- Автор: Репин Илья Ефимович;
- Год: 1884-1888;
- Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
- Размер: 1160,5 х 167,5 см. Холст масло;
- Цена: Первая цена за картину была предложена покупателем Павлом Третьяковым в размере 5000 рублей в 1884 году. После “жарких” торгов, в начале февраля 1885 года, вместе с картиной «Иван Грозный и сын его Иван», сошлись на сумме в 21,5 тысяч рублей, из которых 7000 за картину “Не ждали”.
«Не ждали» – картина русского художника XIX – XX века Ильи Репина (1844-1930). Написана маслом на холсте размером 160,5 х 167,5 см в период 1884-1888 годы. Экспонат Государственной Третьяковской галереи (Москва).
Автор картины «Не ждали»
Илья Ефимович Репин «Не ждали» задумал как сцену появления в кругу семьи вернувшегося из ссылки. Революционное движение в царской России набирало обороты, и художник как человек с активной жизненной позицией не мог пройти мимо происходящего в его стране. В своём творчестве Репин всегда стремился отражать «горячие» темы. Всё, что волновало современное общество, затрагивало и струны души живописца. Произведения художника отличались актуальностью, меткостью и острым откликом на действительность. Таким отражением, эхом жизни стала картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали».
Две версии произведения
Картина Репина «Не ждали» существует в двух вариантах:
- Возвращение девушки, отбывшей наказание. Встречающие – две младшие сестры и юноша, сидящие за столом. Картина написана маслом на деревянной доске размером 46 х 37 см. Также принадлежит Третьяковской галерее. Это первоначальный вариант картины, написанный в 1883 году.
- Не удовлетворённый результатом, а именно силой передачи эмоций, Репин в 1884 году приступает к другой работе, с главным героем мужчиной, вернувшимся из ссылки. Этот вариант стал основным – в него художник вложил гораздо больше и времени, и творческих поисков, и сил.
В обоих вариантах события развиваются в комнате дачи в Мартышкино (ныне часть города Ломоносов). Здесь, под Петербургом, художник в те годы жил с семьёй, родные и знакомые позировали для всех персонажей.
Описание картины Репина «Не ждали»
Сюжет очевиден – неожиданное для всех присутствующих появление в комнате мужчины, политического ссыльного, отпущенного на волю, родного человека. Он широко раскрытыми глазами с надеждой, опаской и вопросом взирает на дорогих людей, которые, конечно, ждали его все годы ссылки, но встреча всё же внезапна и чрезвычайно волнительна. Вскочила с кресла и рванулась к сыну пожилая мать, женщина в чёрном на переднем плане, вот-вот совладает с внезапной слабостью не верящая своим глазам жена, сидящая у рояля. Очень красноречивы руки обеих – напряжена и будто дрожит кисть матери, судорожно вцепилась в подлокотник жена. Лица матери не видно, но зритель угадывает в нём и боль, и страдание, и облегчение, что дождалась. За столом дети вернувшегося, мальчик постарше, на лице которого написана открытая детская радость, и девочка. Взгляд дочери настороженный – за годы ссылки отца она его совсем позабыла. У распахнутой двери удивлённая и настороженная горничная, из-за неё выглядывает любопытная кухарка. Сейчас сбегутся-соберутся все, кто есть в доме, и соседи.
Светлый интерьер комнаты в солнечный день, аккуратные обитатели дома контрастируют с вошедшим и внешне, и внутренне. Вернувшийся, в пыльных истоптанных сапогах и коричневом армяке, выглядит здесь чужим. Только взгляды и позы присутствующих дают зрителю полную уверенность в том, что эта семья – единое целое.
Работа художника над картиной
Известно, что Илья Репин «Не ждали» планировал как произведение высокоэмоциональное. Лица, жесты и фигуры героев должны были дать ответы на злободневные вопросы, затронувшие в те годы многие интеллигентные семьи. Революционная тематика была внесена в жанровую живопись – подобное представление тогда было единственно возможным, иначе цензура не допустила бы произведение к показу.
Глубоким смыслом произведения стала проблема соотношения личного и общественного. Героя волнует, как отреагируют близкие на его возвращение, будут ли упрёки со стороны близких или оправдание в их глазах. Главный персонаж переписывался не раз – художник решал, придать ему возвышенное выражение лица или по-человечески усталое. Корректируя голову и фигуру мужчины в четвёртый раз, Репин наконец был удовлетворён – теперь читалась и энергия, и неуверенность одновременно.
На ранних этапах написания полотна художник в круг действующих лиц вводил отца главного героя и фигуру старика. Но затем Репин удалил их с картины, посчитав, что большое количество персонажей будет отвлекать зрителя, а выбранные для окончательного варианта герои в полной мере раскрывают тему произведения.
Но художник, человек дотошный и стремящийся к совершенству, дорабатывал картину даже после того, как продал её в 1884 году Павлу Третьякову. Вплоть до 1888 года Репин изредка появлялся в выставочном зале, когда тот был закрыт для посетителей, и, вглядываясь в лицо главного героя картины, наносил недостающие, по мнению живописца, штрихи.
Триумф
Столичная публика увидела картину на 12-й передвижной выставке в 1884 году. Тема произведения витала в воздухе, художественное воплощение было на высоте, поэтому зрителям картина очень понравилась. После успеха в Петербурге подобный триумф ждал её в других городах царской России. Затем за 7 тысяч рублей её приобрёл Павел Третьяков, причём, по свидетельствам, не за содержание. Решающим фактором для коллекционера стало то, что «она очень действует на публику».
Картина «Не ждали» Репина – выдающееся произведение, в котором слились воедино свет и тьма, драма и лиризм, жанровая и историческая живопись. Это сложное сплетение позволяет и сегодняшнему зрителю сполна насладиться визуально, понять психологически и прочувствовать сердцем героев картины как реально существовавших в истории России.