Художница Наталья Гончарова – возвращение эстетики «Серебряного века»

Русские Художники

В историю русской культуры постепенно возвращаются имена прославивших ее соотечественников. На Родине их творчество долгое время находилось в забвении. Мало кто вспоминал об уехавших за границу и не вернувшихся в Советскую Россию поэтов, композиторов, художников. Имя Натальи Сергеевны Гончаровой широко известно в кругах живописцев и скульпторов. Для многих художников ее работы до сих пор остаются кладезем идей. Ее имя и картины ценятся на вес золота. Часть ее картин хранится в Третьяковской галерее. Двоюродная правнучка жены Александра Пушкина и ее тезка с детства посвятила себя искусству. Родившись в семье скульптора Сергея Гончарова, она пошла по стопам отца. Возможно, ее судьба сложилась бы иначе, если бы не встреча с мужчиной всей ее жизни.

Любовь и искусство

Девушка постигала азы искусства создания скульптуры в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь в 1901 году она знакомится с художником Михаилом Ларионовым. Первая встреча закончилась размолвкой. Ларионов довольно резко отозвался о ее выборе направления в искусстве и предложил заняться делом, вернее, живописью. Посмотрев ее работы и поговорив с девушкой, он посоветовал «открыть глаза на свои глаза», почувствовать богатство цветовой гаммы, которую дарит ей мир.

Как настоящий художник, Наталья Гончарова в течение трех дней не выходила из мастерской. Она рисовала, искала образы, смешивала краски, пробовала, на что способна. Когда Ларионов вновь зашел к ней, то увидел стену, увешанную красочными картинами. Поинтересовавшись, кто это сделал, он услышал в ответ гордое: «Я!». С тех пор они не расставались. Вступать в брак молодые люди не спешили. Они поженились в 1955 году, когда уже были в почтенном возрасте. К этому времени за картины Натальи Гончаровой давали очень хорошую цену. Она была признанной художницей мирового уровня. Детей у пары не было и, чтобы сохранить наследие в семье, они официально зарегистрировали отношения.

Живопись и судьба

Оставив отделение скульптуры, Наталья Сергеевна перешла на курс к Константину Коровину. Она училась у мастера вплоть до 1909 года. Потом она перестала оплачивать обучение и была отчислена из училища. К этому времени у нее была работа. Она преподавала живопись в студии живописи и рисунка, принимала участие в сборных художественных выставках. Одновременно Наталья Гончарова готовила персональную выставку, чтобы наконец заявить о себе, как о состоявшемся художнике.

В 1910 году она представила на суд публики 22 работы. За содержание некоторых из них художница была арестована и дело завершилось в полиции. Публика сочла аморальным ее увлечение изображением женского тела. С помощью адвокатов дело было прекращено. Ведь и до Гончаровой женские нагие тела становились частью величайших шедевров живописи. Правда, писали их мужчины. Наталья Сергеевна больше не обращалась к этой теме, а занялась экспериментами.

Она изучила все стили прогрессивного искусства. Она создавала картины в стиле кубизм, импрессионизм, примитивизм, лучизм, футуризм. Следующий скандал вызвало ее обращение к религиозной тематике. Церковь подвергла порицанию изображение библейских сюжетов и неканонические облики святых, выполненные кистью Натальи Сергеевны. На ее творчество оказали огромное влияние иконы великих мастеров, персидские и ассирийские фрески. Она смотрела на них не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы возродить их в новом свете.

Наиболее известные картины:

  • Хоровод;
  • Велосипедист;
  • Рябина. Панино близ Вязьмы;
  • Натюрморт с букетом и флаконом красок;
  • Испанка;
  • Цветы.

Известность и PR

Художница Наталья Гончарова не сразу завоевала авторитет среди коллег по цеху и публики. После провальной персональной выставки 1910 года Михаил Ларионов точно знал, как сделать ее знаменитой. Следующая выставка была организована в 1913 году в Художественном салоне на Большой Дмитровке. Открытие состоялось в лучших традициях авангардистских течений того времени. По улице возле салона прогуливались ярко одетые и раскрашенные футуристы. Ларионов и его друг художник Давид Бурлюк раскрашивали всех желающих. Сама Гончарова вышла к публике с нарисованными розами на щеках. Ларионов эпатировал окружающих, разукрашивая женские обнаженные бюсты всеми цветами радуги.

Для посетителей была придумана биография художницы, согласно которой Наталья Гончарова несколько последних лет путешествовала по миру, брала уроки у Моне, общалась с Ван Гогом и Ренуаром, посещала Гогена на Таити. Мистификация удалась. Никто и проверять не стал, где она реально провела эти годы, побывала ли на Мадагаскаре или жила в монастыре. На выставке было представлено 761 картина художницы. Это был ее труд за последние 13 лет. Она стала знаменитой и востребованной. Ее работы оказались в коллекции Третьяковской галереи. Ее пригласили сняться в фильме «Драма в кабаре № 13». Ее избрал для работы в Париже сам Сергей Дягилев.

Жизнь вдали от Родины

Картины художницы Натальи Гончаровой впечатлили самого известного импресарио начала 20 века. «Дягилевские сезоны» пользовались огромной популярностью во Франции. Он стал законодателем моды в балетном искусстве. Он приглашал для постановок композиторов-новаторов, художников-авангардистов, и, конечно, великолепных танцоров. Она работал со Стравинским, Пикассо, Эриком Сати, Жаном Кокто и другими великими творцами того времени. Очередным шедевром Дягилева должен был стать опера-балет на музыку Римского-Корсакова «Золотой петушок». Позвать Гончарову ему предложил сам Александр Бенуа.

Дягилев пригласил художницу принять участие в создании декораций и костюмов к постановке. Она ответила отказом. Дягилев вновь отправил приглашение, но снова был отвергнут. Он не мог понять, почему она отказывается от сотрудничества, пока, отсылая 51-ю телеграмму, он не додумался пригласить вместе с ней Михаила Ларионова. Пара отправилась во Францию в 1915 году. В Россию они больше не вернулись. Дягилев ни на секунду не пожалел о том, что разработке идеи художественного оформления спектакля приняли участие оба мастера.

Идеи женских костюмов, придуманных Гончаровой, произвели настоящий фурор среди французских модниц. Сама Коко Шанель пригласила Наталью Сергеевну разработать серию женских вещей в русском стиле. Но она не в первый раз работала на моду. В отличие от своей прабабушки, которая являлась большой любительницей балов, Гончарова в танцевальных салонах не блистала. Зато всегда являлась законодательницей новых течений в женской одежде. Она первая стала носить платья-рубахи, брюки и кепи. В Москве она сотрудничала с Домом моды Надежды Ламановой. В Европе ей довелось поработать не только с Шанель, но и с домом моды «Мырбор». Тогда его возглавляла жена французского сенатора Мария Куттоли. Для разработки новой коллекции были также приглашены Пабло Пикассо и Фернан Леже.

Самая дорогая русская художница

Наталья Гончарова не просто русский художник-живописец. Стоимость ее натюрморта «Цветы» ушла с аукциона Christie’s за 10,9 миллионов долларов, установив рекорд среди цен на картины русских живописцев. Работа выполнена в стиле «лучизм». Еще одна из ее картин «Испанка» была продана на том же аукционе в 2010 году за 10 млн 216 тысяч долларов. Гончарова на сегодняшний день является самой дорогой русской художницей за всю историю мирового искусства.

«Амазонка русского авангарда» обладала огромным талантом. Ее идеи покоряли своей смелостью и неожиданностью. Она обладала поразительной работоспособностью. Ее природное обаяние проявлялось повсюду: в ее картинах, стихах, при личном общении. Ее жизнь можно прочитать по ее картинам, потому что в каждой из них художница отображала свой внутренний мир в конкретный момент времени. Обладая коллекцией собственных картин, гравюр, миниатюр, которая по тем временам оценивалась в миллионы, Гончарова и Ларионов до конца своих дней бережно хранили ее, надеясь когда-нибудь передать наследие на Родину.

После смерти Гончаровой в 1962 году коллекцию унаследовал ее муж Михаил Ларионов. Он пережил жену всего на два года. Наследницей стала его вторая жена Александра Томилина. Только в 1988 году наследие художников было передано в дар Третьяковской галерее. Оно было настолько велико, что руководство приняло решение создать для него дополнительный филиал – Музей Гончаровой и Ларионова. Сегодня с их творчеством может познакомиться каждый любитель и ценитель эстетики «Серебряного века» русской культуры.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

  1. Анастасия Дементьева

    Очень интересно было узнать о женщине в искусстве, буду ждать еще статей……

    Ответить
    1. shturman автор

      Вы можете подписаться на наши уведомления, колокольчик в правом нижнем углу.

      Ответить