Шедевр Карла Брюллова — Вирсавия

История создания

Картина «Вирсавия» создавалась в период пребывания Брюллова в Италии, где он несколько лет проходил обучение под покровительством Общества поощрения художников. В это время мастер достаточно часто обращался к мифологическим и библейским темам. Художника увлекала поэтичная красота античных произведений искусства, он стремился передать гармонически прекрасные формы обнажённого человеческого тела, для чего много рисовал с натуры и копировал итальянских мастеров. Во время работы над картиной «Вирсавия» Брюллов подводил своеобразный итог длительным творческим исканиям.

Сюжет картины

Мотивом для сюжета картины послужила библейская притча о царе Давиде. Однажды вечером, прогуливаясь по террасе дворца, тот увидел купавшуюся девушку необыкновенной красоты. Это была Вирсавия, жена военачальника Урии. Желая сделать её своей возлюбленной, Давид распорядился отправить Урию на верную смерть, в самую гущу опасного сражения, и не оказывать ему помощи. После смерти военачальника, царь привёл его жену в свой дворец. В наказание за страшное преступление, их первенец умер вскоре после рождения. Тем не менее, в дальнейшем их союз оказался удачным. Девушка стала любимейшей среди жён Давида, имела высокий статус, а впоследствии стала матерью легендарного царя Соломона.

Цветовое решение и композиция

События разворачиваются в тенистом дворцовом саду, выполненном в тёплых красках бурого, зелёного, охряного оттенка. Резко выделяются на этом сумрачном фоне девичьи одежды, сброшенные на скамью мраморного бассейна. Ткани синего, красного, белоснежного цвета, сверкающие драгоценные камни и пуговицы, яркие ленты в ниспадающих мягкими волнами волосах девушки — всё это придаёт работе восточный колорит. В подобных экзотических эффектах проявляется романтизм картин Брюллова.

На лицо Вирсавии, обрамлённое поднятыми руками, словно рамкой, падает лёгкая тень, из-за чего её мягкая полуулыбка и взгляд больших выразительных глаз выглядят особенно загадочно. Абрис фигуры представляет собой плавную непрерывную линию. Тело будущей царицы словно бы излучает нежный матовый свет, сильно выделяясь на фоне деревьев и приковывая к себе внимание зрителя. Её молочно-белая кожа контрастирует с обнажённой фигурой юной служанки-эфиопки.

Тщательно проработав эскиз, передаваемый с натуры, автор мелкими мазками наносил на холст масло. Ощущение осязаемости сверкающего белизной женского тела усиливается за счёт подсветки фигуры со спины и множества цветных рефлексов.

Детали

Справа от девушки, в листве дерева можно заметить крупную стрекозу. Тонкие прозрачные крылья с золотистыми прожилками проработаны с величайшим мастерством. Эта небольшая деталь вызывала восхищение у современников автора и особо отмечалась многими рецензентами.

Карл Брюллов трудился над созданием полотна несколько лет, но работа осталась незавершённой. Детально проработана только верхняя часть композиции. Поверхность воды в мраморном бассейне не обозначена. Интересно, что художник изначально не стал изображать эффект преломления изображения в воде. Вокруг левой ступни Вирсавии можно заметить лёгкий ореол — след вносимых исправлений. Оставив картину ради работы над другим проектом, мастер впоследствии так и не вернулся к ней.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector