Художник Александр Бенуа, картины с названиями

Бенуа, работа Бакста Русские Художники

Александр Бенуа – личность яркая, многогранная. Трудно переоценить творчество Бенуа как художника-акварелиста. Его вклад в развитие русской школы живописи как историка искусства и художественного критика признан соратниками и потомками. Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, детской азбуке впечатляют проникновенностью и манерой письма. Как театральный художник, чьи эскизы декораций и костюмов великолепны в точности восприятия характеров, Бенуа сотрудничал с С.П. Дягилевым, К.С. Станиславским, В.И. Немирович-Данченко, оформлял постановки в ряде московских театров, работал в Ла Скала, Ковент-Гарден, Гранд-опера.

Детство и годы учёбы

Весной 1870-го года в Санкт-Петербурге в семье Николая Бенуа и Камиллы, урождённой Кавос, родился мальчик – девятый по счёту ребёнок. Младенца нарекли Александром. Отец будущего художника был известным архитектором, автором многих построек в Петергофе, дед по материнской линии Альберт Кавос прославился как талантливый строитель театров. Творческая атмосфера в доме послужила благодатной почвой для развития природных способностей мальчика.

Начальное образование Александр получил в частной гимназии. Продолжил учёбу в Императорском университете Петербурга, после окончания которого в 1894 году получил профессию юриста. Ещё в годы изучения основ юриспруденции Бенуа постигает азы художественного ремесла, посещая курсы при Академии художеств. Но вскоре бросает их, решая заниматься изобразительным искусством самостоятельно. Сильное влияние на становление Бенуа как художника оказал его старший брат – талантливый акварелист.

Первые успехи

В 1893 г. Общество русских акварелистов устраивает очередную выставку. Александр выносит на суд зрителей свои первые работы. Чуть размытые очертания, лёгкая дымка – всё это станет впоследствии отличительными чертами работ художника.

Бенуа, картины которого не остаются без внимания, по признанию критиков заявил о себе как талантливый мастер-акварелист. Илья Репин с восхищением отзывался о творчестве молодого мастера, отмечая технику, стиль, некоторую наивность картин и одновременно глубину и силу.

Спустя год об Александре заговорили не только как о практике, но и о теоретике изобразительного искусства. Поводом послужило написание им статьи о русской живописи, которая вошла в сборник немецкого искусствоведа Рихарда Мутера “История живописи XIX века”, напечатанном в одном из издательств Мюнхена.

Петербург глазами художника

Бенуа любил родной город, и в его работах, посвящённых Санкт-Петербургу, это невозможно не почувствовать. К теме “Петербург на рубеже XVIII-XIX” он будет возвращаться не раз. Именно пейзажи пригородов Северной столицы были представлены широкой публике как первые работы начинающего художника.

В начале 1900-х работы художника с видами старого города, фонтанов и парков Петергофа издаются в виде открыток. На этом настаивал сам Бенуа, надеясь, что подобный формат будет способствовать просвещению и развитию культуры.

Спустя годы Александр вновь рисует Петербург. Пётр I в Летнем саду и Павел I в парадном мундире оживают в работах живописца. Тема русской истории, столь любимая и близкая художнику – лейтмотив подобных картин.

В 1902 году в журнале “Мир искусств” печатается статья А. Бенуа “Живописный Петербург”. Превосходный образец публицистики дополнен акварелями автора, гравюрами Анны Остроумовой, работами Николая Лансере и Осипа Браза.

“Он, если красив, то именно в целом или, вернее, огромными кусками, большими ensemble’ами, широкими панорамами, выдержанными в известном типе – чопорном, но прекрасном и величественном”, – так писал Александр о родном городе. Спустя десятилетия, вдали от родины, художник вспоминал “Петра творенье” с любовью и неизбывной тоской.

Французские акварели

В 1896 году Александр уезжает во Францию и проводит там без малого два года. Яркие впечатления от путешествия находят отражение в картинах того периода. Версаль при солнечном свете и за пеленой дождя, прогулки блистательного Людовика XIV – темы, лёгшие в основу Версальских зарисовок. Спустя десять лет, когда Россия будет переживать приступы революционной лихорадки, Бенуа вернётся во Францию. Итогом этой поездки станет вторая Версальская серия. Критики отмечали, что новые работы мастера превосходят предыдущие по богатству содержания, использованию различных техник и материалов.

Французская тема стала одной из основных в творчестве Бенуа, но часто вызывала неоднозначную реакцию критиков: кто-то видел в работах Бенуа выражение самобытности художника, другие упрекали акварелиста в чрезмерном увлечении ретроспективизмом – течением, где главной темой для творца становились “дела давно минувших дней, преданья старины глубокой”.

Но те и другие сходились во мнении, что талант Бенуа заставил по-новому взглянуть на работы художников-акварелистов, признав их подлинными шедеврами наряду с монументальной живописью.

Мир искусства

В 1898 году Бенуа с компанией единомышленников организует общество и основывает журнал под общим названием “Мир искусства”. Александр много пишет как искусствовед, печатая статьи об истории и развитии русской живописи, занимается пропагандой современного искусства в противовес закостенелым догмам Академии художеств. Народные ремёсла, архитектура, прикладное и оформительское искусство, графика, иллюстрирование и издание книг, организация выставок русских и зарубежных художников, казалось, нет области, куда бы ни вторгались деятели объединения.

Наряду с работой в “Мире искусств” Бенуа занимается иллюстрированием книг и делает это прекрасно, часто выходя за рамки принятого. Так, великолепные рисунки к поэме А.С. Пушкина “Медный всадник” увидели свет лишь благодаря Сергею Дягилеву, давнему другу художника. Дягилев выкупил эскизы, объявленные “декадентскими”, и напечатал их вместе с произведением в журнале “Мир искусства”. Эффект был подобен разорвавшейся бомбе, так восторженно они были приняты критиками и читателями.

Достойна пристального внимания и работа художника над пушкинской повестью “Пиковая дама”. Детали старинного интерьера, костюмы главных героев – всё пропитано духом времени. Бенуа удивительным образом сумел передать в рисунке трагическую атмосферу событий, описанных в произведении.

Годы существования общества – это время, когда многогранный талант Александра Бенуа раскрылся в полной мере. К сожалению, после революционных волнений 17-го года многие соратники художника вынуждены были эмигрировать, и к 1927 году “Мир искусства” прекратил свою деятельность.

Любовь к театру

Через всю жизнь Бенуа проходит красной нитью любовь к театру. Вспоминая детские годы, художник отмечает, что уже тогда его влекла и завораживала магия лицедейства.

Александр был убежден, что только искусство театральных подмостков способно органично соединить слово, танец, музыку и живопись.

В разные годы художнику довелось работать над декорациями и костюмами в постановках :

  • опера “Месть Амура”;
  • балет “Сильвия”;
  • опера “Гибель богов”;
  • балет “Павильон Армиды”;
  • в рамках “Русских сезонов”: “Сильфиды”, “Жизель”, “Соловей”;
  • балет “Петрушка”;
  • пьесы “Мнимый больной”, “Брак поневоле”, “Тартюф”, “Хозяйка гостиницы”;
  • “Маленькие трагедии”.

Это лишь малая часть того, что было сделано Бенуа как театральным художником. Эскизы к постановкам “Спящая красавица”, “Кармен”, “Свадьба Психеи”, “Пиковая дама”, “Дама с камелиями”, “Императрица скал” – настоящие шедевры театрального искусства.

Отъезд из России

После событий 1917 года Бенуа как художник-акварелист почти не работал. Критики сходятся во мнении, что в эти и последующие годы мастер не создал чего-либо заслуживающего внимания. Он принимал активное участие в работе различных организаций, занимающихся охраной памятников Петрограда, реорганизацией Русского музея. Заведуя картинной галереей Эрмитажа, Александр составил прекрасный каталог и издал его под названием “Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа”.

В 1926 году Бенуа уезжает во Францию. Поводом послужило предложение работы в постановках Гранд-опера. В Россию художник уже не вернулся. За границей он востребован как сценограф. Но тоска по родине не отпускает, и Бенуа пишет мемуары, рисует по памяти улицы старого Петербурга, его окрестностей. Последние его картины вошли в серию “Воспоминания”.

9 февраля 1960 – день смерти Александра Николаевича Бенуа. Художник ушёл из жизни в год своего девяностолетия. Похоронен талантливый акварелист на парижском кладбище Батиньоль.

Произведения художника

Александр Бенуа создал неподражаемые картинки к произведениям:

  • «Пиковая дама»;
  • «Медный всадник».
Пиковая дама
Пиковая дама
Медный всадник
Медный всадник

В начале XIX века Александр Бенуа стал пробовать писать людей и портреты.

  • “Прогулка короля”;
  • «Парад при Павле I»;
  • “Выход Екатерины II в Царскосельском дворце”;
  • «Петр I на прогулке в Летнем саду» и др.
Прогулка короля
Парад при Павле I
Выход Екатерины II в Царскосельском дворце
Выход Екатерины II в Царскосельском дворце

Работы декоратора А. Бенуа по оформлению постановок в спектаклях считаются тоже предметами искусства:

  • Декорации «Петрушка»;
  • Оформление оперы «Гибель Богов»;
  • Эскизы к балету «Павильон Армиды» и др.
Петрушка
Петрушка
Павильон Армиды
Павильон Армиды
Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий