«Руки молящегося» Альбрехта Дюрера — вечный жест

Руки молящегося 1508 г.«Руки молящегося» (1508) – картина немецкого художника конца XV – начала XVI века Альбрехта Дюрера. Представляет собой рисунок на покрытой синим грунтом бумаге размером 29,1х19,7 см. Выполнен кистью белилами и серой краской. Экспонат художественного музея Альбертина, Австрия, Вена.

Автор шедевра

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – один из величайших мастеров живописи, графики и гравюры, практик, теоретик и пропагандист разностороннего образования художников как необходимого условия для создания ими высокохудожественных и содержательных предметов искусства. Вошёл в историю также как автор сравнительных антропометрических исследований и разработчик военно-инженерных сооружений.

Художественное дарование и мировоззрение Альбрехта Дюрера формировалось под влиянием трёх личностей: отца, известного ювелира; крёстного Кобергера, издателя, оставившего ювелирное дело; а также лучшего друга Вилибальда Пиркхаймера, блистательного гуманиста, который познакомил молодого Альбрехта с идеями ренессанса. Учился в мастерской Михаэля Вольгемута, путешествовал по Европе, знакомясь с работами великих мастеров, всегда неизменно возвращался на родину, в Нюрнберг. Со временем художника всё больше увлекает гравюра, но среди работ 1507-1511 годов преимущественно живопись. «Руки молящегося» были написаны, когда художник вернулся из очередной поездки в Венецию.

Описание произведения

Знаменитый лаконичный рисунок – руки в молитве. Изображены только сложенные ладонями кисти рук и мягкие манжеты рукавов у запястий. Длинные тонкие пальцы выдают утончённую творческую натуру – молящийся предельно чувствителен, кроток и терпелив в своём послании к Господу. Руки прорисованы с анатомической точностью: вены, морщины, кожный покров, суставы, коротко обрезанные ногти. На синем фоне хорошо видны блики света – молящийся перед свечой. И ничего лишнего, кратко и ёмко.

Предположения исследователей

Существует несколько версий относительно предназначения этой работы:

  • Пробный рисунок, этюд к центральной, самой объёмной части «Алтаря Геллера», церковного триптиха, созданного Дюрером в соавторстве с другими художниками. В молитвенном жесте сложены руки изображённого справа внизу апостола, взирающего на Коронование Девы Марии. Этой версии придерживается большинство искусствоведов;
  • Выполненный с особой тщательностью рисунок для собственного альбома – образчик мастерства, который демонстрировался потенциальным заказчикам как пример и доказательство возможностей живописца;
  • Изначально задуманный художником как самодостаточный, рисунок был одним из огромного количества подобных с изображением кистей рук в красноречивых жестах, которые Дюрер любил писать. Законченной работой считает рисунок главный куратор галереи Альбертина.

Все версии интересны, и сегодня, спустя пять веков, трудно утверждать что-либо со 100-процентной уверенностью.

Чьи руки

В этом вопросе практически все исследователи сходятся в едином мнении – на рисунке руки Дюрера. Длинные и нервные пальцы, узкие ладони, утончённые запястья и даже искривлённый мизинец чрезвычайно напоминают изображённые в других работах художника. В частности, на картине 1500 года из мюнхенской Пинакотеки «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» и на «Автопортрете с чертополохом», написанном в 1493 году руки мастера совершенно идентичны. Установлен способ изображения правой руки молящегося – её мастер рисовал с зеркального отражения левой руки. Такой способ собственного изображения Альбрехт практиковал с детства: 13-летним подростком он нарисовал свой автопортрет, в углу которого надписал, что сделал это с помощью зеркала. Кстати, уже на том портрете 1484 года рука начинающего художника отличается длинными тонкими пальцами.

Символичность и популярность

Созданное Альбрехтом Дюрером как живописное произведение, «Руки молящегося» со временем обрели высокую популярность и стали воспроизводиться не только в виде репродукций, но и в скульптурном воплощении, а также в виде небольших рельефных панно. Символизируя религиозность, мольбу и обращение к Богу, взывание к Его милости, молитвенный жест сложенных ладонями рук на протяжении веков массово тиражируется. В различном художественном исполнении жест преподносится как подарок на крещение или миропомазание в Католической церкви, изображается в изданиях и открытках религиозного содержания.

Есть у такой популярности и противники, считающие массовое тиражирование работы гения, по сути её штамповку, да ещё и в разных интерпретациях, оскорблением художника. Но сам жест олицетворяет сосредоточенное и медитативное обращение к высшим силам, и Дюрер автор гениальной картины, на которой единственный герой – живой и красивый молитвенный жест ладонь в ладонь, история его насчитывает тысячелетия.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector