«Неравный брак» – история картины Пукирева

Картины Русских Художников

 

«Неравный брак» – картина русского художника XIX века Василия Пукирева, самая известная из его работ, ставшая своеобразной высокой планкой, преодолеть которую никаким другим произведением живописцу не удалось. Написана маслом на холсте размером 173 х 136,5 см в 1862 году. Экспонат Государственной Третьяковской галереи (Москва).

Автор

Удел живописца Пукирева (1832-1890) – яркий пример удивительной судьбы русского человека, жизненного пути крепостного крестьянина из глубинки, сумевшего достичь известности, почёта и высших званий в профессиональной деятельности, а затем так же стремительно всё потерявшего. Вознесённый «Неравным браком» Василий Владимирович Пукирев не смог удержаться на гребне славы – общество оставалось прохладным к его следующим произведениям, хотя среди них есть прекрасные картины, по которым вполне можно изучать историю России, её нравы и обычаи. Самым узнаваемым произведением художника остаётся «Неравный брак».

Тема картины

Василий Пукирев к неравному браку, распространённому в те времена в России явлению, относился, как и многие в обществе, негативно: не одобрял женихов-стариков и сочувствовал невестам, совсем молодым красавицам-бесприданницам. Несмотря на недавнее церковное осуждение подобных браков (за год до превращения замысла в картину), количество мезальянсов не уменьшалось. По-прежнему, чтобы исправить материальное положение семьи и поправить дела, устроить других детей, родители заставляли своих девочек выходить замуж за богатых и знатных стариков. Дочки шли, как на заклание, принося в жертву обрюзгшим, дряблым, ворчливым богачам юные тела с фарфоровой кожей и свои жизни.

Но не было ли у художника особой причины ненавидеть ситуацию, сам факт существования неравных браков?

Секрет главной героини раскрыт

Пукирев был весьма загадочной личностью. Общество, увидев картину в 1863 году, было заинтриговано, оно гадало и мучилось, пытаясь определить потаённую сущность полотна. Кроме того, высший свет оказался сражен наповал – видимо, проблема была наболевшей, а мастерство художника позволило искусно передать тончайшие нюансы образов и характеров.

Долгое время точных сведений о моделях и прототипах героев картины не было. Существовало две версии:

  1. «Неравный брак» – картина, в основе сюжета которой конкретная драма друга Василия Пукирева, молодого купца Сергея Варенцова. В его жизни была история, когда ему предпочли более богатого жениха. Но тот был всего на 13 лет старше невесты. Да и Сергей скоро утешился, женившись на другой;
  2. Картина стала отображением личных переживаний автора.

Только в 2002 году окончательно победила вторая версия, и стало понятно, кто написал картину «Неравный брак» – сочувствующий свидетель личной драмы друга или отвергнутый влюблённый, с болью в сердце прощающийся со своим идеалом.

Ситуацию разъяснило приобретение Третьяковской галереей карандашного рисунка с изображением пожилой женщины с гладко причёсанными седыми волосами под траурной накидкой. На портрете поясняющая надпись, пролившая свет на личность женщины и характер её связи с Пукиревым: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В.В. Пукирев написал свою известную картину «Неравный брак». Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».

Нетрудно догадаться, что счастливой и богатой Прасковья Матвеевна, однофамилица друга художника, не стала. Известно, что она рано овдовела, жила скромно и замкнуто, настолько, что закончила свои дни в приюте. В конце жизни она поведала свою сокровенную тайну художнику Владимиру Сухову, автору того самого портрета с текстом, написанного в 1907 году. Да, в неё был влюблён крестьянский сын, ставший академиком и профессором живописи, красивый, талантливый, но, к сожалению, бедный Василий Пукирев. Именно с неё он писал невесту.

Описание картины

Сюжет прост и понятен – в православной церкви проходит обряд венчания. Но здесь нет и следа счастья. Солнечный свет в полумраке церкви ярче всего освещает невесту, нежное создание в белом пышном платье со свадебным венком и фатой на голове. Тёмно-русые волосы надо лбом гладко причёсаны (также, как на рисунке Сухова, спустя 44 года) и завитыми локонами из-под фаты падают на обнажённые плечи. Лицо девушки безучастно, она бледна, как неживая. Застыла, опустив глаза в пол – совсем не о том она мечтала в своих девичьих грёзах. Левая рука с зажжённой свечой, которая кажется страшным грузом, так и стремится вниз, правую она с усилием заставила себя поднять – священник уже приготовил колечко. Как жирную точку безвозвратности.

Жених, сухой высокий старик во фраке, держит свечу прямо, как и подобает – уж он-то доволен, что заполучил в жёны такую прелестницу, пусть и не очень дёшево она ему обошлась. Под тугим воротником и галстуком виден крест Святого Владимира II степени, на левой стороне груди красуется звезда к нему – государственный муж. Стоит ровно, лишь глаза скосил в сторону невесты – не упала бы в обморок.

Священник облачён в ризу, читает молитву, поглядывая в церковную книгу, и вот-вот наденет на палец девушки кольцо. Пусть церковь и осудила неравные браки с большой разницей в возрасте, но богатый жених платит немало (семье невесты и церкви), потому и не становится меньше таких фактов, а значит, и грустных, убитых горем невест.

Среди гостей обращает на себя внимание фигура молодого человека, стоящего прямо за спиной невесты. На его пиджаке роза, руки скрещены на груди, голова немного опущена, но пристальный недобрый взгляд устремлён в пространство между венчающимися. В позе, глазах, положении головы читается негодование, которое усмиряется только благодаря выдержке. Считается, что прототипом этого молодого человека послужил сам художник. Вся его фигура выражает авторскую позицию в теме власти денег. И эта позиция так откровенна, что картина воспринимается автобиографической, а образ молодого человека за спиной невесты – автопортретом. Рядом с ним сочувствующий друг, Пётр Шмельков, которому, скорей всего, принадлежит идея картины. Он один на полотне смотрит прямо на зрителя, открыто и вопрошающе, как бы вовлекая его в противоестественное действо и требуя прервать порочный путь.

Остальные герои картины – второстепенные. Это гости с двух сторон – жениха и невесты. Они с любопытством разглядывают венчающихся, равнодушно озираются по сторонам и в общем-то ожидают банкета.

Судьба картины

После ошеломительного успеха на академической выставке 1863 года картина сразу пополнила собрание друга художника коллекционера Борисовского – он купил ставшее сенсацией произведение живописи, картину «Неравный брак» русского художника Пукирева, ещё до того, как она была представлена публике.

В Третьяковскую галерею шедевр попал после 1871 года, когда его за полторы тысячи рублей выкупил у Борисовского Павел Третьяков.

Сегодня у шедевра собираются тысячи людей и замирают, вглядываясь в мельчайшие многозначные детали. История создания картины «Неравный брак» делает её особо притягательной, ведь она написана не только кистью, но и горячим, полным страсти и отчаяния, сердцем отвергнутого художника.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий