Биография
Станислав появился на свет в мае 1873 в селе под городом Гродно. Отец будущего художника, польский шляхтич, был лишен регалий за поддержку национального бунта против российского гнета. В реальном училище города Белостока мальчик увлекся живописью. Отец был категорически против творческого пути для продолжателя рода, но мама поддержала стремление сына.
Юноша едет в Москву и поступает в художественное училище, где становится учеником и продолжателем творчества Исаака Левитана. Преподавали у юноши мэтры Коровин, Пастернак и Архипов. В 1897 году Станислав женился на сокурснице Александре Игнатьевой.
Творчество
В юношеских работах:
- «Закат. Верховья Волги»;
- «Весенняя вода»;
- «Начало осени»;
- «Ясная осень. Бабье лето»;
- «Восход луны».
прослеживается влияние любимого учителя Левитана. Будучи студентом, Станислав уже выставлял свои творения на продажу.
В 1896 его приняли учредителем в российский Союз художников и удостоили двух малых медалей из серебра. В 1901 наградили большой медалью из серебра за шедевр «Лунная ночь», проданный в Третьяковскую галерею. В начале века Жуковский увлекся интерьерами русских усадеб.
Художник проводил лето на пленэрах в русских деревнях. Стиль постепенно меняется: яркие краски, четкость линий, энергичная манера письма. Это ощущается в картинах: “Осень. Веранда”, “Поэзия старого дворянского гнезда”, “Радостный май”.
Премию Куинджи в 1909 году живописцу принесла картина «Плотина». Международная художественная выставка дважды удостоила творения художника заслуженными наградами в Германии. С наградами пришла слава как пейзажиста — импрессиониста. С 1907 года известный и популярный мэтр живописи открывает в Москве свою школу. Учениками мастера были будущий революционный поэт Владимир Маяковский и декоратор театра Нивинский.
Для полотна “Печальные думы” натурщицей стала первая жена живописца Игнатьева. Перед революцией Жуковский Станислав Юлианович влюбился в ученицу Софью Кваснецкую и вступил в повторный брак. Портрет его второй жены в пастельных тонах купили в частное собрание, а работа “Перед маскарадом” с Софьей висит в Варшавском Национальном музее.
Картины художника приобрели:
- Третьяковская галерея;
- Музей Русского искусства в Киеве;
- Белорусский Национальный художественный музей;
- Польский Национальный музей Варшавы;
- Национальная Краковская галерея;
- Русский Музей.
Революция
В свете событий 1917 года Жуковский вступил в ряды общества «Изограф», сторонников нейтралитета в политике. Новая власть пригласила именитого деятеля искусств в открытую Комиссию по охране художественных ценностей и советскую Коллегию художников.
В 1919 году Станислав с женой из голодной Москвы устроился в театр города Вятки. Через год в провинции провели его первую презентацию полотен, а по возвращению в столицу вторую. В Берлине на русской выставке 1921 года участвовали работы Станислава Юлиановича.
Попытки вписаться в большевистскую реальность тяжело давались творцу. Он занимался разработкой проектов благоустройства Москвы, оценивал дизайн денежных знаков советского казначейства. Но творчество художника советскую власть не интересовало.
Переезд
В 1923 году творец покидает советскую Россию и уезжает на родину предков. Для этого периода характерны пейзажи Полесья, Беловежской пущи, не остаются без внимания и польские интерьеры. Жуковский стал активистом творческой жизни страны, вступает в художественный союз «Захента” и Краковское объединение «Про арте» по изящным наукам. Живописец ежегодно участвовал в выставках Варшавы, получал почетные дипломы, был удостоен золотой медали.
В 1929 году Польшу накрыл затянувшийся кризис экономики. Игнатьева в России продавала его картины через русскую комиссию по закупкам произведений искусства и предложила бывшему мужу вернуться. Уговоры жены, Бродского и друзей эффекта не имели, он выбрал Польшу.
Война
В 1939 году Германия развязала Вторую мировую войну. Польшу оккупировали немецкие войска, Жуковского угнали в концлагерь под Варшавой, где он осенью 1944 скончался. У пейзажиста нет личной могилы, захоронение у жертв фашистских репрессий общее.
“Певец русской усадьбы” оставил потомкам большое художественное наследие. Живые и реалистичные интерьеры русских и польских усадеб могут служить пособием для изучения быта прошлого века.
Смотрите также: