«Христос и грешница» Поленова, история шедевра

Картины Русских Художников

«Христос и грешница» – под таким названием в начале 1887 года Василием Поленовым (1844-1927) петербургской публике было представлено крупноформатное полотно, размер которого составляет 325 х 611 см. Картина, написанная маслом на холсте, впечатлила самого императора, и Александр III приобрёл её для Зимнего дворца. После смерти царя его преемник Николай II в Михайловском дворце Санкт-Петербурга основал Русский музей, куда и была передана картина. Здесь она экспонируется и сегодня.

Автор

Василий Поленов родился в Санкт-Петербурге в многодетной дворянской семье, известной своими научными и дипломатичными заслугами перед Отечеством. Воспитанию и образованию детей придавалось большое значение, для чего нанимались лучшие педагоги. Природным наклонностям, в частности, художественной одарённости уделялось особое внимание, благодаря чему мир узнал талантливого живописца Василия Поленова, стала настоящей художницей и его младшая сестра Елена.

Авторский замысел

Василий Дмитриевич Поленов «Христоса и грешницу» задумал за два десятилетия до последнего мазка кистью. Кстати, официальной датой создания картины считается 1888 год – художник после первой выставки вносил поправки на полотно, самолично изменил и дату.

Поленова как живописца интересовало создание человечного образа Христа и отображение конкретных его деяний среди людей. Для погружения в материал живописец много читал и изучал известные полотна по сюжетам из Евангелие, первоначально воодушевившись идеей от «Явления Христа народу» Иванова. В начале 1870-х, во время выпускной поездки художника по Европе, появились первые эскизы, которых с каждым годом становилось всё больше. Но прошло 10 лет, а художник не мог определиться с окончательной композицией картины, которая по признанию самого живописца «не пошла». Возможно, она так бы и не появилась, если бы не семейная трагедия – безвременно умерла от болезни лёгких сестра-двойняшка художника Вера. А ей очень нравились этюды по этой задумке брата, и перед смертью она взяла с него обещание обязательно довести дело до конца.

И он решился. Кроме того, Василий Поленов «Христосом и грешницей» как монументальным религиозным полотном намеревался запомниться и войти в историю (а не «Московским двориком», который он, страшно заблуждаясь, до конца жизни не считал чем-то выдающимся). Вернувшись к работе над картиной, художник отправился в путешествие по Египту, Палестине, Сирии – здесь он искал типажи, натуру и вдохновение, которые позволили бы ему добиться максимальной достоверности и приближённости к жизни. В поездках скупал предметы одежды, в которые заставлял облачаться Коровина и Левитана – коллеги и друзья позировали ему (в персонажах картины можно заметить черты обоих художников, особенно заметен Левитан в Иисусе).

Метаморфозы с названием картины

В основе сюжета библейская притча со знаменитой фразой из уст Христа: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Эта центральная мысль должна была дать название и работе по её окончании – в планах художника было подписать картину словами «Кто из вас без греха?» Но воспротивились цензоры, контролирующие выставочные работы – усмотрели бунт. Пришлось подобрать более демократичное «Христос и грешница». Император Александр III с первого взгляда на картину и после, когда она уже была в царской коллекции, называл её «Блудной женой».

Сам художник много лет спустя говорил, что сожалеет об искажении смысла сюжета противоречивым названием, не дающим точной оценки изображённому по замыслу живописца.

Описание картины «Христос и грешница»

Действие разворачивается у подножия широкой лестницы Иерусалимского храма в его внешнем дворе (внутренний двор был не доступен для иностранцев и язычников). Косые лучи вечернего солнца освещают стены и ступени из светлого камня, отбрасывая на них уже длинные тени. На лестнице неспешные фигуры людей, к стене безучастно привалились нищие.

Левая часть картины занята спокойно сидящими на камнях и просто на земле, уставшими от долгого жаркого дня людьми в широких одеждах, максимально закрывающих от палящего солнца. У парапета лицом к слушателям в простой расслабленной позе и без головного убора сидит Иисус Христос. Он утомлён, но невозмутим и нетороплив. Очевидно, шла мирная беседа, вдруг прерванная шумной толпой – она в правой стороне картины, на неё обратили свои взоры Христос и все его слушатели. Что случилось, почему приближающиеся так кричат? Разъярённые мужчины толкают перед собой испуганную молодую женщину, некоторые в задних рядах возмущённо размахивают палками. Два старца, чуть в стороне от основной толпы, гневно вопрошают Христа, как поступить с грешницей. Жесты и мимика людей справа красноречиво говорят об их мнении.

Иисус Христос же спокоен, олицетворяет собой мудрость и человечность как признаки высочайшей степени сознания человека. Его белый хитон символизирует внутреннюю светлую сущность, которая поддерживается всеми деталями образа. Художник имел цель изобразить не идеальное божество, а человека. Это удалось ему в полной мере: перед зрителями сильный, молодой, крепкий и загорелый мужчина, одновременно мягкий и благородный. Налицо явное его отличие и от слушателей, и тем более от злобствующей толпы.

Все словно застыли в самый кульминационный момент и ждут решения Христа.

В отличие от эскизов

На окончательном варианте картины Христос изображён с непокрытой головой, хотя в ходе работы головной убор предполагался – ведь стремящийся к правдивости и очеловечивании образа Христа художник был убеждён, что палестинская жара заставляет всех прятаться от солнца. На эскизах и до последнего момента на самой картине Иисус в белой ермолке. Но буквально накануне вернисажа Мария Алексеевна, мать художника, женщина образованная, авторитетная и имеющая влияние на сына, настояла на удалении головного убора – ведь по канонам Христос должен быть с непокрытой головой. Художник к матери относился заботливо, поэтому уступил и обнажил недлинные волнистые волосы Иисуса – у всех остальных героев картины открыты только лица, руки и частично ноги.

Критика

После того, как картина была приобретена самим императором (за 30 тысяч, на которые художник обзавёлся собственным имением), цензоры поутихли, но критика всё же звучала. Павел Третьяков сожалел, что у Христа короткие волосы, но тем не менее предлагал Поленову за картину 20 тысяч в случае отказа Александра III от покупки. Многие считали, что художнику больше удаются пейзажи, картине предъявляли излишний академизм, даже Лев Толстой обвинил живописца в недостаточной содержательности, неубедительности образа Иисуса и скупой любви к главному герою.

Поленов и Евангелие

Но Поленов, по его собственному признанию, несказанно любил евангельское повествование, этот «наивный, правдивый рассказ». Полотно «Христос и грешница» стало первым в грандиозном цикле картин, завершённом к 1909 году. Современники художника эту серию полотен называли не иначе как «Евангелием от Поленова».

Картины, в том числе «Христос и грешница», выбрали для выставки в Америке, они должны были 10 апреля 1912 года отправиться в Нью-Йорк на «Титанике». Но по невероятной случайности их доставили в британский Саутгемптон, откуда уходил океанский лайнер в роковое плавание, с опозданием. Такое вот счастливое стечение обстоятельств в «жизни» самого человечного Христа кисти Василия Поленова.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector