Биография Михаила Ларионова

Михаил Фёдорович Ларионов – русский художник, искусствовед, один из основоположников русского авангарда, создатель его направления, получившего название лучизм.

Детство

Родился в Тирасполе Херсонской губернии 3 июня 1881 года. Отец Фёдор Михайлович был военным фельдшером, мать Александра Федосеевна дочь местного землевладельца. В юности мать увлекалась живописью и всем детям передала эту страсть: самому Михаилу, его брату Ивану (который погиб в Первую мировую войну) и сестре Ксении.

Уездный Тирасполь, утопающий в цветущих акациях на берегу Днестра, его живописные окрестности с детства повлияли на воспитание художественного вкуса Михаила Ларионова. Впоследствии он часто здесь бывал на летних этюдах.

Переезд семьи в Москву

В 1891 году семья переехала в Москву. Здесь Михаил стал учеником реального училища Воскресенского, которое пользовалось большой славой и народной любовью.

По окончании его в 1898 году поступил в одно из самых авторитетных учебных заведений Российской империи Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями стали Серов, Левитан и Коровин. Здесь же познакомился с Натальей Гончаровой (дальней родственницей супруги Пушкина!), которая стала спутницей художника на всю жизнь.

Творчество Ларионова в начале ХХ века

С 1900-х годов началась активная и успешная художественная жизнь молодого живописца. Первыми работами и экспонатами выставок стали натюрморты и импрессионистские пейзажи.

В собрании московского коллекционера Сергея Щукина Михаил Ларионов впервые увидел работы французских художников, которые поразили его и оказали существенное влияние на творческие предпочтения. Особенно Михаила пленил Клод Моне с его идеей изображения Руанского собора в серии картин, различающихся по освещению в течение суток и времени года. Эта идея вдохновила Ларионова на написание серии, предметом которой стал покосившийся сарай.

Уже тогда проявилось его стремление к новым формам и экспериментам, узкие рамки и чёткие правила художественных направлений его не устраивали. Несмотря на работу в импрессионистической манере Ларионов не считал себя представителем этого модного течения. Он уже имел собственную манеру, свой уникальный почерк.

От успеха на выставках к поискам нового

В 1906 году Михаил Фёдорович Ларионов уже известный художник, его знают по выставкам Москвы и Петербурга. Его картина «Весенний пейзаж» приобретена Третьяковской галереей. Известный театральный и художественный организатор Сергей Дягилев приглашает Ларионова стать участником выставки в Париже. Здесь его произведения произвели не меньший фурор, чем сам Париж на Ларионова. Каждый день он бродил по музеям и жадно впитывал Ван Гога, Сезанна, Гогена – вот кто был достоин восхищения. Но живопись Европы побудила его не следовать её принципам, а искать и создавать нечто своё.

Дождь 1904 г.Ларионов становится неопримитивистом

По возвращении в Россию Ларионов вступает в новый этап, теперь он увлёкся неопримитивизмом. Художник демонстративно отказывается от подражания западу и резко уходит от классических догм и непреложных истин живописи. Он провозглашает вершиной искусства простонародный взгляд и погружение в творческий мир ребёнка.

В 1909 году впервые были выставлены примитивистские работы художника-бунтаря. Публика не оценила такой поворот: грубые сюжеты, явная небрежность, нарочитая пародия на академическое искусство. Тогда появилась первая трещина между художниками и зрителями, основанная на несовпадении понимания эстетики. Художники начали работать, не ориентируясь на зрителя и его предпочтения. Таким образом получил начало русский авангард.

Скандальные выставки

В 1910 году Ларионов и его единомышленники организовали выставку «Бубновый валет». По воспоминаниям Казимира Малевича, мероприятие было подобно извержению вулкана. Критика и негативные публикации обрушились на художников.

Через год Ларионов с соратницей и музой Гончаровой организовали объединение художников с названием под стать их идеям «Ослиный хвост». Целью организации было продвижение русской национальной живописи, свободной от влияния европейских течений и вообще некой элитарности. В 1912 году на выставке объединения «Ослиный хвост» наряду с работами художников выставлялись детские рисунки, а также картины маляров.

Собственное изобретение – лучизм

С 1913 года начался новый период творчества Ларионова. Этот факт констатировал сам художник в каталоге к выставке того же года «Мишень». Михаилом Фёдоровичем и его единомышленниками был составлен и подписан манифест «Лучисты и будущники», где излагались и закреплялись принципы совершенно нового течения, к которому шёл художник последние годы. В основе лучизма становилась природа зрения. Задачей художника являлось выделение и запечатление неких главных лучей, исходящих от окружающих предметов, но не самих предметов.

Лучистые картины принесли успех и знакомство с художником Пикассо, поэтом Аполлинером, писателем Кокто. Это было время активности и расцвета творческого потенциала Ларионова.

Розовый куст после дождя 1904 г.Коррективы войны

В 1914 году художник был призван на фронт. Через год получил ранение, был комиссован и по приглашению Дягилева уехал в Париж. Здесь он погрузился в театральный мир. Вместе с Гончаровой создавал декорации и костюмы к балетным постановкам. Новая работа декоратора, сценографа и даже сценариста и хореографа увлекает творческого и энергичного мастера, он радуется жизни. В живописи его наблюдается возврат к фигуративизму, камерности и натюрморту, от лучизма мастер отошёл. Вместе с этим его ужасает коммерческий подход к искусству, который всё настойчивее диктует свои правила.

Октябрьская революция в России помешала ему вернуться на родину, он навсегда останется в Париже.

Личная жизнь

С юных лет его спутницей была Наталья Гончарова, официально они расписались только в 1955 году (для облегчения процедур наследования). В 1962 году жена художника скончалась. Ларионов женился на Александре Томилиной, дочери банкира, эмигрировавшего в Париж после революции. Отношения с Александрой к моменту бракосочетания длились уже 30 лет.

Мечта художника

Живя в эмиграции, Ларионов с болью и горечью вспоминал Россию: абрикосовый сад вокруг бабушкиного дома, где родился, буйные заросли роз вокруг сада, мальвы и акации. Он страстно мечтал, чтобы его картины стали достоянием родины. Но это случилось только после смерти художника.

10 мая 1964 года в возрасте 82 лет Михаил Фёдорович Ларионов умер. В 1978 году А. Томилина оставила завещание на правительство Советского Союза. Огромная коллекция Ларионова и Гончаровой была передана советской стороне только в 1989 году и размещена в отдельном архивном помещении Третьяковской галереи.

Самые известные картины

Картин у Михаила Ларионова в разных стилях, техниках исполнения и сюжетах великое множество. Они принадлежат разным музеям по всему миру и частным коллекциям.

Наиболее известны среди них:

  • «Дождь» (1904)
  • «Розовый куст после дождя» (1904)
  • «Автопортрет» (1907, 1910)
  • «Парикмахер» (1907)
  • «Пекарь» (1909)
  • «Курящий солдат» (1910-1911)
  • «Весна» и другие времена года из цикла (1912)
  • «Стекло» (1912)
  • «Две девушки на берегу ручья» (1920-е)

и многие другие.

Кажется, для Ларионова нет невыполнимых творческих задач: ставя перед собой новую, он непременно её решает.

«Убежать в безграничный простор»

Об этом своём желании, а также о потребности в постоянном движении говорил Михаил Ларионов. Его угнетало и душило всё застоявшееся в искусстве. Таким, в вечном движении, и было его творчество с резкой сменой стилей и направлений. И сам художник лёгкий, радующийся жизни, верный самой живописи.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector