Путь Томаса Гейнсборо, великого романтика

Автопортрет 1759 г.Томас Гейнсборо – английский художник XVIII века, ярко и своеобразно представляющий свою эпоху и британскую художественную школу.

Детство

Родился 14 мая 1727 года в провинциальном Садбери, на востоке Англии, в небогатой многодетной семье. Отец будущего художника Джон Гейнсборо зарабатывал торговлей сукном и пошивом саванов, мать Сюзанна занималась детьми, которых было девять.

В Садбери Томас, девятый ребёнок, учился в гимназии для мальчиков. Особенно нравилось ему рисовать и лепить, поэтому он часто был озабочен, как-бы придумать причину для прогула скучных уроков. Исходил все окрестности Садбери, зарисовывая всё, что привлекало: зелёные холмы, живые изгороди, дуплистые деревья, пасущихся животных.

Вряд ли семья изыскала бы средства на дальнейшее обучение Томаса, если бы не трагические события: погиб его дядя, брат Джона, и по завещанию Томас получил 40 фунтов стерлингов, предназначенные для поиска «лёгкого ремесла». Благодаря этой сумме 13-летний подросток получил возможность продолжить обучение в Лондоне, куда уехал в 1740 году.

Первый учитель

В столице Томас поступил в ученики к известному в лондонских художественных кругах преподавателю Академии св. Мартина, Юберу Франсуа Бургиньон, более известному как Гравело. Это было время мира между Великобританией и Францией, и учитель-француз был очень популярен и плодотворен как гравёр, книжный иллюстратор и мастер нового стиля рококо, вызывающего в то время повышенный интерес. Именно Гравело заложил основу знаний Томаса Гейнсборо и во многом оказал влияние на становление и развитие его художественной манеры.

Картины голландских мастеров как учебные пособия

В 40-е годы XVIII века у английских коллекционеров стали очень популярны картины голландцев, излюбленным предметом которых в прошедшем столетии была природа. Не имея возможности получить систематическое художественное образование, Гейнсборо во многом самостоятельно постигал искусство пейзажной живописи, выбирая в качестве образца старые картины. В первых его работах заметно влияние живописца ландшафтов Яна Вейнантса.

В 1745 году Гейнсборо начал подписывать свои картины. Одну из первых своих работ он назвал «Бультерьер Бэмпер на фоне пейзажа». В ней прослеживается прямое копирование многих элементов из композиций Вейнантса.

Пейзаж в Саффолке 1746-1750 г.Почерк и профессиональные привычки

Рисование по памяти Гейнсборо не нравилось. Приступая к работе над пейзажем, кроме полотен голландских мастеров живописи, играющих роль наглядного пособия, он использовал природные материалы, которые отвечали требованиям будущей картины по задумке художника. Это были ветки, листья, мох, камни, лишайники, кусочки глины и земли, из которых на простом дубовом столе в мастерской составлялась нужная композиция.

Кроме того, художник разработал собственный способ нанесения плавного мазка: краски разбавлялись до жидкого состояния и наносились кистями полутораметровой длины. Стоять по несколько часов в день перед мольбертом с такой кистью было очень трудно.

Художник – отец семейства. Переезд в провинцию

В возрасте 19 лет Томас влюбился. Маргарет Берр была незаконнорождённой дочерью герцога Бофора, на содержание ей ежегодно выделялось 200 фунтов стерлингов. Молодые обвенчались летом 1746 года.

После успешного выполнения заказа для детского приюта, а также написания «Леса Гейнсборо» (1748) по мотивам нидерландского пейзажиста Рёйсдаля наступило затишье, которое не устраивало молодого художника. Семья решила переехать на его родину, в Садбери графства Суффолк. Причиной отъезда из столицы была недостаточная вера Томаса в свои силы. Начинать надо в провинции – так представлял себе молодой художник путь к успеху, объясняя это неприхотливостью британцев в глубинке.

Портрет в новой манере

В 1749 году в «Портрете четы Эндрюс» Томасу Гейнсборо удалось мастерски совместить в одной картине собственные стремления пейзажиста и желание заказчиков получить портрет, за который полагалось вознаграждение. Молодожёны, мистер и миссис Эндрюс, изображены на фоне осеннего пейзажа: поля, холмы, перелески, кучевые тёмные облака на небе составляют основную часть картины. На переднем плане слева семейная пара, с ними охотничья собака. Человеческие фигуры, достаточно крупные, чтобы позволить отнести картину к портретам, искусно вписаны в великолепный пейзаж.

Портрет дочерей преследующих бабочкуПереезд в центр графства

В 1752 году, когда в семье было уже две дочери, чета Гейнсборо поселилась в центральном городе графства Суффолк Ипсвиче – уверенности в собственных силах у художника теперь больше, к тому же на новом месте будут и новые заказчики. К этому времени Томас уже заработал репутацию хорошего художника. Заказы на портреты и пейзажи позволяли семье жить безбедно. Много пишет он и свою семью.

Пейзажист в душе. Переезд в Бат

Тип его популярности вызывал у Гейнсборо досаду: он испытывал потребность и природную склонность писать пейзажи, но в те годы было трудно их продать.

Переезд в курортный Бат в 1759 году обеспечил художника работой в избытке: богатая чопорная публика желала портретов. К тому же Гейнсборо художник от бога: он феноменально передавал сходство, улавливая мельчайшие детали и особенности портретируемых. А те записывались в длинную очередь и месяцами ждали, когда придёт время позировать обаятельному, но чудаковатому мастеру, которого выводил из себя этот ажиотаж.

Друзьям художник признавался, что портретная гонка вызывает у него такую тошноту, что приходится иногда бросать работу. Желающих было слишком много. В 1763 году дело чуть не завершилось трагедией: Гейнсборо тяжело заболел, выкарабкаться ему удалось с трудом.

Музыка в жизни художника

Томас Гейнсборо, картины которого отнимали у него все силы, тем не менее находил время и для другого увлечения: он сам музицировал на любых доступных музыкальных инструментах. Обладая от природы хорошим слухом, он обожал импровизировать, и это у него хорошо получалось. Не зная нотной грамоты, на слух воспроизводил любые мелодии. Причём, любил это делать в компании таких же талантливых единомышленников в музыкальных клубах, где собирались поклонники музыки, композиторы и исполнители. Музыка была отдушиной и утешением художника в моменты усталости.

Лондон всё ближе

Гейнсборо постоянно учился и совершенствовался: изучал полотна старых мастеров, находившиеся в коллекциях аристократов, в домах которых он бывал. Картинами Ван Дейка и Рубенса художник был просто очарован, что заметно сказалось на его работах того периода: богаче стала цветовая палитра и интереснее оттенки.

В начале 1760-х Гейнсборо отправил «Портрет графа Нюджента» в Общество художников Великобритании, только что основанную профессиональную ассоциацию. О нём начала писать столичная пресса, вскоре его работы стали регулярными экспонатами на публичных выставках.

В конце 1768 года Гейнсборо, уже признанный живописец, по приглашению Джошуа Рейнольдса, авторитетного английского портретиста, стал членом только что основанной Королевской академии художеств. В дальнейшем Гейнсборо на этом посту активного участия не принимал, больше занимался собственным творчеством.

Возвращение крестьян с рынка 1767–1768 г.Дань уважения Ван Дейку

В 1770 году была написана картина, ставшая впоследствии одной из самых известных его работ. На портрете «Мальчик в голубом» изображён спокойный и уверенный юноша в голубом атласном костюме, какие носили аристократы времён Ван Дейка. Это было не только следование моде, но и способ выразить именитому мастеру своё почитание.

Переезд в Лондон. Аукционы Кристи

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон, в самую гущу художественной жизни, к этому обязывает и членство в Академии. Рядом с домом живописца его друг Джеймс Кристи, бывший моряк, открыл совершенно новое дело – торговля картинами с аукциона. Гейнсборо, весельчак и острослов, иногда заходил сюда понаблюдать за новым для всех процессом, по ходу отпуская добродушные шуточки. В итоге Кристи стал даже зазывать Гейнсборо на торги: лёгкая атмосфера способствовала значительному увеличению продаж. Так что аукционный дом Christie`s началом своего успеха обязан в какой-то мере Гейнсборо.

Колыбель романтизма

В 1777 году на Академической выставке Гейнсборо представил пейзаж «Водопой», отзыв художника на одноимённую картину Рубенса. В подобном жанре пишет многие свои работы, чудесным образом соединяя реализм пейзажа и французскую декоративность стиля рококо. Манера художника приобретает раскованность и беглость, краски становятся лёгкими и текучими. Густая листва полна световыми бликами и живыми тенями, чувствуется общий лиризм – Гейнсборо стоял у истоков романтизма в пейзаже.

Дама в голубомКартины на стекле

В 1781 году азартный Гейнсборо захвачен новым увлечением. Театральный художник Ф. Дж. Де Лоутербург придумал проектор, эйдофузикон, который посредством свечей и рисунка на стеклянной пластине в тёмном помещении передавал изображение на экран. Лондонцы были в восхищении. Гейнсборо соорудил собственный эйдофузикон, подобный оригиналу, и написал для него эффектные пейзажи. По воспоминаниям современников, во время демонстрации картины с грозой за окном разыгралось нешуточное ненастье, частое явление для Англии. Гейнсборо выскочил на улицу, чтобы сравнить впечатления от настоящей грозы и нарисованной. Результатом остался очень доволен: «Наш гром лучше!».

На сегодня сохранились 10 стеклянных пластин с пейзажами мастера.

Последние годы

В 1784 году Гейнсборо разорвал отношения с Королевской академией: художник был недоволен размещением своих работ на выставке, а организаторы отказались что-либо менять. В эмоциях Гейнсборо снял свои картины вовсе и с тех пор выставлялся только у себя дома. Теперь у него покупают не только портреты, но и пейзажи, в том числе с сельскими видами, написанными в память о детстве.

Умер Гейнсборо 2 августа 1788 года. По воспоминаниям, перед смертью, в мучениях, живописец утешался скорой встречей на небесах с Ван Дейком.

Картины Томаса Гейнсборо

Живописное искусство Гейнсборо прошло путь эволюции от дотошной и педантичной манеры до непринуждённой и вольной, которая идеальна для создания в пейзажах ощущений сочности зелени и воздуха, напоённого влагой. Удивляет художник и необычайно одухотворёнными портретами – талант его не имел границ.

Лучшие картины мастера:

  • «Пейзаж в Саффолке» (1748);
  • «Дочери художника, бегущие за бабочкой» (1756);
  • «Возвращение с жатвы» (1774);
  • «Рыночная повозка» (1786);
  • «Портрет Джорджианы, герцогини Девонширской» (1787).

Список можно продолжать долго, как и любоваться живыми и поэтичными, полными обаяния картинами великого Гейнсборо, благодаря дару которого мы словно переносимся в Англию XVIII века.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector