Краткая биография художника Сурикова Василия Ивановича

Русские Художники

Василий Иванович Суриков (1848-1916) – прославленный русский художник, живопись которого является ценным достоянием человечества не только с художественной точки зрения, но и с исторической – с кропотливостью учёного живописец исследовал и писал ушедшие эпохи. Какой Суриков художник, демонстрирует не только его творческое наследие, но и наивысшие оценки коллег и специалистов, современников и последователей – колористика и виртуозное владение композицией обеспечили ему дружеское прозвище «композитор» (что в данном случае не имеет отношения к музыке).

Происхождение

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске (административном центре Енисейской губернии) в семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова (1806-1859), предки которого имели казачьи корни: дед по отцу служил в тех же краях, его брат атаманствовал на Енисее. Когда-то они переселились на сибирские просторы с Дона. Мать Василия, Прасковья Фёдоровна Торгошина (1818-1895), тоже была красноярской. Это была трудолюбивая, заботливая и умная женщина, к тому же художественно одарённая (плела кружева, вышивала по собственным рисункам, мастерски подбирая цвета). Позже художник вспоминал особенную проницательность матери, которая с одного взгляда на человека точно могла определить его сущность.

Детство

В 1854 году семья по причине служебного перевода отца переехала в Сухой Бузим в той же губернии. Через два года Василий идёт учиться: сначала в приходскую школу, в 1858-м – в окружное училище (только после 1879 года округа стали именоваться уездами).

В 1859 году умер отец Василия (от туберкулёза). Мать с пятью детьми, сёстрами будущего художника и его младшим братом Александром, возвращается в семейный дом в Красноярске. Нужда заставляет сдавать собственный 2-этажный дом, а самим ютиться во флигеле. В целом живут сносно (мать рукодельничала, чтобы заработать «копейку»), а, главное, дружно, проводя вечера по традиции все вместе за столом.

Первый учитель

В училище Суриков учился успешно. Важное значение для его будущего имела встреча с человеком, угадавшим дарование практически в самой начальной стадии развития. Это Николай Васильевич Гребнев, учитель рисования. Он и сам поверил в талант Василия, и ему внушил, что он непростой мальчик, и ему непременно надо много работать, оттачивая свой талант. Копирование гравюр с картин старых мастеров, этюды на природе, приёмы акварельной живописи – Гребнев стал первооткрывателем таланта Сурикова и первым его огранщиком. Художник впоследствии всегда будет с теплотой и чувством благодарности вспоминать своего наставника.

Ранний сибирский период жизни Сурикова

Церковь
Церковь

В 1861 году Суриков блестяще окончил училище. Материальное положение семьи заставляет его поступить на канцелярскую службу. Всё свободное время Василий усердно занимается рисованием. Картин Сурикова этого периода не сохранилось, лишь несколько рисунков с гравюр Боровиковского и Неффора.

В 1866 году Катя, одна из сестёр, вышла замуж и переехала в Тесинское (село, южнее Красноярска). Художник приезжал сюда несколько раз, много рисовал. Известно, что сохранился один рисунок с изображением церкви.

Работа писарем в губернском управлении оказалась полезной близостью к сильным мира сего. Так, рисунки Сурикова попали на глаза губернатора Замятнина, тот, восхищаясь в обществе, привлёк внимание золотопромышленника Кузнецова, который изъявил желание помочь молодому таланту и оплатить его учёбу в столице.

Санкт-Петербург. Начало

В конце 1868 года Суриков покинул Красноярск. Весной он не поступил в Академию художеств, устроился заниматься в рисовальную школу. Затем осенью его зачислили в качестве вольнослушателя, спустя год перевели на место студента.

Княжеский суд
Княжеский суд

1869 – 1875 годы – период учёбы в Академии. Руководителем Сурикова был именитый педагог Павел Чистяков, который называл студента «сибирским самородком» и отмечал удивительное соответствие фамилии (сурик – высокостойкий минерал). Василий учился успешно, регулярно заслуживая медали, денежные премии, похвалы и даже восторги. К концу обучения начал чувствовать, что академические темы мало его волнуют, как живописца. Так, в 1874-м, задумав «Клеопатру», сделал только один, однако тщательный, эскиз. Картина Сурикова под названием «Княжеский суд», того же года, демонстрирует возникший интерес молодого художника к древнерусской народной жизни.

Первая самостоятельная работа

В 1870 году молодой художник пишет своё первое самостоятельное, без наставников, произведение. Это петербургский пейзаж, вид на Сенатскую площадь, который очаровал и поразил красноярского провинциала в первую его зиму в столице.  Он тогда много гулял по городу, любовался архитектурой, памятниками, фонарями. После Академической выставки благодетель Кузнецов купил пейзаж – без картины Сурикова, своего протеже, возвращаться в Красноярск он не желал.

Москва

Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.

Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.

Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.

Личная жизнь

Портрет Матери
Портрет Матери

В начале 1878 года Суриков женился на Елизавете Шаре (Шарэ), француженке-дворянке. Это был союз по большой любви. Василий всегда подсознательно стремился к семейственности – искренне любя мать, сестёр, брата, и здесь, вдали от них, вспоминая вечера в отчем доме, в далёкой Сибири с родными людьми, он хотел создать свою семью и свой очаг, подобный родному.

Елизавета родила двух дочерей, Ольгу и Елену. Уклад был замечательный: отец самозабвенно и продуктивно работал, мать занималась детьми.

Летом 1887 года всей семьёй вместе съездили в Красноярск. На родине художник написал портрет матери (он в Третьяковке).

Зимой 1888 года Елизавета, здоровье которой с рождения не было крепким, заболела, в апреле умерла.

Интересно, что знаменитые режиссёры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются правнуками Василия Сурикова (дочь Ольги Наталья была их матерью).

Шедевры периода семейного счастья

Утро стрелецкой казни 1881 г.
Утро стрелецкой казни 1881 г.

В период личного счастья художник создал монументальное «Утро стрелецкой казни», которое произвело фурор на выставке 1881 года (картину за 8 тысяч тут же купил Третьяков). Затем две картины, где главные герои Меншиков на одной и Морозова на другой, окончательно убедили публику и критиков, что Суриков – уникум. Полотна продемонстрировали уникальный почерк мастера, особенностями которого стали скрупулёзная проработка мельчайших деталей, безупречная динамичная композиция, идеальные цветовые решения в работах с множеством разнохарактерных ярких персонажей.

Возвращение на родину

Потерю любимой супруги художник переживал очень тяжело – искусство перестало его интересовать. Отвлечь от депрессии не смог и приехавший брат. Только дочери держали, работать художник не мог. В конце концов он послушался настояний матери, которая звала сына обратно на родину – дома и стены лечат. В мае 1889 года художник с дочками приехал в Красноярск.

Живя в обстановке, с детства тёплой и знакомой, среди родных и близких Суриков понемногу оттаивал. Вернулись душевные вечера у печки, неспешные разговоры, отвлекали дети. Зимние игры, в которых он когда-то участвовал сам, пробудили в художнике желание жить и писать. Так родилась картина «Взятие снежного города», для которой позировали как родные, так и просто знакомые. Она положила начало новой теме – героической, в которой раскрывается широта казацкой натуры.

Взятие снежного городка 1891 г.
Взятие снежного городка 1891 г.

Снова Москва

Осенью 1890 года, захватив с собой картину о снежном городке, Суриков вернулся в Москву. Весной следующего года картина была выставлена на Передвижной выставке и успешно продана.

С этого же времени художник начал собирать материал для задуманного полотна о Ермаке в Сибири – надолго уезжал в родные края, в Тобольск, на Дон, где написал много этюдов. Работал с воодушевлением и азартом – в результате родилась одна из лучших его картин, итог исторического прозрения мастера.

Портреты Сурикова

Художник всегда отказывался от заказов на портреты, но тем не менее в его творчестве они занимали особое место. Он любил их писать по велению души в часы отдыха. Это были образы простых, ничем не знаменитых, но близких ему людей, запечатлённых в повседневности и обыденности. Автопортреты и портреты Сурикова поражают будничностью – словно написаны для узкого круга.

Но портретный образ для художника был чрезвычайно важен – именно от него он отталкивался, создавая объёмные произведения с множеством характеров и эмоций.

Последние годы жизни

Произведения Василия Ивановича Сурикова в годы зрелости – это портреты родных и исторические картины, героями которых стали Суворов и Степан Разин. История России давалась мастеру не легко, о чём свидетельствует множество эскизов с разными композициями и идеями. В 1911 году художник направил свою пытливость на образ Емельяна Пугачёва. Эскиз с вождём крестьянского восстания, заключённым в клетке, остался единственным свидетельством мыслей Сурикова на эту тему. Сохранилось множество рисунков на разные исторические темы, но картинами они не стали.

В 1910 году Суриков открыл в Красноярске рисовальную школу – способствовал этому, обеспечив её материалами и наглядными пособиями. Здесь же, в родных местах, в 1914-м пишет пейзажи и акварели. Последняя работа, «Благовещение», так и осталась на родине художника (экспонат Красноярского художественного музея имени Сурикова).

Хроническая ишемия сердца отнимала последние силы. Лечение в Крыму в 1915 году ненадолго улучшило состояние художника. Его не стало 19 марта 1916 года – почти накануне революционной мясорубки и Гражданской войны, глобальных исторических событий многострадальной Родины, так волновавших Василия Сурикова, весь творческий путь которого это пытливый взгляд на историю России.

Самые известные картины Сурикова

В русской живописи имя Василия Сурикова равнозначно имени Пушкина в русской литературе или Чайковского в музыке, а глубина погружения художника в материал вызывает ассоциации с исследованиями русской души Фёдором Достоевским. Обладая даром остро чувствовать и видеть минувшие эпохи, живописец создал немало гениальных произведений.

Наиболее знамениты картины Сурикова под названиями:

  • «Утро стрелецкой казни» (1881);
  • «Меншиков в Берёзове» (1883);
  • «Боярыня Морозова» (1884-1887);
  • «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом» (1889);
  • «Взятие снежного городка» (1891);
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895);
  • «Переход Суворова через Альпы» (1899);
  • «Степан Разин» (1906).

Сила духа, мощь и стойкость русского народа были главным предметом художественных исследований великого Василия Сурикова.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector