Не ждали – отечественный шедевр Репина

Картины Русских Художников

«Не ждали» – картина русского художника XIX – XX века Ильи Репина (1844-1930). Написана маслом на холсте размером 160,5 х 167,5 см в период 1884-1888 годы. Экспонат Государственной Третьяковской галереи (Москва).

Автор картины «Не ждали»

Илья Ефимович Репин «Не ждали» задумал как сцену появления в кругу семьи вернувшегося из ссылки. Революционное движение в царской России набирало обороты, и художник как человек с активной жизненной позицией не мог пройти мимо происходящего в его стране. В своём творчестве Репин всегда стремился отражать «горячие» темы. Всё, что волновало современное общество, затрагивало и струны души живописца. Произведения художника отличались актуальностью, меткостью и острым откликом на действительность. Таким отражением, эхом жизни стала картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали».

Две версии произведения

Картина Репина «Не ждали» существует в двух вариантах:

  • Возвращение девушки, отбывшей наказание. Встречающие – две младшие сестры и юноша, сидящие за столом. Картина написана маслом на деревянной доске размером 46 х 37 см. Также принадлежит Третьяковской галерее. Это первоначальный вариант картины, написанный в 1883 году.
  • Не удовлетворённый результатом, а именно силой передачи эмоций, Репин в 1884 году приступает к другой работе, с главным героем мужчиной, вернувшимся из ссылки. Этот вариант стал основным – в него художник вложил гораздо больше и времени, и творческих поисков, и сил.

В обоих вариантах события развиваются в комнате дачи в Мартышкино (ныне часть города Ломоносов). Здесь, под Петербургом, художник в те годы жил с семьёй, родные и знакомые позировали для всех персонажей.

Описание картины Репина «Не ждали»

Сюжет очевиден – неожиданное для всех присутствующих появление в комнате мужчины, политического ссыльного, отпущенного на волю, родного человека. Он широко раскрытыми глазами с надеждой, опаской и вопросом взирает на дорогих людей, которые, конечно, ждали его все годы ссылки, но встреча всё же внезапна и чрезвычайно волнительна. Вскочила с кресла и рванулась к сыну пожилая мать, женщина в чёрном на переднем плане, вот-вот совладает с внезапной слабостью не верящая своим глазам жена, сидящая у рояля. Очень красноречивы руки обеих – напряжена и будто дрожит кисть матери, судорожно вцепилась в подлокотник жена. Лица матери не видно, но зритель угадывает в нём и боль, и страдание, и облегчение, что дождалась. За столом дети вернувшегося, мальчик постарше, на лице которого написана открытая детская радость, и девочка. Взгляд дочери настороженный – за годы ссылки отца она его совсем позабыла. У распахнутой двери удивлённая и настороженная горничная, из-за неё выглядывает любопытная кухарка. Сейчас сбегутся-соберутся все, кто есть в доме, и соседи.

Светлый интерьер комнаты в солнечный день, аккуратные обитатели дома контрастируют с вошедшим и внешне, и внутренне. Вернувшийся, в пыльных истоптанных сапогах и коричневом армяке, выглядит здесь чужим. Только взгляды и позы присутствующих дают зрителю полную уверенность в том, что эта семья – единое целое.

Работа художника над картиной

«Не ждали» первый вариант картины, 1883 г.
«Не ждали» первый вариант картины, 1883 г.

Известно, что Илья Репин «Не ждали» планировал как произведение высокоэмоциональное. Лица, жесты и фигуры героев должны были дать ответы на злободневные вопросы, затронувшие в те годы многие интеллигентные семьи. Революционная тематика была внесена в жанровую живопись – подобное представление тогда было единственно возможным, иначе цензура не допустила бы произведение к показу.

Глубоким смыслом произведения стала проблема соотношения личного и общественного. Героя волнует, как отреагируют близкие на его возвращение, будут ли упрёки со стороны близких или оправдание в их глазах. Главный персонаж переписывался не раз – художник решал, придать ему возвышенное выражение лица или по-человечески усталое. Корректируя голову и фигуру мужчины в четвёртый раз, Репин наконец был удовлетворён – теперь читалась и энергия, и неуверенность одновременно.

На ранних этапах написания полотна художник в круг действующих лиц вводил отца главного героя и фигуру старика. Но затем Репин удалил их с картины, посчитав, что большое количество персонажей будет отвлекать зрителя, а выбранные для окончательного варианта герои в полной мере раскрывают тему произведения.

Но художник, человек дотошный и стремящийся к совершенству, дорабатывал картину даже после того, как продал её в 1884 году Павлу Третьякову. Вплоть до 1888 года Репин изредка появлялся в выставочном зале, когда тот был закрыт для посетителей, и, вглядываясь в лицо главного героя картины, наносил недостающие, по мнению живописца, штрихи.

Триумф

Столичная публика увидела картину на 12-й передвижной выставке в 1884 году. Тема произведения витала в воздухе, художественное воплощение было на высоте, поэтому зрителям картина очень понравилась. После успеха в Петербурге подобный триумф ждал её в других городах царской России. Затем за 7 тысяч рублей её приобрёл Павел Третьяков, причём, по свидетельствам, не за содержание. Решающим фактором для коллекционера стало то, что «она очень действует на публику».

Картина «Не ждали» Репина – выдающееся произведение, в котором слились воедино свет и тьма, драма и лиризм, жанровая и историческая живопись. Это сложное сплетение позволяет и сегодняшнему зрителю сполна насладиться визуально, понять психологически и прочувствовать сердцем героев картины как реально существовавших в истории России.

Смотрите также
Понравилась статья, поделись с друзьями
shturman
Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
TopKartin.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector