Загадочная «Всадница»: какие тайны сокрыты в шедевре Карла Брюллова?

Картины Русских Художников

Знаменитый конный портрет, который в 1832 году написал Карл Брюллов «Всадница», долгие годы остается загадкой для искусствоведов и любителей живописи. Картина получила признание, как один из величайших шедевров эпохи романтизма, однако точно установить личность изображенной на ней прекрасной наездницы до сих пор не удалось.

Описание картины «Всадница» Карла Брюллова

«Всадница» была создана Брюлловым в Милане, в период работы над «Последним днем Помпеи». В 1832 она была представлена итальянской публике на выставке в миланской академии изобразительных искусств. Картина вызвала множество хвалебных отзывов, восхищенные итальянцы ставили Брюллова в один ряд с Рубенсом и Ван Дейком. Критики отмечали новаторский подход художника к парадному портрету, невиданную доселе свободу, смелость и легкость полотна. Брюллов действительно, обогатил традиционную палитру, привнеся в статичный парадный портрет динамизм, живость и красочность. На картине мы видим очаровательную девушку верхом на лошади, которая возвращается с утренней прогулки. Она бесстрашно восседает на вздыбившемся коне словно амазонка, лицо ее умиротворенное и безмятежное, представляет собой романтический идеал красоты. Буйство и сила могучего жеребца противопоставлены изяществу всадницы, которая с легкостью укрощает его. Слева мы видим маленькую девочку – она выбежала на крыльцо встречать старшую сестру, и не может оторвать от нее восхищенного взгляда. Рядом с ней собака левретка – эта порода была популярна среди итальянских аристократов еще со времен Древнего Рима. Все на картине пронизано движением — развевающаяся над головой наездницы вуаль, тявкающий черный пес, листва, колеблющаяся под порывами ветра. Эффект динамизма дополняется богатством цветовой палитры, волнующей игрой тени и света.

Брюллов и графиня Юлия Самойлова

Картина «Всадница» была заказана у художника Карла Брюллова его подругой и возлюбленной графиней Самойловой. Двое познакомились пятью годами ранее в Риме на одном из литературных вечеров княгини Зинаиды Волконской. Отношения Брюллова и графини продлились более десяти лет и служили для Карла источником вдохновения. Графиня, происходившая из знатного рода Скавронских, была красивой, свободолюбивой и эксцентричной женщиной. Богатство и связи позволили ей занять высокое положение в высшем свете Милана, куда она переехала после развода с мужем графом Самойловым. Юлия окружала себя людьми искусства, занималась благотворительностью, водила дружбу с виднейшими деятелями итальянской культуры. Один из таких людей – композитор Джованни Пачини, написал оперу «Последний день Помпеи», которая вдохновила Брюллова на одноименное масштабное полотно. В работе над картиной художник использовал образ своей возлюбленной четыре раза. Брюллов писал ее многократно. На некоторых портретах она запечатлена вместе с приемными дочерьми – Амалицией и Джованниной Пачини.

Амалиция и Джованнина Пачини

Две девочки, которых Юлия Самойлова взяла на воспитание, считались дочерьми обедневшего композитора Джованни Пачини, чья жена скончалась при родах. Младшая из них, Амацилия, родилась в 1828 году и, судя по всему, действительно приходилась ему дочерью. Старшая девушка – Джованнина, по мнению некоторых исследователей, была племянницей Джованни Пачини. По другой версии, она была внебрачной дочерью сестры второго мужа графини Самойловой, оперного певца Пьра Перри. Когда ветреный образ жизни привел Юлию Самойлову к полному разорению, «благодарные» воспитанницы подали на нее в суд, чтобы взыскать деньги и имущество, обещанные им к замужеству.

«Всадница» в Третьяковской галерее: кто изображен на картине?

Около сорока лет картина находилась в частной коллекции графини Самойловой, пока в 1872 году, незадолго за смерти, она не была вынуждена продать ее с аукциона вместе с остальным своим имуществом. В 1893 «Всадницу» приобрел Павел Третьяков, с тех пор она является частью собрания Третьяковской галереи. Специалисты музея не знали, кто именно изображен на картине, поэтому в архивных документах она упоминается под названием «Всадница». Многие подозревали, что моделью для портрета послужила сама графиня, так как на ошейнике пса, справа от лошади, были обнаружены ее инициалы. Вследствие этого, в 1909 году название полотна изменили на «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой».

В середине ХХ века советские искусствоведы проанализировали несколько портретов Самойловой, а также портреты Амацилии и Джованнины Пачини и пришли к выводу, что вероятнее всего, на картине изображены именно приемные дочери графини. Старшая Джованнина – верхом на лошади, младшая Амацилия – слева на крыльце. Действительно, юное лицо наездницы скорее принадлежит Джованнине Пачини, которой в ту пору было около пятнадцати лет, чем тридцатилетней Юлии Самойловой. Свою версию предложили итальянцы – по мнению работников театра «Ла Скала» и музыкального критика Эудженио Гара на картине изображена легендарная оперная дива Мария Малибран. Поводом для этой идеи послужила хранящаяся в архивах театра литография с картины Брюллова, и прилагающаяся к ней записка, где указано, что на картине изображена именно она. Как бы то ни было, по официальной версии российских искусствоведов прекрасная всадница, это никто иная, как Джованнина Пачини, воспитанница графини Самойловой, однако истинная родословная девушки по-прежнему окутана тайной.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector