суета происходит на фоне храма, маковки которого виднеются между берёзами, слева стоящей колокольни и

хозяйственных построек у забора вокруг церковного двора. Крыши темны от только стаявшего снега и медленно нагреваются под скудными ещё лучами солнца, которое с каждым часом отвоёвывает у зимы всё больше новых территорий – всюду тает ноздреватый посеревший снег, низина справа у берёз уже превратилась в большую лужу. Луга и поля вдали за церковью кое-где ещё белы, но там, на просторах, земля уже задышала, наполнив воздух ароматами пробуждающейся природы. Снеговые облака теряют плотность, открывая сияющую голубизну неба – навряд ли они уже способны на снегопад, а дождь только ускорит приход весны, которой так рада природа и сама жизнь.

Композиция

Для усиления впечатления и эффекта всеохватности пространства Саврасов в написанной картине применил приём нарушения перспективы. Ближний план написан художником с низкого уровня, будто живописец стоит на земле. Но такой ракурс сделал бы низкой линию горизонта, тогда как она расположена довольно высоко, разрезая холст посередине. Но художнику было важно на небольшом холсте изобразить как можно больше поверхности земли, далей, ведь они несут важную смысловую нагрузку – всё пространство вокруг чувствует поступь весны. И хотя картина небольшая, благодаря этому приёму с перспективой, зритель в полной мере ощущает и глобальность смены времени года, и невероятно свежий воздух, и будоражащую влажность. На картине – самый точный момент межсезонья, дающий полную уверенность в победе солнца, тепла и добра. И оживляют её именно грачи, шумные и хлопотливые, которые своим существованием и трудом утверждают, что жизнь продолжается.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Юлия

    Спасибо за интересную статью!
    Мне всегда нравилась эта картина. Но я никогда не задумывалась об этом трюке с композицией! Не только интересная, но и полезная информация для меня, так как занимаюсь фотографией 😉

    Ответить
Adblock
detector