Павел Кузнецов: биография мастера пейзажа

Автопортрет 1906 г.Имя Павла Кузнецова сегодня почти не помнят, а зря. Этот художник прошел интересный путь от символиста до мастера пейзажа и оказал серьезное влияние на театр начала 20 века.

Краткая биография

Начал обучение в Саратовском Обществе Изящных искусств в 1891 году. В 1896 покинул студию и поступил в Боголюбовское рисовальное училище, после поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Участвовал в выставках, которые организовывало Московское общество любителей художеств и Московское товарищество любителей художеств, а также организованных Ассоциацией художников революционной России, Союзом русских художников и такими организациями, как «Голубая Роза», «Венок», «Золотое руно». Был преподавателем Московского института изобразительных искусств, Вхутемаса и Вхутеина. В 1928 году стал заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Самые известные работы:

  • «Утро» и «Голубой фонтан» -1905;
  • «Рождение» – 1906;
  • «Дождь в степи», «Вечер в степи», «Мираж в степи», «Чайхана», «Гадание», «Натюрморт с японской гравюрой», «Стрижка овец» -1912;
  • Роспись Казанского вокзала (Эскизы), «В храме буддистов», «Птичий базар» – 1913;
  • «Узбечка», «У источника» — 1920;
  • «Птичница»;
  • «Туркестан», «Горная Бухара» (автолитографии) – 1923;
  • «Парижские комедианты» — 1925;
  • «Отдых пастухов» -1927;
  • «Крымский колхоз», «Сбор винограда», «Обработка артикского туфа» — 1929;
  • Стрижка баранов;
  • 1930 – «Мать», «Мост через реку Зангу»;
  • «Пушбол», «Сортировка хлопка» — 1931.

Голубой фонтан 1905 г.Юность: эпоха экспериментов

Павел родился в Саратове 17 ноября 1878 года, его отец был иконописцем. Талант художника у Павла обнаружен был в детстве. В 1891 Павел поступил в местную студию рисования и живописи, где его учителями были В.В. Коновалов и Г.П.Баракка. С 1897 по 1904 был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями был А.Е.Архипов, Л.О.Пастернак, В.А.Серов. Самым большим впечатлением юности для художника было знакомство с В. Э. Борисовым-Мусатовым, под влиянием которого находилась вся творческая молодежь Саратова.

Уже в те годы учителя и товарищи по учебе оценивали чувство восторга художника перед жизнью и то, что искусство для Кузнецова было формой его существования.

Поступив в Московское училище ваяния и зодчества, Кузнецов попал под влияние Константина Коровина и чуть позже – Валентина Серова.

Тогда же Кузнецов стал одним из лидеров творческого объединения студентов, которое позже получило название «Голубая роза». Его соратниками стали земляки – скульптор Александр Матвеев и художник П.Уткин.

В те годы автор двигался от импрессионизма и к символизму. Начав с живописи пленэрной, Кузнецов позже старался освоить язык, который отображал бы не только впечатления от мира, но и состояние души, так, чтобы изобразительное искусство сближалось с музыкой и поэзией. В те годы кузнецов участвовал с художественном оформлении символистских театральных постановок и сотрудничал с символистскими журналами.

Первую известность Павел Кузнецов приобрел после того, как разрисовал Саратовский храм Казанской Божьей Матери. Его напарниками стал такой же молодой Петров-Водкин и П. Уткин.

Молодые авторы отказались от любых канонов и провели большой эксперимент. Общество не очень приняло эту работу, роспись была уничтожена, но сами художники считали эту работу важной вехой в своем творчестве.

В 1904 году Кузнецов закончил МУЖВЗ. Тогда он определился со своей тягой к символизму. Больше всего он по-прежнему находится под влиянием Борисова-Мусатова. Тогда излюбленным мотивом автора был фонтан. Его привлекал круговорот воды, как символ вечного круговорота жизни. Его образы на картинах тех времен похожи на тени, их пластика перекликается с движениями души. В те времена его излюбленной техникой и материалом была темпера. Возможности этой краски Кузнецов использовал, оглядываясь на приемы импрессионистов. Он разбеливает оттенки цвета и стремится к тому, чтобы слить их в единое целое. Вся реальность картин того времени («Рождение», «Голубой фонтан») окутана цветным туманом.

Популярность пришла к Кузнецову пришла довольно рано. Так, уже в 1906 году, когда ему еще не исполнилось тридцати лет, С.П.Дягилев включил его произведения в легендарную выставку русского искусства, которая происходила в Париже.

Позже его выбрали в члены Осеннего Салона в Париже, а этой чести русские художники удостаивались не очень часто.

Ключевой для того периода стала «Голубая роза»: выставка, которая происходила в 1907 году в Москве. Кузнецов был ее инициатором и одним из лидеров этой организации.

А потом молодого художника настиг творческий кризис. В конце 1900 казалось, что Кузнецов исписался, работы стали странными и порой болезненными. Казалось, что автор не оправдает всех надежд, которые на него возлагались. Но в начале 1910-х Кузнецов сумел возродиться: он обратился к Среднему Востоку.

В Степи. Мираж 1911 г.Восточный акцент

Все началось с путешествий Кузнецова по Бухаре, Ташкенту, Самарканду и заволжским степям. Восточные города и их реальность вдохновили художника надолго и всерьез.

Так появилась легендарная «Киргизская сюита»: «Стрижка овец», «Мираж», «Спящая в кошаре» и прочие, созданы были в 1911-12 году. Этот цикл стал расцветом таланта художника.

Тогда колорит его картин сильно изменился, но изысканная нюансировка никуда не пропала. Зато появился выразительный ритмический узор и контрасты.

Чуть позже появилась «Бухарская серия», которая также отличается восточной созерцательностью. Картины «Птичий базар» и «Чайхана» поэтичны, проникновенны и при этом выглядят торжественно и эпично. Здесь усилились декоративные качества, которые сделали полотна похожими на театр и театральные декорации. Тогда же Кузнецов пишет несколько натюрмортов.

Чем популярнее становится художник, тем шире становится творческая его деятельность. Так, ему предлагали расписывать Казанский вокзал в столице, но два эскиза так и остались эскизами. Тематика их тоже была восточной.

Восточная тема не оставлял его и во время сотрудничества с Камерным театром под руководством Таирова. Так, кузнецов создал декорации к первому спектаклю театра. «Сакунтала» индийского поэта Калидасы прошла с аншлагами.

В тоже время Кузнецов переключился на станковую живопись. Тогда его творчество стало похоже на монументальное искусство. Самые знаменитые картины того времени – «Гадание», «Птичница», «Узбечка», «Вечер в степи».

Восточные мотивы живут в его творчестве и в 1920-е годы, но в то время они смешиваются с эстетикой живописи Древней Руси.

Наиболее известны портреты, для которых стала моделью жена художника Елена Бебутова и две литографские серии, посвященные Бухаре и Туркестану.

Зрелость

Вся эта восточная сказка не исключала активной деятельности художника в период революции. Кузнецов живо реагировал на действительность и все перемены в окружающем мире. Он принял революцию и трудился в те годы энтузиазмом. Так, художник оформлял революционные праздники, работал педагогом, издавал журнал «Путь освобождения».

В 1923 году Кузнецов с женой съездили в Париж. Тогда была создана картина «Парижские комедианты», которая была непривычно экспрессивной для художника. Там же состоялась их совместная выставка.

В середине 1920-х годов Кузнецов путешествовал по Кавказу и по Крыму. Картины конца 1920-х и начала 1930-х динамичны, насыщены светом и движением. Кузнецов обращается к непривычным для себя темам спорта и труда. Творчество напоминает зарождающийся в те времена соцреализм.

Впрочем, власть и молодые художники уже не воспринимали Кузнецова, критикуя за формализм и эстетизм, а также за устаревшую стилистику. Тем не менее, Кузнецов был очень уважаемым автором и преподавателем. В начале 1930-х годов случился последний взлет мастера: картины «Пушбол», «Мать», «Сортировка хлопка».

Художник пережил и Великую Отечественную Войну, и всех сверстников. Кузнецов дожил до 1968 года, а секретом своего долголетия считал постоянное желание творить. Последние его работы были не столь хороши, но это не мешает назвать автора исключительным и уникальным.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector