Теодор Жерико, биография великого романтика

Художники разных стран

Теодор Жерико – французский художник, творчество которого пришлось на начало XIX века, свидетель, современник и живописец значительных исторических событий.

Происхождение

Родился 26 сентября 1791 года в Руане, столице французского региона Нормандия, известного как сельскохозяйственная житница страны. Отец будущего художника, Жорж-Никола Жерико, нажил состояние табаком (торговал, выращивая на собственных плантациях), кроме бизнеса занимался игрой на бирже, был неплохим юристом. Мать, Луиза-Жанна-Мари Карюэль де Сен-Мартен, из старинной богатой нормандской аристократической семьи. Буржуазная революция, на годы которой пришлась благополучная устоявшаяся жизнь, воспринималась ими с опаской. Люди успешные, они были убеждёнными роялистами (монархистами), а Наполеона иначе как «узурпатора» не упоминали.

Детство и юность

В 1796 году семья Жерико переехала в Париж. Вскоре умерла мать Теодора, оставив сыну богатое наследство, воспитанием мальчика занялся отец. Благосостояние позволяло устроить ребёнка в лучшие частные пансионы. На каникулы мальчик ездил в Нормандию к родным, круг общения которых был близок к живописи, там бывал в музеях. Позже Теодор поступил в Императорский лицей. Военные победы и авантюры Наполеона восторгали тогда все молодые горячие сердца, Теодор не стал исключением. Но в политику он никогда не погружался, это ему было неинтересно. Бегая с товарищами встречать армию из очередного триумфального похода, юноша любовался скакунами гвардейцев – лошади были его горячей страстью.

Проба карандаша

Кони, вызывающие в душе юноши жгучие эмоции, побудили его попробовать нарисовать их во всём великолепии, мощи и изяществе. Любовь к умным и грациозным животным выявила явное художественное дарование Теодора – ему удаётся ухватить и точно передать линии тел скакунов с полным ощущением динамичности. Из-под карандаша юного таланта рождались совершенно живые и подвижные, бьющие копытом и встающие на дыбы, прекрасные животные.

Рискованный наездник

Если Теодор Жерико побывал в конюшнях или на ипподроме, значит, день прошёл не зря – юношу влекло туда, где он мог наблюдать лошадей в движении. Причём везде он не просто внимательный зритель, но и ловкий наездник. Горячего 16-летнего парня особенно будоражил шанс обуздать самого непослушного жеребца с бешеным норовом. Для Теодора рисковать и играть со смертью, укрощая упрямого коня, стало не меньшей страстью, чем рисование его же.

Выбор пути, Верне

Рациональный и здравомыслящий отец надеялся, что сын остепенится и благоразумно выберет профессию юриста или займётся коммерческой деятельностью. Но в 1808 году Теодор, распрощавшись с лицеем, объявил отцу, что даже никакой дилеммы нет – он точно знает, чего хочет. Деньги у него были (наследство матери), желания и решимости хоть отбавляй. Он сразу приобрёл породистого коня, а во-вторых, стал брать уроки именитого художника-баталиста, исторического живописца Карла Верне (1758-1836).

Через два года Жерико – живописец, всё уже перенявший у мастера и, наверное, переросший его по стремлению к возвышенному и серьёзному. Теодору становится тесно и скучно, он заключает, что его лошадь явно затмевает лошадей Верне и уходит от него.

Плот Медузы 1819 г.Мастерская Герена

В 1810 году в Париже открыл мастерскую Пьер Герен (1774-1833), модный и популярный классик, поклонник античной красоты. Теодор пришёл сюда учиться и сразу занял главенствующие позиции как лучший ученик. С лёгкостью, без проб и правок, он точно и энергично выполняет задания мастера. Тот поначалу ужасается шероховатой и грубоватой техники Жерико, но затем принимает её как данность, как индивидуальный почерк темпераментного и импульсивного молодого художника. Гладкая и правильная классическая живопись не для него. Характерная густота мазка стала даже источником прозвища Теодора среди товарищей по мастерской le patissier (тестомес).

Громкий успех

Аккордом, заключающим обучение 21-летнего художника Жерико, стала картина «Офицер императорских конных егерей, идущий в атаку». Выставленная в Парижском салоне 1812 года, она восхитила французов, чрезвычайно гордых своей победоносной армией, и получила золотую медаль. Жак-Луи Давид (1748-1825) пришёл в изумление, критики и публика приняли Жерико как открытие – в эпоху Империи батальному жанру выделялось особое место, художнику прочили великое будущее.

