Грабарь Игорь Эммануилович: биография и творчество

Русские Художники

Игорь Эммануилович Грабарь – выдающийся деятель отечественной культуры 20 столетия. И. Э. Грабарь был одарён множеством талантов, которые ему удалось реализовать. Грабарь И. Э. проявил себя в области живописи, художественной критики, искусствоведения, педагогики, музейной деятельности, реставрации, организации и архитектуры. На протяжении около 60 лет Игорь Эммануилович оставался одним из активнейших руководителей культурной жизни России.

И. Э. Грабарь – советский художник. Также получил признание в качестве учёного-искусствоведа и педагога. Академик АХ СССР и АН СССР. С 1956 – Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1941).

Краткая справка

И. Э. Грабарь родился в Будапеште в 1871. С родителями переселился в Россию в 1876. Получил среднее образование в лицее цесаревича Николая, затем – студент юрфака в Санкт-Петербургском университете. Был посетителем занятий по рисованию, проводившихся в Московском обществе любителей художеств. Позднее учился в Петербургской Академии Художеств. Там среди преподавателей И. Э. Грабаря был И. Репин. И. Грабарь изучал живопись в Мюнхене и Париже. Был членом художественных сообществ “Союз русских художников” и “Мир искусства”.

Писал И. Э. Грабарь преимущественно в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Наибольшую известность получили зимние пейзажи живописца, на которых он искусно передал белый иней. Разные картины художника содержат изображения инея в разных ракурсах – днём, утром, вечером, при разном освещении. “В мире мало столь потрясающих по многообразию красок явлений, как освещённый солнцем день с инеем, где палитра цветов, каждую минуту изменяясь, сияет фантастическими тонами, для которых недостаёт красок”, – признавался сам Игорь Эммануилович.

Художник умер 16.05.1960. Место захоронения – Новодевичье кладбище, Москва.

И. Э. Грабарь – автор залитых обильным светом натюрмортов и пейзажей. Также получил известность как искусствовед. Он изменил планировку Третьяковской галереи, а также создал первый научно обоснованный её каталог. Живописец был организатором выставок живописцев СССР за границей и занимался сохранением старинных фресок и икон.

Начало пути

Грабарь И. Э. работа КустодиеваОтец живописца Эммануил Грабарь был правоведом. Он занимал пост депутата в парламенте Венгрии. По причине своей русофилии Э. Грабарь в 1876 уехал в Россию и поселился в городке Егорьевск (Рязанская губерния), где стал учителем гимназии. Позже к нему переехала супруга с детьми.

И. Э. Грабарь был влюблён в искусство уже в детском возрасте: “Я не помню, когда я не рисовал, и не могу представить себя, не держащего карандаш, резинку, акварели и кисти”. Юный художник воссоздавал воображаемые образы и увлекался копированием портретов военных, которые видел в журналах. В егорьевской гимназии, где он какое-то время учился, учителем рисования был один местный живописец, пробудивший в маленьком Игоре интерес к живописи.

В 1882 Грабарь поехал учиться в Московском Императорском лицее цесаревича Николая. Жилось ему там трудно. Он относился к “живущим стипендиатам”, однако большинство остальных лицеистов были из обеспеченных семей и постоянно подшучивали над его бедностью. Игорь полностью ушёл в живопись. “Я имел 4 возможности работы в лицее с натуры: рисовать виды из окна, рисовать портреты людей, которые меня окружали, создавать себе натюрморты и рисовать их, а также составлять сцены из жизни лицея”. Он написал портреты учителей лицея и своих одноклассников. В выходные Грабарь постоянно был в Третьяковской галерее или на выставках живописи в Москве.

Закончив лицей с отличием, Грабарь уехал в Петербург. Там в 1889 стал студентом одновременно 2 факультетов Петербургского университета – историко-филологического и юридического. Во время учёбы Игорь Эммануилович также писал биографии живописцев и рассказы юмористического содержания для журнала “Нива”, рисовал иллюстрации, писал обзоры выставок.

Однако в итоге И. Грабарь сделал выбор в пользу живописи. Окончив университет, он поступил в 1894 в Академию Художеств. Там он стал обучаться в студии И. Репина. Спустя год И. Э. Грабарь уехал путешествовать в Европу. Это заняло несколько лет. Грабарь посетил Париж, Италию, был учеником популярной мюнхенской студии живописца А. Ашбе. Позже Игорь Эммануилович сам стал преподавателем этой студии и руководителем одного из её отделений, продолжая обучаться живописи, а также архитектуре и скульптуре.

Весна 1900 – время посещения И. Э. Грабарем Всемирной парижской выставки. Художник потом вспоминал: “Впечатления, которые я получил в ретроспективном отделе выставки, где была собрана полная коллекция гигантов французской живописи, были незабываемыми. Однако данная выставка натолкнула меня на мысль, которая не давала с того времени покоя, – что художник должен жить на своей родине и рисовать именно свою жизнь, которая ему близка. Мане, Курбе и Милле писали именно то, что постоянно видели рядом с собой, поскольку они лучше это понимали, нежели чужое, да и любили своё больше, чем чужое” В 1901 И. Грабарь вернулся в Россию.

Пейзажист

В Петербурге Грабарь вошёл в число ведущих критиков в журнале “Мир искусства”, а в 1903 переселился в Москву. Во время московской художественной выставки он познакомился с художником Николаем Мещериным, который пригласил И. Грабаря в свою усадьбу Дугино. Затем Грабарь проводил длительное время в усадьбе, познакомившись тут с будущей супругой Валентиной, которая была племянницей Н. Мещерина. Рядом с усадьбой было множество живописных мест. Грабарь постоянно вдохновлялся русской природой. Также он здесь очень усердно работал, поднимаясь в 5-6 утра и отправляясь на этюды.

В 1-й пол. 1900-х живописец был импрессионистом. Грабарю нравилась

зима со своими пейзажами. Именно ей посвящены картины:

  • Февральская лазурь;
  • Иней;

и др. Живописец творил с азартом, “бросая на холст краски, не особо продумывая”.

Февральская лазурьКартина “Февральская лазурь” была навеяна самой природой в ходе лесной прогулки. Грабарь, любуясь берёзой, уронил палку, затем наклонился, чтобы её поднять, и ненароком поднял вверх свой взгляд. В автобиографии “Моя жизнь” художник потом вспоминал: “Я стоял возле удивительной берёзы, которая отличалась на редкость гармоничным строением ветвей. Посмотрев на верх этого деревца снизу, с заснеженной поверхности, я обомлел, увидев фантастически красивое зрелище. Это были переливы и перепевы всей радужной палитры, которые объединяла голубая небесная эмаль… Я сразу поспешил домой, чтобы взять небольшой холст, и мигом сделал набросок с натуры будущей полноценной картины”.

Для достижения внешнего впечатления невысокого горизонта Грабарь выкопал траншею в толстом слое снега и улёгся в ней с холстом и мольбертом. Художник воспользовался для цветовой передачи “голубой небесной эмали” различными тонами голубого. В течение 2,5 недель И. Э. Грабарь завершил полотно целиком на натуре. Живописец считал именно “Февральскую лазурь” наиболее значительной из своих картин.

И. Э. Грабарь нередко говорил, что после окончания зимы пейзаж как жанр живописи становился для него непривлекательным. И тогда он занимался натюрмортами. В Дугине весь год произрастали цветы (там были и сад, и оранжерея), поэтому в 1910-х гг. Грабарь писал преимущественно цветочные натюрморты, например, “Хризантемы” и “Дельфиниум”.

Архитектор и историк искусства

ИнейХудожественное дарование проявилось в живописи, а также в сферах графики и архитектуры. Е. Захарьина, вдова выдающегося доктора Григория Захарьина, выдвинула предложение для И. Э. Грабаря насчёт строительства в её имении больницы, которая была бы мемориалом в честь её умершего сына. Художник увлечённо начал реализацию данной идеи. Именно по его проекту строители занялись возведением большой клиники на несколько корпусов, а также домов врачей. По окончании проекта Грабарь пожелал снова взяться за архитектуру, однако вынужден был делать выбор между ней и наукой, поскольку к тому моменту художник интенсивно работал над многотомной книгой “История русского искусства”. И. Э. Грабарь отредактировал и написал ряд главных разделов в этом издании. Ему пришлось собирать материалы из архивов всей России. В это время он почти не мог заниматься живописью. “Данная “История искусства” – по сути практически история всей русской культуры. Я хотел бы издать 12 томов. Необходимо занимательно рассказывать о ней, близко к описанию быта в разные времена, и иллюстрировать текст картинами”, – написал живописец.

1-й выпуск книги был издан в 1908, а всего к 1915 вышло 8 томов. Однако позже работа над многотомным изданием приостановилась, поскольку в ходе 1-й мировой издательство Кнебеля, в котором выходила книга, было разгромлено, множество стеклянных негативов оказались утраченными. И. Грабарь написал: “Я из-за того вынужден был перестать выпускать “Историю искусства”, что негативы, которых было до 20 тысяч и которые были сняты под моим началом, в том числе лично мной, оказались уничтоженными. Там тысячи ценных и уникальных документов, которые уже нельзя восстановить, поскольку я изъездил всю Россию”. После всего этого Грабарь не мог работать в течение нескольких месяцев. “История русского искусства” – важный этап в развитии русского искусствоведения.

Руководитель Третьяковской галереи

В 1913 И. Э. Грабарь стал руководителем Третьяковской галереи. В письмах того времени он писал, что взялся за эту предложенную ему должность для изучения искусства живописи “вплотную, тщательно исследуя технику и все особенности”. Живописец изменил планировку музейной экспозиции, что сопровождалось дискуссиями на страницах газет и даже во время заседаний думы. Стены залов галереи до того, как её руководителем стал Грабарь, были наполнены картинами безо всякой логики (“маленькие этюды возле огромных холстов”). Новая экспозиция Грабаря была основана на новаторских в то время монографическом и историческом принципах. Музейные сотрудники изменили планировку некоторых залов, убрав перегородки и щиты. В результате частная коллекция стала музеем европейского типа. Такое её преобразование нашло поддержку со стороны деятелей искусства. В частности, Репин отметил, что “выполнена большая и трудная работа в галерее Третьякова”.

Грабарь стал составителем также первого научного каталога этой галереи. Он руководил проверкой и новым описанием свыше 4 000 экспонатов. Ещё Игорь Эммануилович купил для Третьяковской галереи полотна таких русских классиков, как П. Федотов и О. Кипренский, а ещё картины “новейших” на то время живописцев – И. Машкова и К. Петрова-Водкина. На посту директора галереи Грабарь был до 1925.

Реставратор

После революции живописец остался жить в России, занимаясь административной работой. В 1918 он стал инициатором открытия в Москве Центральных реставрационных мастерских.

В течение 1-й трети 20 ст. реставраторами и историками была проведена масштабная работа, направленная на раскрытие произведений изобразительного искусства древней Руси и Византии. Это росписи и иконы, которые уцелели в старинных церквях и монастырях. Грабарь добился сохранения и реставрации множества икон. В начале 20 ст. вместо слова “реставрация” употребляли “ремонт”. Мастера придерживались соответствующего подхода: перед тем, как реставрировать произведение, научные исследования не проводились. Грабарь стремился превратить реставрацию в науку. Он привлекал к процессу физиков, химиков и биологов. Художник организовывал и становится прямым участником экспедиций в Псков, Новгород, в города Поволжья, Крыма и Кавказа. Целями этих экспедиций были обнаружение, реставрация и укрепление памятников живописи. В письме к своей супруге художник писал: “Сейчас я руковожу расчисткой полотен Рублёва, а ещё – расчисткой стен храмов во Владимире и в первую очередь – икон Владимирской, Максимовской и Боголюбской Богоматери. Результаты превосходят ожидания: нам удалось узнать такие вещи, которые раньше и не представляли. История живописи древней Руси будет переделана”.

Яблоки и АстрыНатюрморты и портреты

Хотя в 1920-х гг. И. Грабарь вёл масштабную общественную работу, рисовать он продолжал. Живописец был автором натюрмортов, с помощью которых “поддерживал беглость рук”. В его картинах сочетались различные ткани и фрукты, достигался фактурный контраст холодных и тёплых оттенков. Это, например, такие полотна, как “Яблоки и астры”.

В 1930-х И. Э. Грабарь написал ряд портретов известных деятелей – С. Прокофьева, К. Чуковского, В. Вернадского, С. Чаплыгина, А. Эфроса, А. Бакушинского. Живописец совершил множество путешествий за границу. Он часто приглашался в музеи как искусствовед. По инициативе Грабаря был создан Городок художников. Местом его расположения стала ул. Верхняя Масловка в Москве. Там разместились дома с жилищами и мастерскими художников, включая мастерскую самого Грабаря.

Последние годы

Будучи художником в течение всей своей жизни, И. Э. Грабарь на склоне лет всё так же любил занятия живописью. По его мнению, “художник отличается от искусствоведа большей чуткостью и гибкостью, глаза у него не так плотно закрывают шоры, а мозг не настолько погружён в историю, теорию и другие предвзятости…”. Сам Грабарь, сочетая в себе обе специализации, мог знать о них лучше, чем кто-либо ещё. Дружеский шарж, который выполнили Кукрыниксы в 1951 к 80-летию Грабаря, изображает художника за рабочим столом, который одновременно выступает в роли палитры. Кисть на этом рисунке соединяется с пером, а чернила – с красками.

Могила на Новодевичьем кладбищеВ конце жизни Игорь Эммануилович возглавлял музей-усадьбу Абрамцево, а также Институт им. В. И. Сурикова. Последние годы он прожил в посёлке Абрамцево, который был излюбленным местом множества живописцев. Грабарь не покидал занятия живописью, а также составление “Истории русского искусства”. В одном из писем к коллеге И. Э. Грабарь написал: “Вы бы посмотрели, какой с 3-го этажа у меня на даче пейзаж можно видеть – аж захватывает дух. В течение всего лета я рисовал…” Грабарь писал пейзажи, возвращаясь к любимой теме зимы в таких картинах, как “Иней”, “Зимний пейзаж”.

Умер И. Э. Грабарь в 1960 в 89-летнем возрасте. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 1.5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий