Антонис Ван Дейк – нидерландский художник, создатель портрета нового типа и автор религиозных сюжетов в стиле барокко в особой, артистичной манере.
Детские годы
Антонис (нидерл. Antoon) родился 22 марта 1599 года в Антверпене, купеческой столице Нидерландов, в период испанского правления. Отец Франс Ван Дейк торговал тканями, мать Мария занималась двенадцатью детьми. Набожная и зажиточная семья обеспечивала всем детям достойное образование: они изучали математику, историю, теологию, несколько иностранных языков. Впоследствии из детей вырастут достойные люди – продолжатели семейного бизнеса, священнослужители. Антонис, седьмой ребёнок, с ранних лет проявил художественные наклонности, и его будущее было предопределено.
Учёба и первые работы
Известно, что отец семейства в молодости увлекался живописью, а мать вышивкой. В то время, золотой век, в Антверпене ценились искусства во всех проявлениях. И первые уроки юный Антонис получил именно в семье.
С 10 лет он начал учиться живописи у своего земляка, признанного художника Хендрика Ван Балена, известного автора картин мифологической тематики. Учёба была в радость и давалась легко. Об этом свидетельствует мастерски написанный 14-летним подростком «Портрет старика». Первый собственный автопортрет Антонис написал тогда же, в 1613 году.
С этого времени появились подписанные им работы, что было против правил – ученики не могли этого делать. Так же, нарушая закон, Антонис писал на заказ, хотя художникам, не вступившим в Гильдию живописцев, было запрещено вести коммерческую деятельность, их работы считались собственностью учителя. На портретах того периода – антверпенские аристократы с семьями, одновременно строгие и простые, на тёмном нейтральном фоне. Черты лиц, руки моделей, детали их костюмов тщательно и достаточно реалистично проработаны. Картины Антониса, ещё совсем юного, уже демонстрируют зрелую технику художника и мастерство.
Жанр портрета
Портрет – уникальный жанр, дающий возможность хорошему художнику быстрее прославиться, а вместе с тем жить в уважении и достатке. Но с течением времени имена и дела героев картин «тонут в пропасти забвения», портретист также рискует быть забытым. Пейзаж, натюрморт спустя годы не старятся, а подобно хорошему вину, становятся особенно интересными. Только уникальным портретистам удалось не затеряться в истории искусства. У Ван Дейка именно такой редкий дар.
Ван Дейк и Рубенс
В 1618 году Антонис стал членом Гильдии Святого Луки, нидерландского объединения художников. Теперь он мог работать более уверенно и спокойно продавать свои творения. Но за опытом он как ученик идёт в мастерскую Питера Пауля Рубенса, знаменитого и почитаемого мастера живописи.
Творческий союз именитого учителя и честолюбивого ученика полон не только взаимного признания и уважения, но и соперничества. Ставший к 20 годам первым помощником Рубенса, дерзкий и уверенный в себе Антонис мог совершенно хладнокровно подправить детали на свежем полотне мастера в его отсутствие так, что тот не замечал вмешательства чужой кисти. Среди других учеников и заказчиков пошла молва, что Ван Дейк способен писать не хуже самого Рубенса. Им становится тесно вместе: мастера терзает ревность, а Антониса не устраивает его вторая роль.
Лондон
Известному коллекционеру Томасу Хауэрду, английскому графу, удалось убедить Ван Дейка, слава которого на родине стремительно росла, в необходимости поездки в Англию. Здесь молодой художник пишет многих знатных представителей британского общества, работает по заказу герцога Бэкингема. Одну картину приобрёл король Яков I, после чего назначил художнику неплохое постоянное жалование. Слава и положение Ван Дейка как светского художника здесь значительно укрепились. Но Лондон, его двор и недостаток внимания к своей исключительной персоне всё же не удовлетворили амбициозного живописца и после короткого посещения родины он, по примеру Рубенса, едет в Италию.
Итальянский период
Здесь прошло 6 лет плодотворной жизни молодого художника. Он объездил многие города с целью изучения, копирования полотен итальянских мастеров. В его альбоме больше всего набросков работ Тициана – Ван Дейк был восхищён его талантом. Он стремился овладеть таким же искусством построения композиции, работы с цветом, передачи фактуры ткани. Тициан на всю жизнь стал объектом преклонения Ван Дейка. Впоследствии он собрал заметную коллекцию тициановских картин – купил 17 полотен.
Кроме Тициана целеустремлённый молодой художник проявлял интерес к работам Рафаэля, Веронезе, Леонардо да Винчи и других живописцев.
Помимо изучения творчества мастеров, Ван Дейк в Италии написал портрет вице-короля Сицилии, выполнил много заказов для представителей высшего общества.
6-летний итальянский период жизни Ван Дейка окончательно сориентировал его и привёл к пониманию своего истинного призвания. Ранее он предполагал, что его предназначение – многофигурные композиции и крупные жанровые сцены. В Италии он пришёл к выводу, что на первом плане его творчества – портрет.
Второй английский период
В 1627 году скоропостижная кончина сестры заставила Ван Дейка срочно вернуться на родину. В это время Рубенса нет в стране, у него заказы в Испании и Англии. Ван Дейк становится штатным художником испанских наместников Изабеллы и Альбрехта – первым фламандским живописцем. Но вернулся Рубенс, и к нему от Ван Дейка ушли заказы, а вместе с ними и выдержка. Он едет по Европе, работает, как одержимый, стремясь к славе и почестям.
В это время случилось счастливое для него совпадение: английский король Карл I оказался с Ван Дейком на одной волне любви к искусству. Художник с удовольствием принимает предложение и становится личным портретистом короля Англии.
Этот период в биографии Ван Дейка чрезвычайно насыщен и плодотворен: написано около 400 великолепных произведений.
Карл I в жизни художника
Не только любовь к искусству роднила Карла I и Ван Дейка. Схожие телосложением, они имели родственные черты характера: каждый обладал твёрдым убеждением в собственной исключительности и избранности. Различались только направления их стремлений и помыслов. Жизнь в почестях и уважении, собственный особняк, роскошное поместье, щедрое содержание и, наконец, страстно желаемое дворянство (титул баронета) – такое признание по душе мастеру. Этим всем отблагодарил обожаемого художника король Англии, любивший лично присутствовать при его работе и подолгу наблюдать за рождением очередного шедевра.
Личная жизнь Антониса Ван Дейка
Художник вёл крайне взбалмошный и противоречивый образ жизни: замкнутость сменялась шумным времяпрепровождением, учтивость развязностью, меланхолия горячностью. В 1628 году в порыве набожности художник даже примкнул к «Братству холостяков», религиозному иезуитскому содружеству во Фландрии.
По свидетельствам современников, Ван Дейк не был аскетом: он сорил деньгами и имел связи с женщинами. Одна из натурщиц, Маргарита Лемон, долгое время проживала вместе с художником и предъявляла на него права как на мужчину.
Но в 1639 году художник вступает в брак с королевской фрейлиной Мэри Ратвен, то ли из желания окончательно влиться в аристократическую среду, то ли действительно из страсти.
Маргарита, горячая собственница, была в бешенстве. В драке чуть не откусила художнику палец, чтобы лишить его возможности держать кисть. Но, к счастью, ей это не удалось.
Внезапный конец
В мае 1640 года умирает Рубенс. Теперь Ван Дейк уверен, что будет призван к испанскому двору, блеск которого совершенно однозначно затмевал сияние английского. Но Филипп IV распоряжается прежде всего завершить произведения, которые не успел закончить великий учитель. Ван Дейк принял это предложение болезненно и с досадой принялся за работу.
Молодой, полный сил и творческих замыслов, живописец осенью 1641 года внезапно заболел и 9 декабря, находясь в Лондоне, скончался, спустя всего неделю после рождения своей дочери. Здесь же, в Соборе святого Павла, вдали от родины, погребён.
Самые известные картины
Сегодня, спустя века, сотни полотен мастера экспонируются в крупнейших музеях мира – от Эрмитажа до Метрополитена.
Наиболее известные произведения:
- «Портрет старика» (1613);
- Автопортреты разных лет, которых десятки;
- «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» (1624-1627);
- «Вознесение Богородицы» (1628-1629);
- «Тройной портрет Карла I» (1635);
- «Амур и Психея» (1638) и прочие.
Ван Дейк – художник не просто выдающийся. Его искусство положило начало портретной школе высочайшего мастерства и стало примером для многих замечательных портретистов. Сегодня искусствоведы приобщают творчество мастера как к истории искусства Англии, так и Фламандии. Но бесспорно, сэр Антонис Ван Дейк и его творчество – мировое достояние высшей пробы.
Смотрите также: