Биография Альбрехта Дюрера

Автопортрет 1500 г.Альбрехт Дюрер – выдающийся немецкий художник, мастер живописи, графики и гравюры конца XV – начала XVI века, признанный и прославившийся при жизни величайший мастер западноевропейского искусства. Примечательно, что Дюрер был первым европейским художником, составившим своё биографическое жизнеописание, названное им «Семейной хроникой».

Корни художника

Родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, принадлежавшем тогда Священной Римской империи. Отец будущего художника, тоже Альбрехт, был переселенцем из Венгрии. Свою родовую фамилию Айтоши (от венгерского слова «дверь») вольно перевёл на немецкий язык и стал Дюрер. Он был ювелиром, мать Барбара Хольпер занималась домом и детьми – 18 родов отняли у женщины здоровье. По воспоминаниям, описанным лично Альбрехтом Дюрером в биографии, его братья и сёстры умирали кто в младенчестве, кто в детстве, кто повзрослев. Зрелых лет достигли только три брата, которые все посвятили жизнь творчеству: сам Альбрехт, который был третьим ребёнком (иногда его упоминали как Альберта), а также его младшие братья Ханс и Эндрес.

Три наиболее важных человека в жизни

Художественное дарование и мировоззрение Альбрехта складывалось и развивалось под влиянием трёх авторитетов: отца, крёстного и друга.

Альбрехт Дюрер-отец (1427-1502), по воспоминаниям сына, провёл жизнь «в великом старании и тяжком труде», был заботливым, добрым и честным человеком, признанным и уважаемым в Нюрнберге мастером золотых дел.

Крёстный отец Антон Кобергер (ок.1440-1513) был основателем типографской мастерской, со временем ставшей самой большой в Европе.

Семья ювелира Дюрера жила по соседству с семьёй юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Принадлежность к разным городским сословиям не мешала тесному общению: Альбрехт-сын, из ремесленников, на всю жизнь подружился со своим ровесником, сыном патрициев Пиркгеймеров Виллибальдом, который впоследствии станет одним из лидеров европейских гуманистов, будет поддерживать друга в просвещении и продвижении.

Детство

В 6-летнем возрасте Альбрехт пошёл в школу при церкви св. Себальда, ближайшей к дому. Впоследствии именно её прихожанином стал художник на всю жизнь, по его рисункам выполнен витраж, поныне украшающий её.

Кроме учёбы в школе было знакомство с ремеслом главы семьи. Отец давно обратил внимание на твёрдость руки и точность глазомера Альбрехта-сына: при необходимости он спокойно обходился без циркуля и линейки, его линии и круги были идеальны. Конечно, у мастера золотых дел была надежда на продолжение сыном династии, и тот с малых лет вовлекался в процесс создания ювелирных изделий, обучался азам тонкого искусства.

МеланхолияСтремление к живописи и первые шаги к искусству гравюры

Но в 10-летнем возрасте сын вдруг сделал открытие для самого себя: счастье от касания серебряного карандаша к бумаге ни с чем не сравнимо. Не желая расстраивать отца, он сначала рисовал тайком и с этой страстью ничего не мог поделать: «Рисование стало необходимо, как воздух».

Альбрехт Дюрер-отец со временем сдался и устроил сына, когда тому было уже 15 лет, в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519), самого именитого на то время нюрнбергского художника. Занятия у разностороннего мастера выявили особый интерес и способности ученика к гравированию по дереву. Пристрастие к объёмным формам и пропорциям стало важнее увлечения красками и тонами.

Путешествия как часть образования, эльзасский Кольмар

Традиционная программа профессионального становления художника обязательно включала поездки молодого дарования по культурным столицам Европы с целью обучения у проживающих там известных мастеров. Альбрехт Дюрер не стал исключением. По достижении 18 лет он по решению отца отправился в первое странствие в Нидерланды и на юг Германии. Доподлинно известно о его посещении города Кольмар – он имел рекомендательное письмо от отца к художнику Мартину Шонгауэру. Но оказалось, что тот скончался год назад.

Братья Шонгауэр и новая техника

К счастью, Альбрехта Дюрера приняли братья почившего мастера, также занимавшиеся ювелирным искусством и гравировкой. Каспар, Людвиг и Пауль познакомили молодого художника с гравировкой по новому материалу –  меди. Эта техника появилась не так давно и требовала твёрдой умелой руки, способной действовать тонко и точно. Заключалась в том, что изображения и надписи создавались не от ведения резца непосредственно по меди, а посредством передвижения самой медной пластины под резцом. При этом кисть рабочей руки сохраняет неподвижность.

Сложнейшая техника мало кому давалась, но Дюрера трудности не пугали, и вскоре он по мастерству не уступал своим учителям, а судя по известности спустя века, превзошёл их. Самые знаменитые произведения Альбрехта Дюрера – гравюры «Святой Иероним в келье», «Меланхолия» и «Рыцарь, Смерть и Дьявол» сделаны именно на меди.

Художник-иллюстратор, Базель

Научившись чему мог в Кольмаре, Дюрер поселился в Базеле, центре европейского книгопечатания, у ещё одного брата Шонгауэр, Георга. В эти несколько лет он увлёкся иллюстрированием изданий, им было создано более двух сотен рисунков для книг сатирического, гуманистического и прочего популярного тогда содержания. Автору иллюстраций едва исполнилось 20 лет, а известность его как талантливого и нестандартного художника уже давала плоды: рисунки Дюрера приносили доход.

Руки молящегосяОтец сосватал невесту для сына

Через 4 года учёбы в странствиях Альбрехт получил письмо с отцовским требованием прибыть немедленно домой. Повод был значительный – пора жениться. Отец нашёл для 22-летнего сына молодую невесту из подходящей, очень уважаемой семьи: Агнес Фрай, дочери зажиточного владельца механических цехов, было 15 лет. Будущий тесть художника имел вес в обществе, входил в городское руководство. Были слухи о его родственных связях с итальянской династией банкиров Медичи. В общем, намечалась выгодная для сына трудолюбивого, но не богатого ювелира, партия. Приданое в 200 гульденов, немалая сумма по тем временам, было совсем не лишним.

Отступление: нюрнбергская изобретательность

Кстати, придумывать удивительные новинки и производить точные инструменты мастера Нюрнберга во все времена умели на славу: первая в Германии бумажная фабрика, печатная мастерская, прототип первых в мире наручных часов и даже глобус были созданы в эпоху Альбрехта Дюрера. Городской совет следил, чтобы интеллектуальные богатства оставались в городе, помогал им, а те без разрешения не могли выехать. Так предотвращалась «утечка мозгов», а шкатулка изобретений мастеров Нюрнберга постоянно пополнялась.

Отношение сына к решению отца

Документальных свидетельств отрицательного отношения к отцовскому сватовству нет, по-видимому, сын никак не противодействовал этому родительскому решению. Он был воспитан в благочестии, почтении к отцу и любви к матери, протест и ослушание не могли прийти ему в голову. В довершение своей сыновней покорности жених специально для заочного знакомства с невестой, не видевшей его ранее, послал ей собственное изображение. Альбрехт Дюрер автопортретом желал понравиться девушке, поэтому приукрасил свой облик: ярко-рыжие локоны, вычурный наряд позже вызовут упрёки в самолюбовании. Это известный «Автопортрет с чертополохом» (1493), экспонат Лувра.

Семейная жизнь

В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.

Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.

Отступление: внешность художника

По описанию, сделанному в качестве очерка-предисловия к труду Дюрера о пропорциях немецким историком XVI века Иоахимом Камерарием Старшим, Альбрехт Дюрер был стройным, с хорошей осанкой мужчиной с выразительным лицом, на котором выделялись «сверкающие глаза и нос благородной формы».  Он имел «довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бёдра, крепкие и стройные голени». Особой изящностью выделялись пальцы художника. Кроме внешности, соответствующей его благородному духу, Дюрер имел грамотную речь, был человеком с острым и пытливым умом.

Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти

Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.

Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.

Собственная мастерская, успех

В 1495 году на родине художником наконец-то была открыта гравировальная мастерская – именно гравюра Дюрера увлекает больше всего. Сначала он работал по дереву, серии тиражировались в типографской мастерской крёстного отца Кобергера. В дни ярмарок жене и матери Альбрехта удавалось успешно продавать его гравюры, скоро популярность мастера выросла, и слава о нём разошлась за пределы Германии. В следующем году он стал делать гравюры по меди.

Страсти в ожидании Апокалипсиса

В 1498 году, в преддверии грядущей смены столетий, Дюрер выполнил 15 потрясающих ксилографий для готовящегося к выпуску издания Кобергера. Это было великолепное художественное представление-описание книги «Апокалипсис», в эпоху особой религиозности и мистики тема конца света всецело владела обществом. Художник вспоминал, что ему довелось наяву увидеть предвестницу Апокалипсиса комету, периодически ему снились кошмары о большом потопе. Через два года сложную вёрстку и органичное введение иллюстраций в текст продемонстрировали три десятка гравюр мастера к «Страстям св. Бригитты».

Самые известные картины знаменитого Дюрера Альбрехта

Гравёр и живописец Дюрер – автор великолепных и сложнейших по исполнению аллегорических гравюр, тайны которых разгадываются по сей день, и замечательных колоритных полотен.

Самые знаменитые:

  • Автопортреты разных лет;
  • «Апокалипсис», серия гравюр на дереве (1498), второе издание (1511-1514);
  • «Большой кусок дёрна», акварель (1503);
  • «Адам и Ева», гравюра на меди (1504) и живопись (1507);
  • «Праздник чёток», итальянская иконография (1506);
  • «Поклонение Троице», наиболее амбициозная живописная картина художника (1511);
  • Листы «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Святой Иероним в келье», «Меланхолия I» (1513-1514);
  • «Портрет императора Максимилиана» и «Богоматерь с Младенцем и св. Анной», живописные полотна (1519-1520);
  • «Портрет Эразма Роттердамского», гравюра на меди (1526);
  • Диптих «Четыре апостола» (1526).

Кстати, о религиозных представлениях художника трудно говорить однозначно: в сюжетах его произведений можно найти как протестантские, так и католические оттенки.

Материальная сторона жизни художника и последние годы

Объём и разнообразие работ Дюрера поражает: гравюры на дереве и меди, портреты, полотна религиозной тематики, новаторские акварели, составление учебника рисования, разработки теоретических и практических трактатов по архитектуре, геометрии и фортификации, роспись ваз, изготовление ювелирных украшений и витражей. Но материальной стабильности не было никогда. Даже император Максимилиан, сделавший в 1514 году Дюрера придворным художником, самый высокопоставленный его заказчик, платил неисправно. Но он издал указ, обязывающий городские власти ежегодно выплачивать художнику сто гульденов, за что тот был искренне благодарен.  После смерти Максимилиана власти Нюрнберга самовольно отменили выплату пособия, лишив именитого пожилого мастера средств существования и подтолкнув того к поездке на коронацию следующего императора Карла V. К нему художник обратился за помощью, чтобы восстановить справедливость.

Сохранилось документальное свидетельство скрупулёзного и самого педантичного ведения Дюрером всех расходов и доходов – «Дневник путешествия в Нидерланды». Но кажущаяся практичность – на деле постоянная озабоченность недостаточностью средств. Агнес Дюрер на протяжении всей жизни будет опасаться бедности, хотя её гениальный супруг, самый известный живописец той эпохи, работал просто на износ. Вдобавок последние четыре года Альбрехт будет брать заказы в минимальном количестве – он хотел успеть закончить свои теоретические труды. Но трактат о пропорциях завершить так и не успел. Умер 6 апреля 1528 года по неизвестной сейчас причине. Альбрехту Дюреру было 56 лет, немало для того времени, но так недостаточно для проявления всех талантов гения.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector