«Маха обнажённая» – революционное полотно западного искусства для конца XVIII – начала XIX веков, главная героиня которого, не имеющая отношения к мифологии, изображена совершенно нагой и ничем не прикрытой. Автор испанский художник Франсиско Гойя, новатор эпохи романтизма, написал картину в 1797-1800 годах. «Маха обнажённая» имеет своё повторение, но с существенной разницей: героиня на нём изображена в платье («Маха одетая»).
Кто такие махи
Маха – женщина в испанском обществе из небогатых кварталов Мадрида, во многом ставшая символом и олицетворением темпераментной женщины, воплощением истинной дочери Испании. Махи общались на кастильском языке и носили национальные наряды в отличие от знати, предпочитавшей моду Франции. Обольстительность, гордость, насмешливость, независимость – свойственные им качества. Род занятий мог быть разным: цыганка, танцовщица, куртизанка и прочее – мало ли чем могла промышлять молодая, уверенная в себе горожанка или девушка, приехавшая в столицу из провинции. Главной её целью была чувственная, плотская любовь. Красота, молодость и темперамент всегда привлекают – маха была излюбленным образом испанских художников и музыкантов.
Автор
Франсиско Гойя (1746-1828), написавший обеих мах, был ярким воплощением всего испанского: страстного темперамента, взрывного нрава, необузданной натуры, недюжинной силы и ловкости. Благодаря энергии, таланту и содействию мужа сестры пробившись из забытой богом деревушки сначала на работу художника на королевской фабрике гобеленов, а затем и непосредственно ко двору, подтверждал своё незаурядное дарование, создавая портреты царственных особ. Брачные узы никак не меняли «бешеного Гойю», в том числе касаемо его страсти к женщинам и любовным похождениям, сохранившейся в художнике до его смерти.
Преступный заказ
Изображение обнажённого женского тела в годы, когда ещё была сильна испанская инквизиция, страшное преступление. Послабление допускалось лишь для картин мифологического содержания, к тому же их героини, как правило, прикрывали пикантные части тела и отводили от зрителя взгляд.
Картину с изображением обнажённой простолюдинки, реальной женщины, лично для себя и своей коллекции заказал Гойе всесильный Мануэль Годой, первый министр с множеством титулов, фактически «серый кардинал» Испании на тот период. Причём он вскоре заказал и вторую маху, одетую, и поручил своим умельцам оборудовать эту пару особым шарнирным механизмом, позволяющим легко менять картины местами. Такая проделка его очень веселила: позволяла свободно любоваться картинами самому и удивлять своих, надёжных людей. В 1800 году махи висели уже в палаццо Годоя.
Секрет раскрыт инквизицией
«Маха обнажённая» в 1808 году всё-таки была разоблачена испанской инквизицией, как и некоторые другие подобные картины разных художников из коллекции Годоя. Он тогда уже почти потерял власть и ему пришлось предстать перед судом. Годой назвал все имена причастных к «неприличным» картинам. К счастью для Гойи, инквизиция была уже слаба, доживала последние годы, запретить ничего не могла, тем более покарать, лишь осудила устно.
Взгляд на картину
Картина Гойи «Обнажённая маха» – очередное доказательство гениальности художника: кому-то покажется пикантной, другому очаровательной, но, однозначно, для всех притягательной.
На тёмном нейтральном фоне широкая мягкая кушетка, обитая изумрудным бархатом. На ней на подушках и смятых простынях, отороченных кружевами, лежит, повернувшись в пол оборота к зрителям, обнажённая молодая женщина. Ни тени смущения, спокойна и уверенна в себе: обе руки закинуты за голову, прямой и чуть лукавый взгляд чёрных глаз, ни единой попытки прикрыться. Раскрасневшееся лицо обрамлено тёмными кудрями, свободно рассыпавшимися по плечам. На губах застыла полуулыбка с хитринкой – нет сомнения, эта раскрепощённая красотка уверена в своей женской притягательности и точно знает, как обращаться с мужчинами, вить из них верёвки и делать их своими рабами. У неё для этого есть великолепное средство – её соблазнительное, белоснежное, призывное тело (надо, кстати, поберечь нежную белизну от солнца).
И никакого притворства, отвлекающих деталей, хитроумных драпировок – всё максимально реально, естественно и понятно. Что и удерживает зрителя у картины.
Так кто же натурщица?
Франсиско Гойя и его «Маха обнажённая» связаны тайной – кто позировал художнику, чьё молодое грациозное тело он созерцал, изучал, писал? Точный ответ уже навряд ли будет известен. На сегодня есть три предположения:
- Мария Каэтана де Сильва (13-ая герцогиня Альба) – исследователи предполагают любовную связь между ею и живописцем, в галерее которого есть также её официальные портреты. Происхождение, красота, непредсказуемость, своенравность – полный набор знаков судьбы и черт характера, позволяющих вести себя как вздумается, что говорит в пользу этой версии. Она могла позволить себе без опаски и оглядки на закон и правила приличия позировать в обнажённом виде художнику, обаятельному и необузданному мужчине, который слыл опытным любовником с множеством связей;
- Хосефа де Тудо (Пепита Тудо) – с 16 лет с матерью и сёстрами жила при дворе (после смерти своего отца Антонио де Тудо, королевского стрелка). Красавица Пепа, по данным исследователей, была возлюбленной как Годоя, так, возможно, и Гойи. Годой был связан с ней многолетними отношениями: Пепита родила ему двух сыновей (в 1805 и 1807 годах), а много позже (около 1825 года) они поженились;
- Собирательный образ без конкретики, вобравший в себя внешние признаки и черты, присущие мадридским махам вообще.
Как бы то ни было, сегодня имя этой женщины вызывает не меньший интерес, чем двести лет назад, когда возможные модели, исполнители и все причастные лица были живы.
Расследование потомков Альба
По мнению Лиона Фейхтвангера, авторитетного писателя ХХ века, исследователя и создателя множества исторических романов, героиня полотна «Маха обнажённая» писалась именно с герцогини Альба. Художник Гойя оставил тому явные свидетельства в виде набросков и рисунков интимного характера, которые были обнаружены в его альбомах.
В 1945 году потомки рода Альба, возмущённые таким выводом историка, эксгумировали останки своей прародительницы. Они надеялись использовать единственную возможность: сопоставить длины конечностей изображённой женщины с размерами костей из захоронения. Потомков Альба ждало разочарование: оказалось, гробница была разорена ещё в XIX веке наполеоновскими солдатами и многие кости поломаны.
Путь от замысла к музею
Проследить путь картины нетрудно:
- Мастерская художника (1797-1800);
- Палаццо Годоя;
- Конфискация инквизицией (1808);
- Собрание Академии Сан-Фернандо;
- Национальный музей Прадо в Мадриде (с 1901 года по нынешнее время).
Картина «Маха обнажённая» написана маслом на холсте размером 97х190 см, что вместе с расположением полотна на уровне глаз весьма помогает восприятию редкостного шедевра и создаёт ощущение реальности. Эмоции и чувства зрителей – самый верный показатель гениальности как автора, так и его произведения.
Смотрите также: