Биография творческой жизни Татьяны Назаренко

Русские Художники

Татьяна Григорьевна Назаренко – советская и российская традиционная художница, мастер, признанный от Советского Союза до сегодняшних стран мирового сообщества.

Детство

Родилась 24 июня 1944 года в Москве в семье кадрового офицера. По долгу службы отец Татьяны переезжал из города в город, мать, врач по профессии, сопровождала его. Поэтому родители решили, что для дочери будет лучше, если она будет жить у своей бабушки в Москве. Жизнь в старинном доме в центре города, на Плющихе, с роскошными витражами, львами и широкими лестницами, способствовала художественному воспитанию девочки – восхищение и чуткое отношение к красоте впитывались с самого детства. Она была любимицей заботливой бабушки, которая на всю жизнь станет для Татьяны главным человеком, с детства нацелившим на полноценное образование. Сначала музыкальная школа, с 11 лет – художественная при Суриковском институте.

Становление в период «оттепели»

Татьяна Назаренко и художники её поколения формировались и взрослели в замечательное время «оттепели», в незабываемую пору надежд, когда культура в целом встрепенулась и оживилась. Знакомство с современным западным искусством в начале 1960-х ошеломило молодую художницу – столица увидела работы Пикассо, Леже, других американских и европейских художников. Тысячи людей, с ночи занимавших очереди, осаждали выставочные залы. Как наиболее яркую Татьяна запомнила выставку «30 лет МОСХа», которая прошла в Манеже в 1962 году. На ней были представлены потрясающие работы советских художников. О существовании подобного, о самой возможности так творить молодёжь и не подозревала. Молодые умы взорвало такое советское искусство. В то время Татьяна, начинающая художница, и не подозревала, что впереди её ждёт продолжение борьбы «шестидесятников» за перерождение и оживление советского искусства.

Институт

В период 1962-1968 гг. Татьяна Назаренко училась в Художественном институте имени Сурикова. С первых лет осознала, что иметь своё видение искусства и защищать его будет трудно. Иногда приходилось отступать от собственных убеждений. К примеру, при подготовке дипломной работы руководитель мастерской Грицай А.М. вмешался в замысел Татьяны, и та под давлением изменила собственное цветовое решение работы. Впоследствии художница сожалела, что в результате следования советам наставника картина получилась не совсем её.

Другим педагогом курса Татьяны был Жилинский Д.Д., с помощью которого студенты открывали для себя благоговейное Возрождение. Это зажгло в ней любовь к Босху, Брейгелю, Учелло, Мазаччо, работы которых навсегда стали для неё вершиной искусства.

Исторические картины

Церковь Вознесения на улице Неждановой 1988 г.
Церковь Вознесения на улице Неждановой 1988 г.

Почти с первых шагов Татьяна Назаренко прикасается к историческому жанру, которому в искусстве соцреализма отводилось ведущее место. Но в противовес традиционным полотнам историческая картина Назаренко – это размышление о прошлом, диалог со зрителем об истории и связи с днём сегодняшним. Об этом «Казнь народовольцев» (1969-1972), написанная в мастерских Академии художеств и выставленная на молодёжной выставке, «Декабристы» (1978), диптих «Пугачёв» (1980), который трижды снимали с выставок. Назаренко всегда будут волновать глубинные причины важных исторических событий, их последствия и память поколений.

Настоящая «семидесятница»

По окончании учёбы Назаренко влилась в творческую жизнь страны, в 1969 году стала членом Союза художников СССР. Она выставлялась на официальных выставках и была признана официальным художником, её часто снимали для телевидения и прессы и премировали. Но всё это было пропуском в более или менее свободную жизнь – Назаренко всегда осознавала, что она пишет для выставок, а что для себя, не надеясь показать. Первая выставка, о которой заговорили, прошла в 1975-м, но предварительная комиссия сняла три работы из представленных пяти. До первой персональной выставки оставалось ещё долго, она состоялась в 1989 году. Но власть в целом и обстановка в стране напрягали – Татьяна читала запрещённую литературу, встречалась с людьми, с которыми нельзя было дружить – так противостояла власти, ограничивающей свободу. Эпоха принудила применять в работах иносказание: в стране шаги к свободе были, но многое оставалось закрытым. В те годы она обожала компании, бардовскую песню – гитара тогда была обязательным атрибутом жизни. «Московский вечер» (1978) – тёплое отражение эпохи, душевные посиделки.

Личная жизнь

Первый брак Татьяны распался после рождения в 1971 году сына – мужу не нравилась её увлечённость творчеством в ущерб, как он считал, ребёнку. Второй сын появился на свет через 16 лет. С 2012 года Татьяна в браке с художником Новиковым И.А. Вообще художница всю жизнь металась между искусством и детьми. Но сыновьям всегда не хватало внимания матери. Сегодня Татьяна живёт и работает в основном в Цюрихе (муж Татьяны Игорь 30 лет назад обосновался в Швейцарии). Много путешествует, посещает музеи, любуется архитектурой, выставляется.

Самые известные работы

Картины Назаренко находятся в музеях и галереях по всему миру. На родине выставляются в Русском музее, Третьяковской галерее, других музеях. Представлены в Вашингтоне, Пекине, Берлине, Будапеште, прочих городах.

Наиболее известны работы:

  • «Партизаны пришли» (1975);
  • «Московский вечер» (1978);
  • «Мастерская художника» (1983);
  • «Автопортрет» (1984-1986);
  • «Церковь Вознесения на улице Неждановой» (1988);
  • Инсталляция «Переход» (1996);
  • Инсталляция «Мой Париж» (1997).

Для искусства Татьяны характерна театрализация образов и композиции в общем.

Счастливая творческая судьба

Для Назаренко профессиональный путь в целом складывался удачно. Она много выставлялась на родине. Рано начала ездить за границу – с 1966 года участвует в зарубежных выставках. В 1976 году на международном конкурсе молодых живописцев, проводимом в Болгарии, получила Первую премию. В 1987 году Академия художеств СССР присудила художнице Серебряную медаль. В 1993-м Назаренко – лауреат Государственной премии РФ в области литературы и изобразительного искусства. Много лет преподавала в Суриковском институте.

Сегодня Татьяна Григорьевна в числе самых популярных художников, представляющих Россию. С главной задачей художника – передача времени посредством собственных ощущений – она справляется филигранно.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( Пока оценок нет )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector