«Московский дворик» Поленова — история шедевра

Московский дворик 1878 г.Московский дворик — известная картина-пейзаж русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Она была написана в 1878 году, а относится полотно к реалистическому направлению. Некоторые критики также отмечают небольшое влияние импрессионистской живописи. В нашей небольшой заметке мы рассмотрим историю и описание картины, а также узнаем мнение искусствоведов об этом полотне.

История и техническое описание

Картина «Московский дворик» была написана Поленовым в 1878 году после возвращения домой из Европы, где Василий Дмитриевич изучал классическую и современную ему живопись. Интересно, что фактически написание картины было случайностью. Изначально Поленов хотел написать картину на исторический сюжет — для этого в 1877 году он переехал в Москву (до этого он проживал в Санкт-Петербурге) и снял квартиру в Дурновском переулке близ церкви Спаса на Песках.

Во время осмотра квартиры он выглянул в окно — и увидел приблизительно то, что мы видим на картине «Московский дворик». Расплатившись с хозяином, Поленов тут же начал писать пейзаж. Первоначально пейзаж был безлюдным, однако в 1878 году художник переписал свою картину, добавив на нее людей. Этот вариант картины и получил название «Московский дворник» (черновой вариант полотна без людей Поленов подарил Ивану Тургеневу, известному русскому писателю).

Широкой публике картина была впервые продемонстрирована на VI выставке художников-передвижников. Интересно, что изначально Поленов скептически относился к своему пейзажу, называя его «картинкой, изображающей дворик в Москве в начале лета». Однако картина пришлась по душе широкой публике, а через некоторое время ее выкупил известный предприниматель и меценат Павел Третьяков для своей коллекции. С этого момента и по сегодняшний день полотно хранится и экспонируется в Третьяковской галерее.

Технические детали:

Полное название Московский дворик
Дата создания 1878 год (первоначальный вариант — 1877 год)
Размеры 64,5 x 80,1 см
Художественное направление Реализм, городской пейзаж
Живописная техника Холст, масло
Где хранится сейчас Третьяковская галерея

Что изображено на картине

На полотне «Московский дворик» Поленова изображен городской пейзаж. Картину можно условно разделить на три плана — передний план, средний план и небо. На переднем плане в центре располагается пустырь, поросший короткой зеленой травой. По пустырю проходят две перекрещивающиеся дороги, которые расположены по диагонали относительно плоскости картины. На пустыре играет несколько детей; один ребенок сидит на траве и громко плачет.

Слева от пустыря в конце одной из дорог изображен деревянный колодец, который сверху накрыт крышкой. Слева от колодца мы можем видеть часть деревянного забора, позади которого располагается множество деревьев (возможно, это заросший садик). Справа от пустыря (уже на среднем плане) в конце одной из дорог мы видим запряженную лошадь, которая ждет своего хозяина. Рядом с лошадью расположен крестьянский дом или техническая пристройка.

На среднем плане слева мы можем видеть двухэтажный белый особнячок с жестяными водосточными трубами. На полотне изображена лишь кусочек особняка — большой часть дома сокрыта деревьями, а часть постройки и вовсе выходит за пределы полотна. Рядом с особняком мы можем видеть женщину, которая, наверное, является матерью играющих детей. В руке мать держит ведро с водой, а ее взгляд, скорее всего, устремлен на плачущего ребенка. Рядом с особняком расположена техническая деревянная пристройка.

На среднем плане также нарисовано несколько крестьянских домов и технических пристроек. Слева мы можем видеть церковные купола и шпиль, которые принадлежат церкви Спаса в Песках близ Арбата (храм существует и поныне). Справа от церкви виден еще один особняк, рядом с которым расположено несколько лиственных деревьев и забор. Над этим всем возвышается голубое пространное небо. На небе есть несколько белых облачков, которые сконцентрированы преимущественно по центру и с правого края полотна.

Мнение критиков и искусствоведов

Искусствоведы практически единодушно считают, что автору удалось мастерски изобразить окраины Москвы конца XIX века. Ветхие, покосившиеся сараи и крестьянские постройки здесь соседствуют с высокими церковными куполами и почтенными дворянскими особняками. Главные действующие персонажи пейзажа — это маленькие дети, которые безмятежно играют на лужайке-пустыре и не ведают бед.

Также мы можем видеть их мать-крестьянку, а также тягловую лошадь, запряженную в телегу. Интересно, что дети, крестьянка и лошадь располагаются в разных углах картины, поэтому из них можно составить условный треугольник, символизирующий патриархальную дореволюционную Россию. Доминирующие цвета пейзажа — зеленый, светло-коричневый, белый, телесный и голубой.

Некоторые другие мнения искусствоведов о картине:

  • Некоторые искусствоведы считают, что на картину повлиял европейский импрессионизм. Следы этого влияния можно заметить в изображении детей и их матери — они нарисованы не слишком четко, даже чуточку небрежно (кроме ребенка на самом ближнем плане — он нарисован достаточно четко). Некоторое влияние импрессионизма можно найти также в выборе цветовой палитры;
  • При этом влияние импрессионизма не стоит переоценивать. Композиционно картина вполне вписывается в канон школы русского реализма — например, диагональное расположение дорог встречается на картине многих русских художников того времени;
  • Дети представляют интерес еще и потому, что они были добавлены на картину гораздо позже. Как уже было сказано ранее, первоначальный вариант пейзажа был безлюдным — и лишь спустя почти год художник перерисовал первоначальную картину, добавив на него людей. Вполне возможно, что идея изображение детей и матери в импрессионистской технике — это более позднее решение, которое художник придумал во время перерисовки полотна.
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector