«Меланхолия» Засекреченное послание Альбрехта Дюрера

Меланхолия 1514 г.«Меланхолия» (1514) — гравюра немецкого художника конца XV – начала XVI века Альбрехта Дюрера, выполненная на медной пластине. Размер её составляет 23,9х18,8 см. Находится на хранении в Штеделевском художественном институте, который одновременно является галереей, во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Автор

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – крупнейший художник позднего Средневековья, мастер и теоретик живописи, графики, поднявший гравировку и, в частности, ксилографию (по дереву) до уровня высокого искусства. Пропагандировал важность разностороннего образования и развития художников. Разработал сравнительную систему антропометрических признаков человека. Кроме достижений в художественном искусстве имеет успешные разработки как военный инженер. Личность разносторонняя: география, астрономия, математика, естествознание – всё интересует Дюрера. По темпераменту художник во-многом относил себя к меланхоликам. Возможно, поэтому родилась такая сложная для понимания, загадочная одноимённая гравюра.

Тема познания себя

Письма, автопортреты, воспоминания современников и выводы биографов Дюрера свидетельствуют о его высокой чувствительности, погруженности в себя – явных признаках меланхолика.  Есть авторитетное предположение, что на создание гравюры «Меланхолия» Дюрера вдохновил трактат немецкого мистика Агриппы Неттесгеймского «Оккультная философия». В этом труде меланхолик не унылый и подавленный человек, а гений, творец высших форм интеллектуальной и духовной деятельности. Подобного убеждения, что все гении непременно меланхолики, придерживались и другие мыслители, гуманисты и философы.

Знаменитая загадка

Сложность произведения «Меланхолия» подтверждается тысячами комментариев, оставленными за пятьсот лет своего существования. И каждое новое поколение, историки и искусствоведы, математики и культурологи, астрономы и географы, пытаются понять её и раскрыть смысл для себя и прочих любителей загадок в искусстве. Удивительно, но с течением времени ясности не становится больше, интерпретировать гравюру по-прежнему крайне сложно. Возможно, это самое непостижимое произведение искусства, таинственный смысл которого всегда будет притягивать умы философов.

Предыстория

По утверждению биографов, появлению на свет гравюры способствовали конкретные события и обстоятельства жизни художника, а именно смерть матери в мае 1514 года. Барбара Дюрер, старая и ослепшая, умирала тяжело. Женщина прожила трудную жизнь: из 18 её детей выжило только трое сыновей, на которых богобоязненная, но властная мать действовала подавляюще. Альбрехт был рядом, когда мать уходила, только перед её кончиной сын с ней сблизился – доверительных отношений в течение жизни не было. По воспоминаниям самого художника, последние минуты были очень тяжёлыми: мать его благословила, наставила «прекрасными поучениями», предостерегла от грехов. Перед самым моментом кончины Альбрехт по выражению лица матери понял, что она увидела что-то, глубоко потрясшее её. Он сам, человек особой чуткости и восприимчивости, испытал в эти мгновения страшную боль. Когда всё было кончено, душевные муки сменились тоскливой пустотой, которая погнала художника прочь из дома, подальше от суеты и причитаний. Вечерние сумерки – самое подходящее время для размышлений и погруженности в себя. Среди всех индивидуальных особенностей Дюрера меланхолия как высшая точка болезненно-тоскливого состояния была искрой для его творческого озарения. Свою философскую тоску мастер сконцентрировал на небольшой медной пластине и назвал её «Меланхолия».

Одушевлённые персонажи гравюры

На переднем плане сидит, подперев голову, женщина, первый персонаж гравюры. На её голове венок из лютиков и кресс-зелени, народных средств избавления от смертельной тоски, за спиной крылья. Может, это Логика, любимая муза Дюрера, или аллегория меланхолии. Она находится в задумчивом и печальном настроении: взгляд исподлобья, безвольное расслабленное положение тела, сложенные крылья, бесполезные в стремлении постичь тайны Вселенной. Женщина совершенно безучастна к происходящему вокруг.

Одна из версий гласит, что на гравюре вовсе не женщина, а Альбрехт Дюрер с ангельскими крыльями, настолько явное сходство видят исследователи. Если «Джоконда» лишь предположительно автопортрет да Винчи, то «Меланхолия» большинством специалистов безоговорочно считается «духовным автопортретом» Дюрера.

На мельничном жернове, бездействующем и приваленном к стене постройки, рядом с фигурой в длинном платье сидит второй персонаж, малыш Путто, предвестник ангельского духа. Его образ – частый герой живописных полотен Ренессанса и Барокко, это амур и купидон античности. Он спокойно и сосредоточенно что-то пишет, выцарапывая буквы стилусом на восковой дощечке.

Третий «живой» персонаж – свернувшаяся борзая, своими нервными повадками символизирующая в те времена меланхолию и считающаяся вторым существом после человека по разуму. Именно поэтому собаке приписывались вполне человеческие черты характера, повадки и расстройства, к которым относится, в частности, меланхолия. Борзая отличается крайней худобой.

Говорящие элементы гравюры

Небольшая площадь шедевра вмещает удивительно много деталей, и каждая здесь имеет глубокий смысл, тайно, иносказательно зашифрованный мастером:

  • Магический квадрат – оберег и талисман, воздействующий на мир посредством чисел и их комбинаций;
  • Песочные часы – символ скоротечности земной жизни и разумной её размеренности;
  • Весы, циркуль, жернов, камни символизируют земледелие, тяжёлый труд;
  • Кошель с деньгами, книга, радуга, порт намекают на «добрую фортуну»;
  • Связка из семи ключей, которая находится на поясе ангела – семь видов искусств, к которым отсылают исследователей и определённые предметы, как колокол к музыке, комета к астрономии, цифры в магическом квадрате к арифметике, циркуль к геометрии, восковая дощечка и стилус к грамматике, книга к диалектике (только риторика оказывается без очевидного символа, свитка или прочих);
  • Брошенные строительные инструменты, предметы, имеющие отношение к алхимии, символизируют незаконченность и ожидание – когда же раздастся звон колокола и сбросит наваждение застывшего бездействия.

Рассматривать, изучать и предполагать можно бесконечно, что и делается уже пять веков. К тому же, важно, магическое сознание основано на взаимосвязи всего со всем. Это означает разный смысл одного объекта в разных условиях: к примеру, комета для целого народа и страны – это одно, для отдельного человека – совсем другое. Расшифровка порой противоречива.

Причём мастер, веря в разные оккультные науки, которые процветали в Средние века, действительно создал гравюру-головоломку всех времён и народов. Многие искусствоведы центральной темой «Меланхолии» Дюрера считают человеческое познание как обязательный и закономерный процесс развития человечества.

Подписанная гравюра

Буквы и символы, из которых сложено название гравюры – также полноправные герои картины, на этой гравюре Дюрер поместил её название (прочие его работы обошлись без этого приёма). Причём сделал это не просто, а изрядно озадачив специалистов.

Четыре версии, объясняющие написание названия, выглядят следующим образом:

  • Римская цифра I в конце слова «меланхолия» означает, что художник планировал создать одноимённую серию (должны были появиться работы с последующей нумерацией). Возможно, работал над этим, но никаких подтверждений обнаружено не было;
  • Та же цифра имеет отношение к нумерации определённого типа меланхолии: в Средневековье философы делили меланхоликов, потенциальных гениев, по преобладающей способности на типы. К первому (на картине обозначен как римская цифра I) относились меланхолики с особенным воображением, к ним причислял себя Дюрер. У второго типа преобладал рассудок, у третьего интуиция;
  • «I» -не цифра, а повелительная форма глагола «ео», что переводится как «уходи» и относится непосредственно к состоянию меланхолии как к разрушительному и мешающему жить и творить состоянию. По свидетельствам современников, Дюрер в самом деле боялся приступов апатии;
  • Та же цифра может быть фрагментом буквы М, ошибочно начатой Дюрером не в том месте гравюры. Эта версия маловероятна, учитывая опыт мастера, но некоторые копии, сделанные, возможно, рукой автора, свидетельствуют об исправлениях при изображении букв и цифр.

Вечный ребус

Главная притягательность «Меланхолии» Альбрехта Дюрера, наверное, в невозможности разгадать эту головоломку до конца – значение многих элементов и образов остаётся неясным и вариативным. Да практически любой элемент произведения может быть интерпретирован совершенно по-разному: кого на что натолкнут собственные знания и фантазия. Гравюра «Меланхолия» в искусстве как лента Мёбиуса в математике – так же парадоксальна и магнетически загадочна. И только подтверждает, что весь мир для нас вечный ребус, полный причуд и открытий.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector