Картина «Меншиков в Березове» Василия Сурикова

Картины Русских Художников

Картина «Меншиков в Березове» Василия Ивановича Сурикова сейчас хранится в Третьяковке. Написанную в 1883 году маслом на холсте 169 на 204 сантиметров, ее неоднократно называли самой любимой или самой удачной картиной русского живописца. Выясним, почему это полотно считается одним из самых ценных среди всех многочисленных работ художника.

Хронология работы над полотном и исторический контекст

Желание создать историческое полотно о судьбе главного сподвижника Петра у Сурикова появилось во время его многочисленных внутренних монологов о России. Впервые идея создать картину была озвучена им во время семейного отдыха в Подмосковье, в Перерве. Тогда он вспоминал о своем сибирском детстве, испытывал стресс из-за ухудшающей погоды и перебирал спонтанные образы для будущих своих полотен. До создания «Меншикова в Березове» он:

  • Гулял по улицам, выбирая идеальных натурщиков среди простых прохожих;
  • Делал наброски деревенского убранства;
  • Экспериментировал с текстурой масла, чтобы идеально изобразить мех и ткани;
  • Писал детские лица при помощи своих дочерей.

Сюжет

Картина выполнена в мрачных тонах. Она полностью передает апатичное настроение главного героя, вызванное лишением всех чинов и средств, ссылкой. Однако есть в ней и менее очевидные детали, о которых нужно знать для полноценного искусствоведческого анализа полотна.

Образ Меншикова

Меншиков сидит с прямой спиной. Он уверен, в нем все еще есть сила и грация. Но поза его напряжена, а лицо написано в бледных тонах. Это показывает, что ссылка стала большим ударом для политического деятеля петровской эпохи. Ударом, к которому он не был готов.

Взгляд его направлен куда-то в пустоту. Так Суриков показывает, что, несмотря на то, что телом герой находится в сибирской глуши, он все еще думает о судьбе страны, о блистательном прошлом и о жизни в столице. Однако центральный персонаж осознает, что все это уже никогда не повторится. Этот факт навевает неприятные мысли, заставляет его поджимать губы и напряженно покачивать ногой.

Второстепенные персонажи

Вокруг фигуры Меншикова находятся три ребенка — его дети, которые вместе с отцом были отлучены от светской жизни. Одна выглядит максимально скорбной. Она, старшая дочь Мария Александровна, которая могла стать российской императрицей, одета в темные траурные одежды и смотрит куда-то в сторону зрителей, прочь от реального для нее мира. Она олицетворяет отчаяние, безнадежность сибирских ссыльных, грусть из-за гибели Петра II, последней надежды на сохранение власти.

Две другие выглядят не менее напряженными, чем отец. Их взгляды художник преднамеренно сделал очень похожими. Однако направлены они не в пустоту, как у отца, а в книгу — священное писание, на церковную свечу. Двое других потомков Александра Меншикова — сын и младшая дочь — показывают, что спасение возможно даже в самые сложные времена. В целом, такая мораль характерна для живописи Сурикова, в которой присутствовало много религиозных подтекстов.

Окружающая обстановка

Важной деталью является даже не обстановка деревянного дома, в которой прослеживаются остатки былой роскоши, а распределение света по полотну. Свет исходит только из-за окна, которое отделяет семью от внешнего мира. Свой, другой и более яркий, свет распределяется благодаря свечке, стоящей у икон. Этот ход подчеркивает основную идею художника, связанную с падением «птенца гнезда Петрова» в тьму, отдаление от всего чистого и правильного.

Реакция на картину

Реакция на картину была неоднозначной. Во-первых, был выбран противоречивый исторический сюжет, который к 1883 году все еще был жив в человеческой памяти. Во-вторых, художник использовал спорные кодированные образы и идеи. Именно их отрицали многие люди, увидевшие картину незадолго после ее создания.

Критикам «Меншиков в Березове» Василия Сурикова был представлен в 1883 году на выставке Товарищества передвижников. Те, кто симпатизировал творчеству живописца, восприняли полотно радушно. Такие критики отмечали приятное сочетание оттенков, лаконичную и удачно построенную композицию, игру взглядов.

Были и отрицательные отзывы. Ряд искусствоведов счел картину слишком топорной, непродуманной. Сурикова упрекали в том, что если Меньшиков встанет на ноги, он «пробьет потолок» из-за своего непропорционального роста. К чести художника стоит отметить, что историки считают, будто рост фаворита Петра I был меньше императорского всего на несколько вершков, то есть был действительно впечатляющим.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector