«Переход Суворова через Альпы», Суриков и его взгляды на историю

Картины Русских Художников

«Переход Суворова через Альпы» – картина великого русского художника Василия Сурикова. Написана маслом на холсте размером 495 х 373 см в 1899 году. Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Автор

Суриков Василий Иванович (1848-1916) – живописец, ещё при жизни возведённый в ранг непревзойдённых мастеров исторической живописи. Темы его монументальных полотен – значимые события жизни России в разные эпохи. К работе подходил скрупулёзно, как самый въедливый исследователь-учёный. Писал всегда только по велению сердца – заказов не брал. Не отделял государство от народа, поэтому, как говорил сам художник, всегда в художественные воссоздания особенных страниц истории Родины «втягивал толпу», разноликих и разнохарактерных простых людей.

Замысел

Солдаты тоже часть народа, причём близкая и понятная живописцу – его предки из донских казаков, переселившихся в Енисейскую губернию (сейчас Красноярский край). В Сибири они также служили в казачестве (дед по отцу и его брат, атаманствовавший на Енисее), чем художник всегда гордился.

Увековечить в живописи беспримерный в истории войн подвиг русской армии, переход Суворова через Альпы, Суриков задумал, находясь на родине, в Красноярске, осенью 1895 года. Эта история, случившаяся почти сто лет назад, в 1799 году, будоражила художника. Поражало всё: выбранный полководцем путь через перевал, кратчайший, но более трудный, предательство союзников, главным образом, австрийцев, мужество изнурённых войск Суворова, которые, совершая переход, потеряли более четырёх тысяч человек, но сумели в боях нанести урон противнику вчетверо больший.

Работа над картиной

Слова великого полководца «русский штык прорвался сквозь Альпы» стали животворящим символом полотна. Советуясь с дочерью Ольгой, которая разбиралась в живописи (муж её тоже был художником), и показывая ей зарисовки, Суриков услышал мнение, что у нижних солдат надо «убрать» штыки – для безопасности верхних. Подумав мгновение, Суриков воспротивился: «Нельзя русскому солдату без штыка!» К тому же острые клинки и блеск металла – это и красиво, и грозно одновременно.

Прототипы Суворова нашлись среди красноярских знакомых: казачий офицер в отставке Фёдор Спиридонов (тогда уже 82-летний старик) и учитель пения Григорий Смирнов, белая лошадь которого тоже пригодилась.

Продолжил работу над полотном Суриков в Москве. В Историческом музее для него выделили просторную комнату – в доме или мастерской картина бы не поместилась. Чтобы уединяться со своим детищем и защититься от взглядов и непрошенных советов, художник поставил перегородку из досок.

Выписал заграничный холст, подготовил краски и подрамок и летом отправился в Швейцарию – писать «снеговые вершины». В поездке отца сопровождали дочери, Ольга (1878-1958) и Елена (1880-1963). Овдовев в 40 лет, Суриков нуждался в близости со своими девочками, напоминавшими рано ушедшую жену. Жили в отеле Интерлакена, потом в деревне (спокойней и дешевле). Художник был потрясён высотой и красотой швейцарских гор, впечатляющих ледников, чистотой воздуха, который, впрочем, сравнивал с сибирским. Суриков не был конкретно в «суворовских» местах (перевалы Прагель, Рингенкопф), его целью стала гора Юнгфрау, вся во льду и снегах. Живописцу важно было увидеть своими глазами преграды, подобные тем, что преодолела армия Суворова, вдохнуть этот воздух и прочувствовать громаду подвига русских солдат. Если надо, их не остановит ни суровая природа, ни холод, ни враг.

Описание картины

На вертикально ориентированном полотне – сцена спуска с гор армии Суворова. Пейзаж в целом холодный и суровый: высокая скалистая гора, с вершины которой ветры выдувают снег, он лишь во впадинах и ниже под уступом. Привязка к определённому перевалу для художника не важна – его целью является показ события с точки зрения морали и психологии, поведения и физической силы солдат.

С уступа заснеженной горы, которую местами скрывают облака, как лавина, скользит вниз русское войско – строй уже разлажен, но солдаты все, как один, повинуются своему командиру. В армии уважали и любили Суворова – он, как отец, заботился о каждом и думал обо всех: чтобы были сыты, одеты, обуты, вовремя получали жалованье. На картине командир подбадривает их взглядом и улыбкой, придержав коня у спуска, и зажатой в прямой руке треуголкой указывает своим подчинённым путь. Конь под ним косит глазом в пропасть, отпрянув от неё, рядом пешие и конные ряды. Ни у кого нет и тени сомнения в своём командире, а значит, и в верности принятого решения. Кто постарше, крестятся перед спуском, молодые да задорные хохочут, вспомнив детское веселье на снежной горке и предвкушая нечто подобное, пушкари озабочены сохранностью орудия, а барабанщик – своего инструмента – дай Бог побарабанить ещё не раз для марширующих товарищей.

Память и памятники

Суворов возведён в звание генералиссимуса, хотя цель похода не была достигнута (разгром французской армии в составе коалиции). В Петербурге в честь полководца был поставлен монумент.

В 1899 году в ущелье Шолленен в Швейцарии по инициативе князя Голицына открыли памятник. На этот раз не только командиру: «Доблестным сподвижникам генералиссимуса, фельдмаршала графа Суворова Рымникского, погибшим при переходе через Альпы в 1799г.» Здесь и сегодня чтят память о доблестных русских солдатах.

Когда картина появилась на выставке, публика не удивилась тому, кто написал «Переход Суворова через Альпы» – Суриков к тому времени уже имел славу уникального мастера исторических шедевров. Это полотно стало живописным памятником к 100-летию события.

Другие картины художника

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector