Описание картины Жака-Луи Давида «Клятва Горациев»

Шедевры мирового искусства

«Клятва Горациев» – полотно, заказанное Людовиком XVI и выполненное французским лидером неоклассицизма, Жаком-Луи Давидом, в 1784 году. Представляет собой картину маслом 3 х 4,2 метра, хранится в Лувре.

Неоклассицизм

Неоклассицизм – возрождение классического стиля в искусстве в XVII и XVIII веках. Художники использовали линию и цвет, чтобы подчеркнуть фокус, проиллюстрировать тени, изгибы одежды и тон кожи, тем самым создать впечатление реализма. Художники этого стиля и Жак были против чувственного искусства и считали, что поверхность полотен должна выглядеть идеально гладкой и отличаться отсутствием мазков. В неоклассицизме часто изображали древних греков и римлян, как это представлено на картине Давида “Клятва Горациев”.

Жак-Луи Давид

Живописец родился в 1748 году в Париже. Популярность во Франции Жаку-Луи Давиду принесла картина “Клятва Горациев”, после чего он стал известен как центральная фигура неоклассического стиля. Другими знаменитыми полотнами художника являются:

  • Смерть Марата” (1793);
  • “Бонапарт на перевале Сен-Бернар” (1801);
  • “Велизарий, просящий подаяние” (1781).

Сюжет картины

Жак-Луи изобразил римское предание, рассказанное историком Титом Ливием. Он писал о политическом конфликте между Римом и Альба-Лонгой, который должен был разрешиться поединком между братьями Горациями, представляющими Рим, и братьями Куриациями, представляющими Альба-Лонгу. На картине показаны братья Горации, которые дают отцу клятву победить или умереть, несмотря на то, что Куриации – их друзья детства, с которыми они связаны родственными отношениями. Полотно изображает боль и печаль, но также пропагандирует доблесть, мораль, долг и самоотверженное служение Родине.

Композиция и цветовая гамма картины

Предельно ясная и четкая треугольная композиция делает акцент на символическом числе “три”. Пол создает стабилизирующий эффект и подчеркивает арки, которые образуют здание на заднем плане и условно делят картину на три равные части. Первая арка – это изображение трех братьев, вторая – их отца, третья – скорбящих женщин и детей. Фон картины “Клятва Горациев” оттенен, что позволяет выделить фигуры на переднем плане. Решающее значение имеют тусклые цвета, четкие детали.

Братья

Мужские позы у первой арки означают стабильность и воинственность. Их ноги раздвинуты, руки вытянуты, на лицах отражена преданность и решимость. Так Давид передает состояние рыцарства и товарищества, поскольку они клянутся в верности государству через самопожертвование. Их фигуры изображены с помощью жестких геометрических форм, которые контрастируют с плавными, изогнутыми и мягкими позами женщин. В то же время фигуры братьев кажутся однозначными, т.к. решимость передается не через динамику, а с помощью каменных профилей.

Отец

В центре полотна, у второй арки, стоит отец в красном плаще, держащий мечи перед своими сыновьями. Он благословляет детей на смертельный бой, а они торжественно произносят “Клятву Горациев”. Контрастные светлые цвета на мечах повышают драматизм сцены, помогают создать страстную и хаотическую атмосферу на картине.

Женщины

Справа, у третьей арки, показана группа женщин. На дальнем плане мать Горациев наклонилась над двумя внуками. На ближнем плане изображена Сабина (жена одного из Горациев и сестра Куриациев), склоняющаяся к Камилле (невеста одного из Куриациев). Девушки являются олицетворением горя и трагедии, поскольку обе попадут в плен, а Камилла и вовсе должна быть казнена ее братом.

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 6 оценок, среднее 4.5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий