Жорж Брак – личность и создатель, биография мастера

Брак ЖоржЖорж Брак – французский художник, творивший в первой половине ХХ века как живописец, декоратор, график, скульптор и сценограф. Основатель кубизма (совместно с Пикассо).

Начало

Родился 13 мая 1882 года в прославленном на весь мир художниками-импрессионистами пригороде Парижа Аржантёй – во второй половине XIX века город и его живописные окрестности не раз были запечатлены Мане, Ренуаром, Моне и другими виртуозами кисти. Дед и отец Жоржа владели мастерской, выполняющей заказы горожан от простого малярного дела до декорирования интерьеров. Так что с красками и кистями мальчик познакомился в раннем детстве. В 8-летнем возрасте семья переехала в портовый Гавр, здесь Жорж продолжил обучение в школе декораторов – предполагалось, что он продолжит семейное дело.

Ближе к искусству

В подростковом возрасте Жорж понял, что его не устраивает будущее маляра и декоратора. С 1897 года по вечерам он стал посещать занятия в Высшей школе искусств, где его первым учителем стал Шарль Луйе (1824-1898), уважаемый в обществе и среди учеников мастер старой школы. По воспоминаниям современников, Луйе с уважением и интересом относился к индивидуальности учеников как будущих творцов.

Звуки скрипок и литавр также волновали впечатлительного юношу, очарованного атмосферой искусства, и он брал уроки музыки.

Париж

В 1900 году Брак переезжает в Париж, здесь продолжает учёбу, подтверждает свои профессиональные умения и получает наконец-то сертификат декоратора. В эти же годы он студент Технической школы – молодому пытливому уму всё интересно. Увлечённое и прогрессивное окружение уже дипломированного декоратора-художника Брака способствует тому, что он всё же утверждается в мысли связать жизнь с живописью. В 1902-1904 годах он учится в частной художественной школе Фернана Умбера на Монмартре, где знакомится с импрессионизмом, сближается с некоторыми коллегами, находит друзей. Особенно Жорж стал близок с художницей Мари Лорансен (1883-1956), с которой были недолгие романтические отношения, и Франсисом Пикабиа (1879-1953), известным художником-эксцентриком.

Ранняя живопись, начало поисков своего стиля

Ранние картины Жоржа Брака, когда он только искал свой стиль, были написаны в стиле импрессионизма и практически не были замечены и отмечены критикой. Попав в 1905 году на выставку фовистов (от фр. «дикий»), нового течения с господством яркого колорита, динамичности мазка и контрастности цветов, Брак перенимает их манеру – Матисс (1869-1954) и Дерен (1880-1954), авторы нового стиля, становятся авторитетами для многих молодых художников того времени. Произведения Брака на выставке 1907 года имеют успех. Ему удаётся выполнить задачу фовизма – передать зрителю ощущение энергии и страсти.

Эволюция стиля, кубизм, творческий союз с Пикассо

Но творчество – процесс живой и гибкий, под влиянием разных факторов, в том числе впечатлений, меняется и эволюционирует. Так, прошедшая в то же время выставка Поля Сезанна (1839-1906), яркого постимпрессиониста, внесла некоторые коррективы в стиль Брака – в натюрмортах и пейзажах появилась явная геометрия, оттенки ванили и охры стали доминировать.

Выставка Пабло Пикассо (1881-1973) в том же 1907 году ещё мощнее повлияла на художественную манеру ищущего Брака. Позже, в течение нескольких лет, они вместе, сдержанный француз и энергичный испанец, работали над теорией только зарождающегося кубизма и вошли в историю искусства как его основатели. Этот союз двух личностей сам Брак упоминал как братство «двух альпинистов в одной связке».

Известна история возникновения самого термина «кубизм»: взглянув на работу Брака, Матисс озвучил свою ассоциацию словом «кубики», а художественный критик Воксель закончил мысль, произнеся слово «кубизм».

Теперь к прежним наработкам и пристрастиям Брака присоединились световые эффекты и магия перспективы. Особый интерес у живописца вызывает сущность зрительных иллюзий и механизм их возникновения.

Картина теперь не изображение предмета как его отражение, а новая, фантазийная реальность. На чистом холсте в виде коллажа свободно размещаются яркие цветные плоскости, прорисовываются реалистичные контуры предметов, музыкальных инструментов и одушевлённой натуры. Это было для 1910-х эффектно, свежо и современно.

Первая мировая и творчество после войны

С началом войны стало не до творчества, Брак был призван в армию. Тяжёлое ранение в голову надолго вывело его из строя – возобновить свои занятия живописью художник смог лишь в 1917 году, окончательно оправившись от сложной операции.

Послевоенное время выявило, что лишение живописи изобразительного начала губительно для неё – кубизм изживает себя. С 20-х годов Брак постепенно отходит от рубленой геометрии, используя лишь частично. Его искусство теперь баланс между природой, видимой и осязаемой, и внутренним миром живописца – проникновение в сущность явлений с точки зрения художника. Натюрморты – основной жанр Брака в эти годы, наряду с ними он пишет портреты, обнажённых женщин и образы античной тематики.

После 1920-х Брак уже состоявшийся художник, картины которого успешно продаются, он авторитет в культурных кругах Парижа и, по воспоминаниям современников, «пример умения, равновесия и вдумчивости».

Внешность, частная жизнь и личностные качества

Жорж Брак был высоким, атлетически сложенным (когда-то занимался боксом), при этом утончённым рафинированным французом. В 1912 году женился на любимой и единственной на всю жизнь женщине. Марсель была религиозной, интеллигентной и образованной, она стала верной спутницей художника «в горе и радости». Проводив мужа в 1914 году на войну, через год заняла место сиделки у его постели, когда он долгие месяцы восстанавливался после ранения (перенёс временную слепоту и трепанацию черепа).

Уравновешенность, добросердечие и рассудительность крайне редко покидали Брака, когда умалчивать своё отношение было невозможно: он порвал связь с художниками, сотрудничавшими с немецкими оккупантами во Вторую мировую войну, да однажды ударил своего бывшего финансиста-дилера за подлость. Был скромен, избегал публичности: отправив супругу в музей, сидел в стороне и ждал сообщения от неё, есть ли там стоящие работы. По приезду в Лондон мистер Джордж Брак шёл не в Национальную галерею, а по магазинам: он любил качественную обувь, красивую одежду и комфортные автомобили.

Вторая мировая и позднее творчество

Произведения Жоржа Брака 40-х годов впечатляют: мрачные тона, зловещие черные рыбы, страшный оскаленный череп, изломанные линии. В этот период художник много болел.

В 1949-1956 годах написал восемь больших полотен, объединённых в цикл «Мастерские», ставший впоследствии вершиной творчества Брака. В 1950-х принимал участие в создании витражей в Парижской церкви, оформлении потолочного плафона в одном из залов Лувра, писал картины. Затем появляется доминанта и лейтмотив всего позднего творчества – летящая птица как символ свободы, творчества и духовного полёта.

Рисунки, скульптуры, гравюры, театральные декорации, витражи, резьба, лепнина… Жорж Брак творил талантливо, но в его творчестве живопись была на первом месте. Умер художник 31 августа 1963 года в Париже.

Известные картины

Законченные картины Жоржа Брака (исследователи его творчества говорят о 243 полотнах) находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Для того, чтобы охватить и понять ход развития таланта художника, можно выделить следующий показательный ряд работ:

  • «Гавань в Ла-Сьота» (1906);
  • «Серая погода в бухте» (1907);
  • «Дома в Эстаке» (1908);
  • «Гитара и блюдо с фруктами» (1909);
  • «Мужчина с гитарой» (1911);
  • «Стеклянный графин и газета» (1914);
  • «Камин» (1925);
  • «Розовая салфетка» (1932);
  • «Двойная фигура» (1937);
  • «Натюрморт с черепом» (1943);
  • «Натюрморт с цветами» (1945);
  • «Птицы» (с 1953 года);
  • «Велосипед» (1961).

В каждой картине, лаконичной или наполненной, яркой или мрачной, мысль и эмоция человека и художника Жоржа Брака, его любовь к свободе и искусству.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector