- Автор: Суриков Василий Иванович;
- Год: 1884-1887;
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 304 х 587,5 см. Холст масло;
- Цена: В 1887 году приобреталась для третьяковской галерее за 25 тыс. рублей.
«Боярыня Морозова» – картина русского художника Сурикова. Написана маслом на холсте размером 304 х 587,5 см в период 1884-1887 годы. Находится в Государственной Третьяковской галерее.
Автор
Суриков Василий Иванович (1848-1916) прославился при жизни – прежде всего своими крупномасштабными, многофигурными и достоверными полотнами на темы судьбоносных событий в истории России разных эпох. Приступая к задуманной работе, действовал, как самый скрупулёзный исследователь – всё на полотне должно было соответствовать истине. Писал, следуя только своим стремлениям и желаниям (портреты, пейзажи и исторические полотна) – заказов никогда не брал. Государство и всё, что внутри него происходит, считал неотделимым от народа – поэтому его монументальные произведения так многолюдны.
Замысел
Василий Иванович Суриков о боярыне Морозовой как некогда существовавшем персонаже задумывался ещё в детстве – в Сибири, откуда он родом, было много старообрядческих скитов. Будучи ещё учеником красноярского окружного училища, Суриков читал и слышал о старообрядцах, в том числе о боярыне Морозовой. К её образу художник вернулся в зрелые годы – картина с боярыней должна была появиться.
Предыстория
История Феодосии Прокофьевны, боярыни Морозовой (1632-1675), связана с церковным расколом на Руси в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. Царь в 1646 году проникся симпатией к прибывшему в Москву патриарху Никону, влияние которого росло с каждым годом, и в 1652 году именно Никон заменил умершего патриарха Иосифа и взошёл на патриарший престол. Со следующего года Никон приводит церковные книги в соответствие с греческими канонами, двуперстное знамение повелевает заменить на троеперстное, вносит прочие новшества, которые далеко не всем нравились. Началось противостояние сторонников старых обрядов и послушных последователей патриарха Никона. Раскол привёл к отделению значительной части верующих от православной церкви, чем был недоволен царь. Кроме того, Алексей Михайлович не одобрял жёсткие методы патриарха Никона, и в 1666 году тот был лишён сана и сослан в монастырь. Реформы же так и закрепились.
Старообрядцы, приверженцы «старой веры», были отлучены от церкви. Их главой стал протопоп Аввакум Петров, сосланный в Сибирь на 11 лет (это не сломило его, и после заключения в земляной тюрьме его в 1682 году сожгли заживо). Подобному демонстративному самосожжению, в том числе массовому, стали подвергать себя многие его сторонники – в знак единства с Аввакумом и окончательного ответа новым правилам.
Боярыня Феодосия Морозова была ярой сторонницей протопопа Аввакума. Она как супруга знатного дворянина являлась приближённой к царскому двору (семья мужа имела родственные связи с Романовыми). В 1662 году 30-летняя боярыня овдовела, унаследовав огромное состояние и превратив свои владения в приют для нищих, юродивых, монахов, раскольников. Предупреждение Алексея Михайловича не подействовало, и он отнял у боярыни богатые вотчины. В 1670 году она тайно постриглась в монахини и стала открыто враждовать с царской властью (демонстративно отказалась явиться на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной, будущей матерью Петра Великого, в январе 1671 года).
В ноябре 1671 года была арестована. Морозову не сломили ни уговоры, ни пытки, ни конфискация оставшихся богатств. За свою стойкость она поплатилась в соответствии с нравами эпохи: отправлена в монастырь в 1675 году, затем посажена в земляную тюрьму, здесь в том же году в ноябре и умерла, оставшись верной своим убеждениям.
Работа художника над картиной
Художник сделал более ста этюдов. В основном это портреты. Обдумывая размещение действующих лиц на картине, Суриков пользовался кнопками (при реставрации были обнаружены следы проколов).
Ключ к образу Морозовой в знаменитой картине Сурикова был найден случайно – художник увидел, как иссиня-чёрная ворона, отставив крыло, сидела на снегу. Зрелище было эффектным: чёрное на белом, крепкий блестящий клюв, пронзительный глаз – картинка вдохновила художника. В поисках нужного лица живописец часами прогуливался у церквей, кладбищенских ворот и оград, сам же внимательно вглядывался, держа в уме описание боярыни Морозовой пера самого Аввакума. Создаваемые портретные этюды один за другим забраковывал – прикладывая их к холсту, он убеждался, что данный образ проигрывает перед лицами из толпы. Долгие мучения были вознаграждены – идеально подходящее бледное и неистовое в своей фанатичности лицо было найдено. Цепким взглядом художник определил нужный типаж (это была уральская богомолка) и за два часа написал этюд. В образ Морозовой живописец внёс что-то и от своей тётки по матери, Авдотьи Васильевны Торгошиной.
Для сбора материала Суриков выбрал Мытищи, где по Ярославскому шоссе в Троице-Сергиеву лавру бесконечными вереницами шли богомольцы. Всех, кто из странников казался художнику интересным, красноречивым и подходящим по замыслу, он торопливо набрасывал на бумагу, временами «захлёбываясь» от яркого многообразия образов. Многие соглашались позировать – им нравился некурящий художник из казачества.
На картину ушло три года. Одержимый идеей художник забраковал два холста с набросками. Третий, прямоугольный холст, ориентированный по горизонтали и изготовленный по спецзаказу, стал основой будущего шедевра.
Описание картины «Боярыня Морозова»
Сюжет картины – отправление Феодосии из Москвы в заключение, что произошло 29 ноября (по новому стилю) 1671 года.
В сизом воздухе зимнего утра на санях-розвальнях везут закованную в цепи боярыню. Дорога завалена рыхлым снегом – в ноябре, когда происходили события, холод ещё не сковал землю. Узница в длинной и широкой чёрной шубе-телогрейке, под которой строгая чёрная одежда (она ведь уже монахиня), соответствующий головной убор – как подобает сану всё ещё богатой пленницы. Непокорная боярыня привалилась спиной к изголовью саней, где сидит ухмыляющийся возница. Она вцепилась левой рукой в жердь-боковину и высоко вскинула правую руку, осеняя толпу двуперстием. Мертвенная бледность лица, страстный взор запавших глаз, твёрдый жест привыкшей повелевать барыни, идущей теперь на погибель, делают её образ героическим. Непреклонность и верность своим убеждениям заставляют её сознательно пойти на муки и принять смерть.
Толпа вокруг саней мешает ехать, конь буквально продирается сквозь людскую массу. Удивительно, многоликое столпотворение не растворяет лица и образы людей – у каждого присутствующего свои уникальные эмоции. Здесь и злорадный поп, осклабившийся беззубым ртом, и юродивый в лохмотьях, поднявший руку в ответном жесте, и бродяжка, упавшая на колени. Для мальчишек это интересное зрелище – кто задумался, кто испуган, кто смеётся. Лица многих женщин серьёзные и сочувствующие, они провожают глазами Морозову, сжимая руки и сдерживая вскрики.
Стражники с секирами отгоняют от саней людей, но некоторые проскальзывают, чтобы поближе рассмотреть арестантку. Её образ – главный на картине, но неразрывно связанный с народной толпой, которая своими эмоциями и действиями «раскрашивает», оживляет всё действие и показывает его многозначительность. Страница истории, существенная для России и болезненная для общества, правдиво показана художником, как народная трагедия.
Особые символы в картине
Полотно наделено колоритными и многозначительными условными знаками:
- Чёрный треугольник фигуры боярыни Морозовой как бы разрезает народную толпу на две части: взволнованных событием и глумящихся над жертвой – так и общество в целом церковной реформой было расколото;
- Белый снег, мокрый и липкий, сохраняет следы и саней, и людей, вбирает в себя краски окружающего и заставляет их ярче выступать, обращая внимание зрителей на те или иные детали;
- Лестовка на левой руке Морозовой – ступенчатые чётки из кожи, замкнутые в кольцо для непрерывной молитвы (лестница у старообрядцев символ непрестанного духовного восхождения). У каждого лестовка (от слова «лестница») своя. Справа стоит странник с корзиной и посохом, у него тоже лестовка – многие тысячи старообрядцев шли по Руси, ища приюта;
- Церковь – очертания её туманны, а точное местоположение не имеет значения – она стала яблоком раздора;
- Завернувшийся край жёлтого платка – выразительный признак того, что женщина поднимается с глубокого поклона;
- Икона «Богоматерь Умиление» – к ней обращён взор мятежной боярыни поверх голов, у неё просит Морозова если уж не заступничества, то сил и мужества.
Динамизм сцены ярче всего подчёркнут бегущим слева мальчишкой в полушубке. Справа в красной бархатной шубе, сжав сплетённые пальцы и глядя исподлобья в лицо узницы, спешит её родная сестра, княгиня Евдокия Урусова. Их ожидает общая участь – она также погибнет в остроге.
Перед публикой
Художник «Боярыню Морозову» закончил к 15-й передвижной выставке в Москве в 1887 году. Оценки были разноречивые: одних пугала «ковровая» пестрота огромного полотна, другие, наоборот, находили в ней колористическое совершенство. По художественному исполнению картина признавалась настолько сильной и беспрецедентной, что заслужила высочайшие оценки самых придирчивых знатоков искусства. Отмечали, что при долгом рассматривании с близкого расстояния картина «втягивала» зрителей в действие, они чувствовали себя причастными к допетровским временам, буквально находящимися там, среди разношёрстной московской толпы далёкой эпохи.
Одобряли отступление от академизма и находили в пёстром полотне отметины импрессионизма активисты «Мира искусства». Бенуа, их главный идеолог, находил композиционное решение картины (без глубины перспективы, привязки к конкретному месту действия и с большим количеством персонажей) типичным для тесных улиц Москвы и любых других городов, провинциальных. Это придаёт событию характер повсеместности – действительно гонения староверов были по всей стране. Он же сравнивал картину с ковром, но в эту аналогию вкладывал смысл не уничижительный – художник отождествлял полотно с гармоничным изображением самобытной и прекрасной Руси.
Общество конца XIX века невольно проводило параллель между фанатичкой Морозовой и народовольцами, их современниками. Но к ним отношение было разным, потому и споры у полотна разгорались нешуточные.
Третьяков без раздумий купил картину за 25 тысяч рублей – история России, так мастерски написанная, должна быть только в его коллекции.
Значение картины
Суриков – несомненно выдающийся мастер исторических полотен. Нельзя пройти мимо, картина цепляет и вызывает живой интерес к судьбам реальных людей и истории России в целом. Это очень важно для нынешних взрослых и детей, для формирования у них правильного отношения к свершившимся историческим фактам. С этой целью в общеобразовательной программе есть сочинение по картине Сурикова «Боярыня Морозова». История – это жизнь. Надо учиться её понимать. И замечательно, что для этого есть такое прекрасное живописное наследие великого художника, на весь мир известная картина Сурикова «Боярыня Морозова» – сплетение трагедии и героизма, народа и государства.