Василий Кандинский – живописец, преподаватель и первый теоретик абстракционизма. Он не боялся многочисленной критики, смело привносил новаторские идеи в искусство. Его картины не признавали в своё время, но спустя десятилетия его работы оценивают в миллионы долларов. В статье рассмотрим 4 и 7 композиции из его одноименной серии работ.
Пара слов о жизни художника
С детства Василий Васильевич Кандинский утверждал, что “каждый цвет живет своей таинственной жизнью”. Неудивительно, ведь художник был синестетиком. Он различал не только вариации желтого, синего и красного. Каждый цвет Василий буквально слышал, чувствовал его запах. Уже в ранних работах преподаватели художественной школы отмечали необычные цветовые решения Кандинского.
Как воспринимали Кандинского современники
К творчеству Василия всегда относились неоднозначно. С одними из своих русских коллег-художников Кандинский имел дружественные отношения, а другие за спиной то и дело подшучивали. Тем не менее, насмешки не помешали ему занять пост вице-президента Российской академии художественных наук и пробиться к партийной элите.
Несмотря на высокое положение Кандинского в постреволюционном обществе, большевики не признавали абстракционизм. Из-за нахлынувшей критики коллег (Пунина, Грабаря, Мельникова и др.), в 1921 году Кандинский переехал из России в Германию. Обстановка там была тоже не самая радужная: в стране росла популярность партий правого толка. Когда к власти пришли нацисты, Василий эмигрировал в Париж.
Композиция IV
Четвертую композицию художник написал в 1911 году. Судя по его личным заметкам, основной мотив картины – война. Художник стремился «сыграть» на контрасте между черными линиями и нежными красками. Резкость линий обозначает битву. Лежащие фигуры справа внизу, вероятно, павшие солдаты. Справа вверху угадываются сплетенные в сражении кони.
В основе 4-ой композиции:
- контраст контурных и расплывчатых форм;
- спокойное движение отдельных фрагментов (вверх и вправо), в противовес резкое движение налево и вниз;
- противоречия в движении;
- границы формы местами перекрыты красками, иными словами перевес красок над формами.
Четвертая композиция вышла очень музыкальной. Глядя на неё словно чувствуешь некоторые звуки, музыку. Каждая линия, словно нота, которая вот-вот вырвется из полотна и зазвучит. Именно это стремился отразить творец в своих «композициях».
Оригинал картины сейчас в Германии, в Дюссельдорфе.
Композиция VII как вершина творчества Кандинского
Перед тем, как приступить к работе, Василий написал около 30-ти эскизов: карандашом, акварелью, маслом. Он проделал огромную подготовительную работу, чтоб воплотить задумку в жизнь. Интересно, что некоторые из этих эскизов впоследствии стали отдельными произведениями.
Сюжет седьмой композиции
В 7 композиции сталкиваются остроугольные и мягкие, обтекаемые формы разных цветов. В них художник стремился передать сразу несколько библейских тем:
- Всемирный потоп;
- Судный день;
- Райский сад.
Левая сторона картины воплощает Всемирный потоп. В копне форм и линий можно разглядеть светлые волны, надвигающиеся на берег. Резкие контрастные фигуры – лодки.
Но внимание зрителя сразу приковывает к себе диагональ из тёмных линий и фигур. В буйстве тёмных тонов художник стремился передать Судный день.
То, что отличает седьмое полотно от предшествующих работ – рай. В этой картине заметен светлый сюжет, повествующий о переходе из материального мира в лучший мир, очищение. Об этом говорят и цвета: каждый оттенок в разных частях картины имеет отличный смысл. Примечательно, как умело Кандинский поработал с контрастом. Оттенки в нижней части полотна более «грязные», «вязкие». Постепенно они осветляются, становятся яснее, выражают возвышение. Так, художник стремился создать картину, захватывающую зрителя с головой.
Оригинал картины находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Почему полотна называются «Композиции»?
Как упоминалось ранее, Василий Кандинский мог слышать звуки в цветах. Для него каждая картина несла в себе определенную мелодию. Его работы это синтез звука и цвета, который не каждому дано услышать. Художник связывал все чувства, чтоб создать шедевр. Называть уникальные абстракции Кандинского «мазней» – неразумно. Чтоб проникнуться искусством любого художника, изучите его биографию. Вы откроете для себя удивительный мир творца.
Сравнение 4 и 7 композиции
В отличие от композиции IV, седьмая более плавная, глубокая и продуманная. Отчетливо видно, как развивался талант художника. Если в четвертой композиции мотив один, то в седьмой, словно в танце, переплетаются сразу несколько сюжетов. Неудивительно, что когда речь заходит о творчестве Кандинского, на ум сразу приходит VII композиция.