Калейдоскоп режимов – чехарда в жизни

В разгар работы Салона (открывался в конце августа, закрывался в сентябре) в Париж начали поступать страшные вести: войска Наполеона в России несут огромные потери. Отступление превратилось в бегство, русский царь шёл по пятам, блестящая наполеоновская армия по сути прекратила своё существование. Теодору удаётся уклониться от призыва, что он уже делал однажды – в 1811 году его заменили другим человеком (нормальная практика для Франции тех лет). И Жерико продолжает любимые занятия – пишет лошадей и воинов, стремясь запечатлеть «дух времени». На Парижском салоне 1814 года Жерико представил произведение – отражение трагичности и ужаса войны – «Раненый кирасир, покидающий поле боя». Но французам не нравится роль побеждённых, они не принимают картину. Расстроенный Теодор соглашается на службу в Королевской гвардии (помог отец-монархист) – на троне опять Бурбоны. Наполеон собирает верных солдат, чтобы идти на Париж. И когда это случается, Жерико по долгу службы, а не по убеждениям сопровождает Людовика XVIII, который в панике ищет укрытия в Бельгии. Распрощавшись у границы со своим монархом, Теодор с облегчением меняет мушкетёрское облачение на кучерское и возвращается в Париж. В этой череде событий, режимов, положений и статусов он уцелел.

Любовная лихорадка с перерывом на Италию

Женщины любили ловкого, горячего и хорошо сложенного Теодора, к тому же он был весьма хорош собой, таинственно романтичен и мечтателен. Сам Жерико нуждался в постоянном риске, опасность его заводила и подпитывала творческое горение художника. И случилось ему влюбиться в молодую супругу своего родного дядюшки (брата матери) Александрину Карюэль, которая не смогла сопротивляться и отдалась пылкой страсти. Но всё раскрылось, семья была в ужасе. Романтики склонны к экзальтации – Жерико громко проклинает себя за случившееся и бежит в Италию.

Флоренция, Неаполь и Рим, местные церкви и музеи, потрясения и творческий шок от работ Микеланджело и других мастеров, альбом и карандаш в этот год отвлекали и развлекали художника, но счастливее и веселее он не стал. Кроме одиночества и любовных неурядиц его преследовала жажда грандиозной, масштабной, исторически значимой работы, необходимой обществу.

В 1818 году, не обретя ни капли покоя, Теодор возвращается во Францию и вновь находит Александрину. Их связь снова в центре скандала, родственники увозят молодую женщину, которая уже ждёт ребёнка, в глушь. Впоследствии она родит сына, которого Теодор никогда не увидит. Мальчика на деньги деда (отца Теодора) устроят в приют.

Творческие терзания

Чрезвычайно чуткий, тонко чувствующий и ранимый человек в Теодоре удивительно уживался с темпераментным, горячим и рискованным. Радостно-приподнятое настроение часто чередовалось с полным душевным упадком. После краха в любви Жерико полностью погружается в новую для него реальность – обстоятельства и подробности недавней трагедии в море с фрегатом «Медуза», он задумывает грандиозное полотно, ставшее впоследствии настоящим, исторически-значимым шедевром, гордостью Франции.

Картины Теодора Жерико

Многие произведения художника стали новым словом в живописи, не сразу принятым и осознанным. Самые известные работы:

  • «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812);
  • «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814);
  • «Плот “Медузы”» (1818-1819);
  • «Дерби 1821 года в Эпсоме» (1821) и другие.

Известно 114 законченных картин, большая часть которых относится к романтизму. Есть также портреты, произведения, написанные в духе реализма, и жанровая живопись. Они отличное и самодостаточное пособие для изучения истории Франции начала XIX века.

Последние годы

К 30 годам истерзанный творческими и любовными муками Жерико получил вдобавок материальные трудности (на заказ не писал, состояние матери промотал, вложения сгорели) и проблемы со здоровьем (сказались травмы при падениях с буйных лошадей). Перенёс несколько операций, в перерывах, мужественно преодолевая боль, работает и строит планы. Вновь садится на коня – но на этот раз злой рок нагнал того, кто столько лет дразнил его: при падении получает рваную рану и легкомысленно машет на неё рукой. 26 января 1824 года Теодор Жерико умер от сепсиса, едва приоткрыв человечеству глубокий талант самоотверженного творца.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector