«Смерть Марата» — Обличие французской революции

Смерть Марата 1793 г.«Смерть Марата» — одна из известнейших картин Жака Луи Давида, представляющих собой отображение кровавых страниц Великой Французской Революции. Написана маслом на холсте размером 165х128 см в 1793 году, принадлежит Королевскому музею изобразительных искусств в Брюсселе.

Автор картины

Жак Луи Давид (1748-1825) – французский художник в жанре исторической живописи, свидетель и активный участник революционных событий во Франции в период 1789-1799 годы. Был сторонником якобинцев в лице их лидеров Жана-Поля Марата и Максимилиана Робеспьера. Как ярый революционер (из-за разногласий в политических взглядах даже разошёлся с женой) стремился увековечить важные и судьбоносные события в годы кровавой политической борьбы: им написано несколько тематических картин.

Герой картины

Главный и единственный персонаж полотна Жан-Поль Марат (1743-1793), врач по профессии, радикальный журналист и издатель собственной газеты «Друг народа» в годы борьбы, один из лидеров Якобинского клуба, влиятельного революционного органа. Его взгляды, убеждения и разработки были чрезвычайно популярны в народе, как, например, проект конституции, согласно которому право на жизнь человека важнее, чем право на собственность другого человека (при недостатке чего-либо у одних они имеют право взять у других излишки, т.е. живущие в роскоши покрывают потребности бедных). Портрет героя дополняет приверженность его и якобинцев вообще политике устрашения и решительному террору всех несогласных. Сильные, дисциплинированные и отлично организованные якобинцы продвигали неограниченные полномочия государственной власти и подавление стремления к личной свободе.

Сюжет картины

В основу сюжета Жаком Луи Давидом положено реальное событие – убийство Марата представительницей противоборствующей партии жирондистов, которые горячо защищали свободу личности и опасались всемогущества государства, но, по сравнению с якобинцами, имели слабую организацию. Место события – ванна, где в последнее время Марат проводил очень много времени по причине тяжёлого кожного заболевания – тёплая вода облегчала страдания больного. Пристроив над ванной подобие стола, он здесь работал, сюда могли прийти и посетители. Одной из них стала преданная жирондистка Шарлотта Корде, имеющая дворянские корни. Она пришла под видом сторонницы, якобы для того, чтобы назвать имена «врагов народа». Марат стал записывать вымышленных заговорщиков, Шарлотта выбрала момент, решилась и, воспользовавшись беспомощностью и уязвимостью больного, находящегося в воде, вонзила ему в грудь кинжал.

Исторические последствия

Смерть Марата 13 июля 1793 года, имеющего главенствующее положение и реальную власть, подтолкнула деспотичных якобинцев к усилению кровавого террора. Революционный трибунал и последующая за ним гильотина ожидали десятки жирондистов – нет более действенного способа сокрушить тех, кто не желает подчиняться. Арестантская мэрии была переполнена. Убийца 50-летнего Марата 24-летняя Шарлотта взошла на эшафот через четыре дня после убийства.

Описание картины

На полотне фрагмент комнаты с тёмными, ощутимо холодными стенами, где в ванной сидит Марат. Перед ним импровизированный стол – широкая доска, опирающаяся на края ванной, покрытая сукном тусклого зелёного цвета, в изголовье свешивается серая старая простынь, рядом обшарпанная деревянная тумба с бумагами и чернильницей – обстановка по-спартански аскетичная. Герой на картине уже мёртв: на его груди кровоточащая рана, на полу окровавленный кинжал. Перед смертью лидер якобинцев писал, о чём по задумке художника свидетельствуют перо в правой руке и исписанный листок бумаги в левой. Худощавое жилистое тело склонилось, обратив лицо жертвы в сторону зрителей. Убийство, во многом сумбурное и нелепое, Жаку Луи Давиду представляется чуть ли не христианской трагедией, о чём говорят посмертные положения рук и головы жертвы. Живописец подходит к работе именно с этой позиции и демонстрирует своё отношение к преступлению как к мученической смерти главного героя картины. На старой тумбе светлого дерева скорбящий художник Жак Луи Давид, для которого смерть Марата стала личной трагедией, увековечил своё авторское памятное посвящение, выразившееся в двух словах «Марату. Давид».

Популярность картины и образа

В своё время полотно было очень популярно. Жак Луи Давид смерть Марата изображал несколько раз, в разных вариациях. К этой теме обращались и другие художники. В ХХ веке в Советском Союзе образ Марата героизировался, имя популяризировалось: им называли улицы многих городов. Тема Великой Французской Революции, как и образы её участников, в том числе Марата, будоражит умы исследователей, политиков, учёных, кинопроизводителей и по сей день – неисчерпаемая тема для вдумчивого анализа истории.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector