Жорж Сера — Биография французского постимпрессиониста

Художники разных стран

О творчестве французского художника Жоржа Серы знают все, кто интересуется постимпрессионизмом. Однако биография этого творца для многих неизвестна. Тем не менее почти все ее нюансы открыты для историков искусства. Все из-за того, что Жорж Сера скрупулезно вел дневники и писал много писем своим близким, друзьям и коллегам.

Биография художника

Цирк 1891 г.
Цирк 1891 г.

Творческая деятельность Жоржа Серы началась с ранних его лет. Все из-за того, что французскому постимпрессионисту повезло родиться в благополучной семье, которая много времени уделяла его образованию, всестороннему развитию. Но, разумеется, без собственных уникальных способностей живописец вряд ли бы добился возможности выставлять свои работы в лучших салонах страны, быть настолько узнаваемым в творческой среде.

Детство и родители

Будущий художник Жорж-Пьер Сера появился на свет 2 декабря 1859 во французской столице. Сын обеспеченного выходца из Шампани, юриста и министерского чиновника Антуана Кристоза Сера, он рос в просторном частном доме в Ренси. Именно туда отец перевез ребенка.

Воспитанием ребенка занималась его мать, парижанка по имени Эрнестин Февр. С отцом у него не было близости — он предпочитал находиться вдали от семьи и приезжал в имение только по вторникам. Однако отдаленность не помешала мальчику перенять основные черты характера родителя. Он был таким же замкнутым, флегматичным и независимым.

Юность и образование

Начальное образование мальчик получал благодаря частным учителям. Но, немного повзрослев и заинтересовавшись к искусству, он стал учиться в местной школе живописи под руководством Жюстена Лекьена. Благодаря ему мальчик освоил классические скульптурные техники; в основном он копировал работы мастеров античности. Тогда же Жорж-Пьер Сера начал рисовать, перенося на свои холсты репродукции картин признанных художников.

Там же мальчик нашел себе первых друзей. Ими стали Эдмон Аман-Жан и Эрнест Лоран. В будущем и они посвятили себя живописи; они известны как символисты. После школы он решил продолжить учиться живописи, поэтому отправился в Школу изящных искусств. Его мастером был Анри Леман. Линейная традиция, которой старался следовать этот художник, заметна почти во всех ранних работах Жоржа Серы.

Взрослая жизнь

Купальщики в Аньере
Купальщики в Аньере

Незадолго после выпуска из академии, художника призвали на военную службу. Из-за этого год жизни он провел 119-м пехотном полку, который квартировался в портовом Бресте. Дел во время службы было немного, поэтому Сера продолжал писать картины и делать наброски мира, который он видел вокруг себя.

Осенью 1880 года он вернулся со службы и начал арендовать студию вместе со своим коллегой и другом со школьной скамьи — Эдмоном Аманом-Жаном. Еще три года художник нигде не выставлялся, но, тем не менее, продолжал постоянно рисовать, совершенствуя свою технику.

Также художник много читал об оптике. Он считал, что научное знание поможет ему лучше отображать реальность. В тот период он нигде не работал и пользовался средствами, которые ему предоставляли родственники. Однако пример друзей подстегивал молодого человека развиваться в творчестве дальше. Это и заставило его создавать необычные полотна, за счет которых он прославился на парижских салонах. А вскоре и за их пределами.

При этом часть его творчества все еще оставалась в андерграунде — замкнутость и неуверенность в себе заставляли художника сомневаться в том, что от него не отвернутся. К тому же, за несколько лет до первой широкой славы, из-за первоначальных неудач художник организовал свое творческое объединение — «Общество независимых художников». К нему в свое время примыкали Синьяк, Матисс, Ван Гог, Дерен, Гоген и иные известные творцы.

Поздние годы и личная жизнь

О личной жизни художника известно мало, он долго скрывал ее детали. Но на завершающих этапах своей творческой деятельности Жорж сошелся с моделью Маделин Ноблох. Она часто появлялась на его работах и служила ему источником вдохновения. Кстати, именно она стала матерью его единственного признанного ребенка — Пьера-Жоржа. Его крестили зимой 1890 года.

Уже через год молодой отец скончался. Точные причины смерти Жоржа Сера не установлены, среди предполагаемых — менингит, пневмония, инфекционный эндокардит. Некоторые биографы полагают, что он также страдал от запущенной дифтерии. Именно от этой болезни буквально через две недели скончался и маленький сын Сера. Оба похоронены в восточной части Парижа, на кладбище под названием Пер-Лашез, в семейном склепе.

Творческая индивидуальность

Воскресный день на острове Гранд-Жатт
Воскресный день на острове Гранд-Жатт

Оптика, изучаемая Жоржем-Пьером Серой, оказала значительное влияние на цветовые эффекты, которые он использовал в своем творчестве. Это делает его картины достаточно узнаваемыми. Также в их уникальность вносит вклад стиль, который постепенно выработал автор. Именно этот стиль заложил базовые нормы декоративной стилизации постимпрессионизма и неоимпрессионизма.

Вообще неоимпрессионизм оказал влияние на многих художников, которые получили славу уже после смерти французского творца, то есть в XX столетии. Именно поэтому творчество Жоржа Сера высоко ценится среди современных живописцев, продается на аукционах за большие деньги и часто отправляется не в государственные музеи, а в частные коллекции.

Список картин

Большую часть зрелых работ Серы классифицируют как неоимпрессионизм. Все из-за того, что в них нет непосредственности импрессионизма, но присутствует большая теоретическая основа. Она появлялась за счет активного изучения трудов Гете и Ньютона.

Также среди них есть работы, выполненные в стиле пуантилизм. Уникальность этого стиля обусловлена нанесением точек красок без смешения. Это создает странный зрительный эффект, напоминающий помехи. В список наиболее узнаваемых картин Жоржа-Пьера Серы, созданных в обоих направлениях художественного творчества, входят:

  • «Воскресная день на острове Гранд-Жатт», 1886 год. Эту картину, написанную на маленьком острове рядом с Аньером, называют манифестом новой школы;
  • «Белая собака», 1884-1885 годы. Полотно выглядит немного нереально из-за того, что оно написано мазками разных оттенков, которые никак не смешаны друг с другом;
  • «Пудрящаяся женщина», 1889-1890 годы. Написанная с гражданской жены художника картина произвела фурор на одной из французских авангардных выставок;
  • «Поле люцерны в Сен-Дени», 1885-1886 годы. Еще одна картина, относящаяся к течению пуантилизма, стала источником вдохновения для многих французских художников конца XIX века.
Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector