- Автор: Репин Илья Ефимович;
- Год: 1876;
- Место нахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
- Размер: 322 х 230 см. Холст масло;
- Цена: Стоимость не известна.
Написал Илья Ефимович Репин “Садко” в 1876 году в Париже. А сейчас эта картина размером 322х230 сантиметров, выполненная в стиле реализм, маслом по холсту, висит в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Разберемся, как сложилась ее судьба, что предшествовало созданию полотна и каков его сюжет.
Сюжет и композиция
Главным героем полотна является новгородский купец Садко, стоящий в правой части картины. Он был написан с Виктора Васнецова, которого художник специально пригласил в Европу для позирования. Садко по повелению морского царя, задумавшего женить купца, смотрит невест.
В левой части полотна морские девы, которые выглядят как иностранные красавицы, проходят мимо купца, стараются привлечь его внимание взглядами и нарядными костюмами. Они ярко подсвечены откуда-то сверху, а сам Садко находится на самой границе тени и освещенного пространства.
Но Садко даже не смотрит на них. Его взгляд прикован к скромной девушке, стоящей в темноте на балконе — служанке морского царя, которую зовут Чернава. Она не участвует в смотре, лишь поглядывает в центр картины из интереса к необычным невестам. Однако ее главный герой и выбирает себе в жены. Этим решением он поражает как правителя морского царя, так и всех других обитателей волшебного мира.
Однако на людских персонажах композиция только строится. Ее дополняют детально изображенные жители морских глубин: рыбы, скаты, медузы морские звезды. Из-за их изобилия и густых водорослей хвосты и подолы героинь, ноги самого Садко почти не видно.
История создания и восприятия картины
К моменту написания “Садко в подводном царстве” Репин был довольно популярным живописцем, путешествующим по Европе. Все из-за того, что он получил Большую золотую медаль Академии художеств и право на оплачиваемую поездку. Именно тогда, во Франции, Репин стал не только делать наброски на месте, но и обращаться к отечественному фольклору.
Подготовка к написанию работы
Илья Репин всегда серьезно относился к своей работе. Перед созданием картины появлялось огромное количество набросков, причем не целостных, а детальных. Так же произошло и в случае с картиной “Садко”. Перед тем, как начать писать ее на холсте, автор:
- Изучал атласы, в которых описывалась подводная флора и фауна;
- Посещал морской аквариум в Берлине, чтобы проанализировать движения морских животных;
- Ездил в Нормандию для наблюдения за рыбами и водорослями в диких условиях;
- Ходил в Хрустальный Дворец в Лондоне, чтобы понять, как распределить на полотне свет;
- Делал наброски морского дна в Парижском океанариуме.
Общественная реакция
Работу Илья Ефимович Репин выставил на Парижском салоне 1876 года. Это была одна из престижнейших выставок Франции, участие в которой позволяло художникам получать широкую известность. Европейская аудитория отнеслась к работе с легким равнодушием. Сам художник тоже не был доволен результатом. Репин считал, что полотно вышло посредственным и пошлым. Он жаловался, что ощущает себя “безнадежно несчастным” из-за того, что остро недоволен своим же творчеством.
Зато на родине “Садко” высоко оценили как общественность, так и критики. За полотно Репину присудили звание академика. А саму картину выкупил представитель династии Романовых — великий князь Александр Александрович, будущий российский император Александр III.
Скрытый смысл картины
Согласно его дневникам и письмам, на выбор сюжета и потайного смысла повлияло впечатление художника от выставки французских импрессионистов. По задумке, главный герой может выбрать себе любую иноземную красавицу — любую технику и задумку — но все равно обращается к скромной девушке, олицетворяющей традицию русской живописи.
С этим можно сравнить реакцию художника на творчество импрессионистов. Он посчитал их работы эстетически красивыми, но лишенными глубокого смысла. Сам Илья Ефимович писал: “Идея выражает мое настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства”.