«Всадница» Карла Брюллова интересные факты о знаменитой картине

Всадница

  • Автор: Брюллов Карл Павлович;
  • Год: 1832;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 291,5 × 206 см. Холст масло;
  • Цена: В 1872 году в Париже, на распродаже имущества Юлии Самойловой, картину приобрёл комиссионер Ж.-Ф. Дюлу(Дюлю) за 4050 франков, по недостоверным данным по просьбе Павла Третьякова. В 1893 году картина была приобретена Третьяковым за 2000 рублей. Стоимость на настоящее время не известна.

«Всадница» – произведение русского живописца К.П. Брюллова (1799-1852), написанное в 1832 году маслом на холсте размером 291,5 х 206 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее (здание в Лаврушинском переулке, зал №9).

Автор

Карл Павлович Брюллов (Брюлов, а также Брюлло по рождению) – художник потомственный. Выпускник Императорской Академии художеств 1821 года. В период с 1822 по 1834 гг. как обладатель большой золотой медали совершил пенсионерскую поездку в Европу. Сначала на короткий срок в Германию, затем в Италию, сердце лучших европейских школ живописи, где провёл основные годы своей загранпоездки.

В Италии по заданиям и заказам Брюллов писал картины, темой которых были история и религия. В это же время художника захватила акварель, воспевающая итальянскую природу, позже – жанровая живопись. Но более всего молодой Брюллов прославился портретами, героями которых стали богатые и знаменитые итальянцы и соотечественники художника.

Среди них картина «Всадница», работа нового жанра, объединившая в себе изображение сцены из повседневной жизни, портрет и пейзаж.

История создания картины Карла Брюллова «Всадница»

Художник жил и работал чаще всего в Риме и Милане. С коллегами посещал многочисленные художественные, музыкальные и литературные салоны, организацией которых занимались любители и покровители искусств из высшего сословия. Это у них было хорошим тоном – покровительствовать талантам.

На одной из творческих встреч, проходивших в 1827 году в роскошном доме княгини З.А. Волконской (1789-1862), живописец был представлен графине Ю.П. Самойловой (1803-1875). Юлия Павловна была дочерью генерала Палена (1775-1834), отличившегося в Отечественную войну 1812 года. Совсем недавно она была замужем, но брак, продлившийся всего 2 года, не был счастливым и в том же 1827 году распался.

Богатая графиня и пылкий художник были молоды – между ними возникли чувства, они много времени проводили вместе. Путешествовали по Италии, вращались в высшем обществе, работали – Самойлова позировала, Брюллов рисовал возлюбленную и не только. Так, в 1832 году родилось полотно «Всадница», написанное практически в полный рост.

Герои картины

Искусствоведы ХХ века предполагали, что главной героиней, восседающей на лошади, является сама графиня. К тому же на ошейнике безбоязненно подбежавшей собаки различается гравировка с фамилией графини на латинице. Казалось бы, логично, что собака подбегает к хозяйке, но исследования привели к неоднозначным выводам.

В спорах и сопоставлениях фактов искусствоведы определили две версии, по ним героинями картины являются:

  • Две девочки-итальянки, которых графиня взяла на воспитание, ведь своих детей у неё не было. Это дочери итальянского композитора Джованни Паччини (1796-1867). Их имена – Джованина (Джованнина) и Амацилия (младшая, 1828 г.р.).

Отец девочек, несмотря на то, что был автором успешной оперы «Последний день Помпеи» (1825), в то время оказался стеснён в средствах, и графиня, владевшая огромным состоянием, взяла девочек к себе.  Официального удочерения не было, но Джованина и Амацилия называли Юлию Павловну матерью.

  • По второй версии у Паччини была только одна дочь. Маленькая девочка на картине – это именно она, Амацилия, которой на момент создания произведения было около 4-х лет (мать умерла при родах). По этой версии старшей героиней полотна является Кармина Бертолотти, незаконнорожденная племянница итальянского тенора Перри (внебрачная дочь его сестры).

Отношения между персонажами были таковы, что графиня Самойлова после расставания с Брюлловым в 1846 году выйдет за певца замуж. Возможно, второй названной дочерью графини была именно Кармина.

Грациозная вороная лошадь – не меньшая героиня полотна, чем девушка, сидящая на ней. По оценке многих специалистов именно лошадь делает эту картину особо впечатляющей и яркой. Спаниель под её ногами и левретка рядом с младшей девочкой – тоже герои картины, они оживляют и дополняют действие, привнося в него подкупающие подробности повседневной жизни.

Описание картины Карла Брюллова «Всадница»

Изображение на картине размещено вертикально, в сущности в натуральную величину, что усиливает впечатление. Перед зрителем жанровая сцена. У открытой террасы большого каменного дома, вокруг которого раскинулся обширный парк, в центре картины изображена молодая наездница. Художником запечатлён момент, когда, потянув удила, девушка вдруг вынуждает сильную лошадь остановиться на скаку.

Передние копыта лошади уже оторваны от земли, холёное тело лоснится, рот открыт – по всему видно, что дело происходит уже после прогулки верхом. Лошадь на этой картине притягивает внимание – она в центре, на неё приходится большая площадь полотна, написана чрезвычайно искусно. Есть мнение, что живописец своим мастерством выделил лошадь, именно в ней «сосредоточив свои познания и старание» (из рецензии XIX века).

Девушка на лошади – всадница опытная, она восседает прямо и уверенно. Она прогуливалась верхом по парковым аллеям и секунду назад примчалась к дому – её шлейф ещё не успел успокоиться, развевается лёгкой волной. На девушке элегантный наряд: белая свободная юбка, ярко контрастирующая с телом лошади, голубая атласная блуза с большим воротником и пышными в плечах рукавами, по моде того времени. Тонкая талия стянута плотным корсажем из той же голубой блестящей ткани. Героиня спокойно смотрит прямо в глаза зрителю, как бы вовлекая его в действие и заставляя любоваться собой.

Наездницу встречает девочка, выбежавшая на террасу. Она одета и причёсана, как подобает маленькой барышне. На ней розовое платье с штанишками, чёрные волосы завиты и обрамляют личико плотными локонами, буклями, как тогда говорили. Подобная же причёска у девушки на лошади, но волосы у неё тёмно-русые.

Рядом с малышкой у поблёскивающих жёлтым металлом перил стоит верная левретка, небольшая итальянская борзая, которая в обществе всегда была признаком знатности и богатства. Эта собачка привязана к маленькой девочке – глядит только на неё, несмотря на стремительные события во дворе. Встречает же наездницу тёмный спаниель, который совсем не боится вертеться под ногами лошади. По всему видно, беготня по двору для него привычна, и ему всегда удаётся избежать тяжёлых и быстрых лошадиных копыт.

Позади виллы и всех действующих лиц виднеется густой зелёный парк с высокими деревьями, потемневшими от времени и сгустившихся облаков.

Судьба картины

В 1832 году «Всадница» стала центром притяжения на выставке в Академии изящных искусств Брера, именитом учебном заведении Италии (Милан). Картина получила множество восторженных откликов, а автор лестных сравнений. Так, жанр, продемонстрированный Брюлловым картиной «Всадница», назвали филигранным и новым для зрителя конным портретом, а в живописном стиле Брюллова итальянцы находили признаки живописи Рубенса и Ван Дейка.

После выставки полотно украсило один из залов роскошной виллы графини Юлии Самойловой. У неё бывали многие знаменитости, и слава о картине и её авторе разнеслась по всей Европе.

Шли годы. К 1870-м Самойлова разорилась, и ей пришлось своё имущество продавать с молотка. В 1872-м или 1874 году (данные разнятся) Илья Репин в письме сообщил Павлу Третьякову о распродаже картин из собрания Самойловой. Коллекционер заинтересовался, но опоздал, полотно приобрёл Дюлю, французский делец и собиратель живописи.

В начале 1890-х «Всадница», она же для многих «Амазонка», была выставлена на продажу в Петербургском обществе движимых имуществ. Теперь Третьяков не упустил шанса и в 1893 году купил картину за 2 тысячи рублей.

Так произведение русского художника из коллекции русской графини, написанное за границей и долгие годы там находящееся, оказалось в России, в коллекции создателя Третьяковской галереи. В первые годы в каталогах картина так и упоминалась – «Всадница».  К 1909 году было решено, что на картине изображена сама графиня Ю.П. Самойлова, картина официально стала считаться и называться её портретом (до 1916 года). Затем вернулось прежнее название, не конкретизирующее личность главного персонажа.

Секрет популярности

Сегодняшнему зрителю картина известна, даже если он никогда не был в Третьяковке – в советский период репродукция «Всадницы» периодически печаталась в «Огоньке» и других иллюстрированных изданиях, откуда её с удовольствием вырезали.

Секрет популярности картины заключается в загадочном обаянии и элегантности движений, поз, жестов и нюансов, которые Карлом Брюлловым выписаны с тончайшим расчётом сродни математическому. Ведь налицо противоречие между почти вздыбившейся лошадью и сдержанно-хладнокровной наездницей при том, что пружины-локоны её статичны, а шлейф, приколотый к шляпе, взвился в воздух.

Дело, наверное, в том, что это всё-таки портрет, превращённый в картину. Поза портретируемых всегда спокойна – человек позирует. На этой же картине всё вокруг всадницы находится в движении. Это делает портрет-картину особо интересной и притягательной, торжественной и парадной.

Топ лучших и самых известных картин Карла Брюллова

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий