Опять двойка — шедевр на все времена

Картины Русских Художников

«Опять двойка» – картина советского художника Ф.П. Решетникова (1906-1988). Написана маслом на холсте размером 101 х 93 см в 1952 году. Находится в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (Москва).

Автор

Родом из украинского села из семьи иконописца, художник с детства чувствовал себя причастным к искусству. Революция открыла широкие возможности – уехал в Москву, здесь учился на рабфаке, затем во Всесоюзном художественном техническом институте. Живопись, графика, скульптура, сатирическая графика, карикатуры, шаржи – вот направления, которыми живописец владел мастерски. Всю жизнь признавал только соцреализм.

Ещё в молодости как художник-репортёр принимал участие в двух полярных экспедициях, дрейфовал на льдине вместе с моряками погибшего «Челюскина» – мужественно шёл в ногу с бурным временем открытий и важных исторических завоеваний своей страны, чему оставил множество художественных свидетельств.

В творческом наследии Фёдора Решетникова «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» (1948), «Переэкзаменовка» (1953) и другие произведения с главными героями-детьми стали особенными для потомков.

Детство в творчестве Решетникова – интересные истории

Фёдор Павлович Решетников картиной «Опять двойка» продолжил свою излюбленную тему советского детства, с учёбой, играми, праздниками и шалостями – работ с мальчишками и девчонками десятки. Детвора в этих произведениях искренняя, трогательная, то звеняще-счастливая, то просящая мира – они пережили войну и теперь просто наслаждаются детством. Зрители постарше, к примеру, в картине «Опять Двойка» Решетникова или «Языка взяли» (1943) непременно узнают себя, а их дети и внуки по произведениям живописца могут составить представление о том, как жили их ближайшие родственники в советском прошлом. Увидеть хотя бы некоторые стороны жизни, пусть и приукрашенные, в чём-то пафосные, как того требовало время и идеологическая концепция. В стиле соцреализма тогда писали все, кто хотел быть на свободе.

История создания картины «Опять двойка»

По свидетельству художника, в продолжение темы достижений ребят, как в картине «Прибыл на каникулы», главный герой новой работы задумывался как отличник, образец будущего строителя социалистического общества, пример для малышей. Обдумывая содержание и композицию, живописец бывал в школах, присматривался к реалиям. Вскоре он изменил сюжет на противоположный, став однажды свидетелем, как хороший ученик не решил задачу и получил соответствующую оценку. Такой поворот событий показался Фёдору Решетникову гораздо интереснее и даже гуманнее – неудача может случиться с каждым, главное не отчаиваться и стараться. Новаторство по тем временам состояло в демонстрации того, что общество не состоит только из образцовых учеников, не имеющих никаких провалов.

Первые наброски свидетельствуют о первоначальных планах сделать местом действия школьный класс с учителем-мужчиной. Художник подбирал композицию: переставлял мебель, заменял учителя на учительницу. В одном был постоянен – опростоволосившегося ученика всегда изображал слева.

Случай заставил художника почти написанную картину изменить в корне. Причиной стал реальный курьёз с дочерью Решетникова Любой, маленькой школьницей (она родилась в 1943 году). Накануне она усердно занималась уроками, но принесла домой двойку – Люба была очень расстроена. Увидев её несчастное лицо, отец понял, что такие эмоции возможны лишь в домашней обстановке, когда печальный ребёнок, пряча виноватый взгляд, приходит со школы и предстаёт перед семьёй. Домочадцы – вот истинные судьи, озабоченные, любящие и родные.

Эскизы свидетельствуют о том, что художник долго подбирал состав семьи. Остановился на маме, брате, сестре виновника событий, включил собаку.

Теперь родилось произведение, глядя на которое, определённо можно увидеть, кто написал картину «Опять двойка» – великолепный художник, чуткий наставник и любящий отец.

Описание картины Решетникова «Опять двойка»

Действие происходит в комнате, где собралась почти вся семья. На переднем плане слева несчастнейший из детей – мальчишка пришёл со школы, где получил двойку (хоть домой не иди). Радость по поводу его возвращения выказывает только пёс – положил передние лапы на любимого хозяина и заглядывает в глаза, виляя хвостом. Но мальчик ни на кого не смотрит – отвернулся (лицом к зрителю), потупив взор и вцепившись в неказистый портфель, перевязанный бечёвкой, огорчённый и двойкой, и тем, что разочаровал маму. Женщина действительно расстроена – присела устало на табурет, бессильно опустив руки на фартук. Укоризненно смотрит на старшего сына: «Сколько можно говорить, надо хорошо учиться». Около неё младший на велосипеде, он пока далёк от школы, уроков и отметок. По центру картины в дверном проёме сестра, аккуратная пионерка, разбирает книги на столе и строго поглядывает на братца. Уж с ней такое не может случиться, она ответственно учит уроки. «Позор какой» – думает она.

Обстановка в комнате для советских 1950-х выдаёт качество жизни семьи: ковёр на паркетном полу, простая крепкая мебель, часы-ходики на стене. К тому же малыш на велосипеде, что почти роскошь по тем временам. Слева от двери в другую комнату висит репродукция картины Фёдора Решетникова «Прибыл на каникулы». В своё время она была очень популярна в Советском Союзе и в виде открытки или подложки под отрывной календарь (как здесь) была практически в каждом доме. В этой семье картинка служит не только как держатель календаря, её содержание – пример, ориентир для детей – вот к чему надо стремиться, чтобы семья гордилась тобою. Для взрослых же – надежда на счастливое будущее подрастающего поколения.

Впечатления зрителя

Однако зритель не поддерживает настроения безоговорочного укора мальчишки с двойкой – он такой обаятельный. К тому же искренне раскаивается. Просто он живой, шебутной ребёнок, но совсем неглупый, он обязательно исправит злополучную двойку. Из портфеля с поломанным замком, на котором, наверное, катался с горки, торчат коньки, волосы всклокочены, пальто помято – да, играть весело, только теперь надо отвечать за свои поступки и промахи. И ответит. Зритель уверен, что из таких, всё-таки совестливых, непосед вырастают смелые лётчики и покорители севера, отважные геологи и мореплаватели, мужественные строители и сталевары – настоящие мужчины, гордость семьи и страны.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector