Картина «Крестный ход в Курской губернии»

Крестный ход в Курской губернии 1877 г.

  • Автор: Репин Илья Ефимович;
  • Год: 1880-1883;
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 178 × 285,4 см. Холст масло;
  • Цена: В 1883 году за 10 тысяч рублей приобрел Павел Третьяков.

«Крестный ход в Курской Губернии» – картина, созданная Ильей Репиным в 1880-1883 году. Ныне сберегается в Третьяковской Галерее, размер – 178 × 285,4 (возможно, 5) см.

История картины

Крестный ход иконы Курской Богоматери проходит каждый год на 9 пятницу после Пасхи и привлекает много паломников. Мероприятие проходит и в наше время. Идея картины появилась у Репина в 1870-е годы во время пребывания в родном Чугуеве Харьковской Губернии. Мастера вдохновил и сам крестный ход, и мужской монастырь в Курской области, где и проходит ход, и крестный ход в черниговском Троицком монастыре. Также вдохновение репин искал в Киевских монастырях. Работу над полотном начал в 1880 в Москве, а завершил в 1883 в северной столице. Сроки завершения картины переносились несколько раз. Выставлялась на 11 выставке передвижников в 1883 году.

Критики посчитали, что это энциклопедия русской жизни и восхищались мастерством автора, который сумела передать тонкие оттенки цветов и различные фактуры, а также человеческие фигуры в самых разных позах. Сам Павел Третьяков отметил, что на полотне отсутствуют приятные лица, насчет чего Репин отметил, что их нет ни в толпе, ни на полотнах Веласкеса и Рембрандта. Просто для него истина важнее, а автор изображает только тех персонажей, которые простятся на холст.

Сюжет полотна

Из самой глубины полотна на нас надвигается поток людей. В правой его части идут обычные мужики, несущие на плечах позолоченный ковчег с украшениями из разноцветных лент, внутри которого мерцают свечи. Пустой киот несут две бабы сзади. Саму икону, главную героиню торжества, несет богато одетая полная женщина, возможно, купчиха или жена городского головы. За ней идет дьякон, духовенство, купцы, мещане и военные. Хоругви и второй ковчег несет народ посерее. Процессию по краям оцепляет кона полиция, охраняющая свободным проход. К ходу пытаются пробиться калеки с нищими.

Особенности композиции

Интересным моментом является то, что художник дает нам возможность разглядеть среди всей толпы частников хода каждое лицо. Сама икона, хоругви и ковчег как бы плывут над всей этой толпой: они существуют немного отдельно от людей.

Не является случайным и пейзаж на полотне. Все происходит на фоне пней, явно вырубленных недавно. Это символично, и сам Репин в то время жаловался на то, что на его родине все леса вырублены эксплуататорами.

Колорит полотна тоже создан искусно. Дорога пышет жаром, небо без единого облака яркое, золото на иконах, наряде священника и куполах, людское море пестрое.

Персонажи

Одной из центральных фигур процессии является разряженная дама – вероятно, помещица или купчиха, несущая икону. Она явно осознает собственное превосходство над прочими героями полотна. Рядом с ней крутится карикатурный военный в отставке, а также подрядчик и сельский староста, который отгоняет обычных горожан и селян палкой.

Справа от дамы шествуют празднично одетые деревенские жители, несущие фонарь, щедро разукрашенный лентами. В своей вере они серьезны и истовы.

Еще один яркий персонаж – священник в роскошной рясе, который размахивает кадилом. Он настроен серьезно, но видно, что больше всего во всем происходящем ему нравится его участи и он сам.

Привлекает внимание и конный полицейский, отгоняющий деревенского жителя нагайкой. Это тоже один из символов России после реформ, которая после всех преобразований так и не потеряла своей дикости.

В стороне от процессии есть группа сгорбленных богомолок. Автор не испытывает симпатии и к ним: на лицах у женщин читается только обреченность, глупая вера в чудо и глупая покорность.

Одним из самых ярких персонажей назвать можно молодого горбуна, который верит в исцеление и просто летит навстречу иконе. Ему автор посвятил немало эскизов, но в итоге он получился именно таким: немощным, но верящим в чудо.

«Крестный ход в Курской Губернии» – сатира и срез общества России конца позапрошлого века, прикрытая верой, в том числе и в чудо.

Самые известные картины И Репина с названиями

Смотрите также:
Понравилась статья, поделись с друзьями
Анастасия Дементьева
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий