- Автор: Поленов Василий Дмитриевич;
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 80 × 124,7 см. Холст масло;
- Цена: Нескольких десятилетий полотно находилось в частных коллекциях, в 1928 году, оно было приобретено Гос. Третьяковской галереей, цена продажи не известна.
Знаменитая картина русского художника Поленова (1844-1927) датирована 1879 годом. Написана маслом на холсте размером 80 х 124,7 см. Экспонат Государственной Третьяковской галереи.
Автор и природа
Василий Дмитриевич Поленов «Заросший пруд» задумал в 1877 году, когда, будучи у родственников в деревне под Киевом, был совершенно очарован видами старого парка и тихого запущенного пруда. Тогда же появились первые этюды к будущей картине.
Поленов очень любил природу – с ранних лет с братьями и сёстрами он подолгу жил в имениях своих предков в Тамбовской губернии и на Русском Севере. Здесь он научился видеть красоту простых, казалось бы, пейзажей, замечать сотни оттенков зелени, улавливать тонкие переходы света и цвета и любоваться их прелестью. Внимательными родителями было замечено художественное дарование сына, его развитию уделялось много внимания, нанимались лучшие педагоги. Так к таланту со временем прибавились знания и умения – Василий Поленов вырос в большого мастера кисти, тонкого и лиричного, среди произведений которого «Заросший пруд» многие искусствоведы называют наиболее романтичным и реалистичным одновременно.
Описание картины
Поленов «Заросший пруд» изобразил со стороны зелёного бережка на переднем плане, будто сам зритель расположился на густо поросшем травами и мелкими полевыми цветочками пригорке. Затем взгляд притягивает недвижная водная гладь запущенного водоёма, тёмная и таинственная от теней нависающих деревьев и кустарников. Только слева среди кувшинок белеет отражение голубого летнего неба с пышными облаками. Зеркальная поверхность пруда изредка тревожится лишь насекомыми, да и те в зной сонно притихли. Самая яркая деталь картины – освещённые солнцем деревянные мостки с покосившимися перилами и часть песчаной, вытоптанной добела дорожки. Они направляют взгляд зрителя к сидящей в тени девушке в светлом платье – тихий тёплый день привёл её на живописный берег. С книжкой в руках она не сразу заметна и словно слилась с природой. За её спиной чернота старого большого парка, дающего прохладную тень. В просвет дальше огромных прибрежных деревьев слева также виднеются высокие раскидистые кроны – парк впечатляет своей обширностью.
Удивительно тихое умиротворённое зрелище, от которого трудно оторвать взгляд.
Девушка на картине
Василию Поленову позировала сестра Вера, с которой они были не только двойняшками, но и по-настоящему близкими людьми. Для брата она была и моделью, и советчиком, и самым искренним зрителем. В годы написания картины она уже тяжело болела и вскоре, в 1881 году, умерла от неизлечимой лёгочной болезни. Веру Дмитриевну художник писал и в других своих работах, есть в галерее Поленова её портрет крупным планом. Это было действительно милое и нежное, тургеневское создание, примета той эпохи, удивительно соответствующая пейзажу.
Зрительский приём картины
На 7-й передвижной выставке в Москве «Заросший пруд» предстал перед публикой. Пейзаж понравился всем – и консерваторам, и новаторам. Первым понравится академизм композиции с подробностями зелени переднего плана и размытостью заднего, вторые отметят признаки новомодного импрессионизма родом из Франции с его бликами и игрой света. Всё вполне закономерно: в середине 1870-х Василий Поленов как раз был в Париже и прорыв импрессионистов наблюдал непосредственно в самом сердце его зарождения.
Наивысшие похвалы ценителей живописи получил колорит картины. Такого разнообразия тонов давно не видели – кажется, что каждый листик и травинка имеют свой уникальный оттенок.
Критики в прессе восхваляли художника и за необыкновенное настроение, которое овладевает зрителем при созерцании картины, и сравнивали её художественное визуальное воздействие с пробуждением лучших чувств при чтении поэтической элегии или прослушивании красивейшей мелодии.
Вариации «Заросшего пруда»
Известно о нескольких одноимённых картинах кисти Поленова (с некоторыми различиями):
- уменьшенное полотно размером 44 х 64,5 см, написанное в 1880 году, которое в 1946 году из частной коллекции поступило в Государственный Русский музей. На этой картине женщина стоит на тропинке у мостков;
- ещё более уменьшенный вариант (30 х 58 см), экспонат Одесского художественного музея;
- два авторских повторения находятся у коллекционеров.
Кроме того, существуют этюды, в которых художник искал верных решений, подбирал композицию, свет и оттенки.
Судьба картины
«Заросший пруд» путешествовал по выставкам и собирал около себя всё больше поклонников. Владельцами его несколько десятилетий были многие частные коллекционеры, только в 1928 году этот невероятно проникновенный пейзаж Василия Поленова, знаменующий, по оценке искусствоведов, наступление творческой зрелости художника, попал в Третьяковку. Здесь, в Лаврушинском переулке, сегодня можно им полюбоваться, подумать и поностальгировать.